Зависимость от гаджетов у подростков и детей

Содержание

Бегом от гаджетов: как избавить ребенка от электронной зависимости?

Зависимость от гаджетов у подростков и детей

Давным-давно, еще в прошлом веке, Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья».

Но самое страшное, когда только телефон — друг. А зависимость способна привести к этому: когда соцсети заменяют личные встречи и общение, СМС — разговоры и звонки, онлайн-просмотры — походы в кино и театр. Начинать борьбу с гаджет-зависимостью нужно с детства.

Ситуация №1: подросток все свободное время проводит с планшетом

«Мои друзья не знают, что делать с ребенком — все свободное от школы время он проводит за планшетом, сидя в соцсетях. На все их предложения пойти куда-то с одноклассниками, друзьями, даже просто прогуляться, он отвечает: “Мне это неинтересно”. Забирать планшет — действовало как временная мера, но в целом ситуация не меняется». Мария, 32 года.

Различают психологические и физические симптомы интернет-зависимости.

Психологические симптомы

  • эйфория за компьютером;
  • увеличение количества времени за компьютером;
  • пренебрежение семьей, друзьями;
  • проблемы с учебой, отказ делать уроки;
  • сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, игнорирование такой просьбы;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира.

Физические симптомы

  • сухость в глазах;
  • головные боли и боли в спине;
  • пропуск приемов пищи, нерегулярное питание;
  • пренебрежение гигиеной;
  • расстройство сна, изменение режима сна.

Подросток может начать страдать компьютерной зависимостью, если ему не с кем обсудить проблемы, у него нет друзей, а родители полноценно не общаются с ним (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу).

К сожалению, проблему интернет-зависимости своего ребенка родители осознают иногда очень поздно, ведь с виду все вполне прилично: сын или дочь не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер — это часть современной жизни. Родителям удобно: ребенок не мешает, можно заниматься своими делами. Такой образ жизни постепенно приводит семью к отдалению друг от друга и уходу подростка в альтернативную реальность.

Решение проблемы: 

  • Предложите своему ребенку поиграть в игру «день тишины» — отключите в субботу или воскресение все сотовые телефоны и посвятите это время общению друг с другом. Постарайтесь сделать так, чтобы день прошел интересно для ребенка и ему захотелось и в следующие выходные устроить «день тишины».
  • Придумайте семейную традицию, например, «вечернее чаепитие». Пусть это будет особое время, когда можно говорить друг с другом по душам.
  • Старайтесь быть для своего сына или дочери не только заботливым и строгим родителем, но и добрым другом.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или клуб.

Чего не следует делать:

Не запрещайте ребенку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

Если подросток проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на замечания и не идет с вами на контакт — обратитесь за помощью к психологу.

Ситуация № 2: школьник не делает уроки

«8-летний сын моих друзей как-то после школы сказал: “У меня есть только один настоящий друг и пять ненастоящих. Я сегодня специально не взял с собой телефон, так ненастоящие не стали со мной даже разговаривать”.

 Но в то же время ребенок признался, что без телефона ему было очень дискомфортно, он нервничал. А дома он постоянно играет либо что-то смотрит в смартфоне причем в ущерб урокам.

Помогает только одно — отбирать, но в этом случае мальчик становится нервозным и обижается, что его ущемляют в правах». Анна, 36 лет.

Причины телефонной зависимости (номофобии) сходны с компьютерной, поскольку современный телефон — это тот же компьютер.

Признаки номофобии

Специалисты считают, можно говорить о болезненной зависимости от сотового телефона, если:

  • ребенок не может хотя бы на короткое время отключить его или расстаться с ним даже на минуту;
  • проявляет постоянное беспокойство по поводу того, что батарейка может разрядиться;
  • непрестанно проверяет SMS-сообщения, электронную почту;
  • часто просит пополнить счет своего мобильника.

Мобильный телефон является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребенок достаточно общается с родителями, а они всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством. Ну а если он одинок, на помощь всегда готов прийти телефон с интернет-общением.

Зависимость от электронных устройств специалисты в области психологии считают гормональной.

Гэри Смолл Нейропсихолог

Дофамин — гормон удовольствия — выделяется, как только человек получает очередную порцию новой информации.

Мы постоянно сканируем пространство в поисках чего-то, на что можно отвлечься: СМС, сообщение в соцсети, телефонный звонок.

Дофаминовые рецепторы возбуждены — мы находимся в состоянии перманентного предвкушения чего-то новенького и, как нам кажется, более интересного, чем то, чем мы сейчас должны заниматься.

Люди думают, что устройства позволяют им больше успевать, но все время отвлекаясь и делая несколько дел одновременно, человек не может сосредоточиться на главном и допускает обидные ошибки в простых вещах. Социологи даже изобрели термин — «поколение рассредоточенных людей». 

 За подготовку материала благодарим нашего эксперта:

Татьяна Климина,
практикующий психолог

Читайте больше интересных статей о воспитании:

Источник: https://www.yapokupayu.ru/blogs/post/begom-ot-gadzhetov-kak-izbavit-rebenka-ot-elektronnoy-zavisimosti

Как распознать симптомы зависимости от гаджетов у детей

Зависимость от гаджетов у подростков и детей
– Реклама –

Моему сыну 11, и он, как и большинство его сверстников,довольно много времени проводит в сети. Несколько лет назад я велакровопролитную войну против такого способа проведения досуга: «Иди лучшепочитай, полепи, порисуй, пособирай роботов и т.д.». Но кроме скандалов ипотери контакта я не добилась ничего. А я не хочу войны, я люблю своего сына идорожу доверием между нами.

Последнее время я немного ослабила контроль: еслисетевые игры и ролики на принципиально не влияют на психику моего сына и не отражаются на учебе – онвесел, общителен, дружелюбен, да и к тому же отличник— то волноваться не о чем.

Но действительно ли мое спокойствие оправдано или же мой сын лишь усыпил моюбдительность и, получив карт бланш, лишь сильнее погружается в онлайн зависимость?

Где проходит граница между зависимостью и нормой?

По данным исследований, о зависимости от гаджетов можноговорить, если ребенок ежедневно проводит в их компании от 8 до 24 часов. В этовремя не входит использование смартфона по прямому назначению – для того, чтобыпозвонить. Однако если ваш ребенок пересаживается от смартфона к планшету, а отпланшета к компьютеру, то это тревожный сигнал.

Поколение Z

Поколение, рожденное после 2000-х, иногда называютпоколением Z. Эти детидругие. Они отличаются от детей прошлых поколений. Они не знают, что такоежизнь без интернета. Им не знаком мир без смартфона.

Они не застали времена,когда информацию добывали из книг и из познавательных телепередач, когдапозвонить можно было лишь со стационарного телефона.

В те далекие времена детиразвлекались, играя в подвижные игры, купаясь на речке и воруя яблоки изсоседского сада.

Поколение Z – это поколение домашних цифровых технологий и круглосуточного онлайна. Если для людей, родившихся в прошлом веке, карманный интернет существенно упростил их жизнь, сделав ее шустрее и оперативнее. То для людей Z жизни до изобретения смартфона просто не существует, для них смартфон – это способ восприятия мира, цифровой аналог реальности, вытесняющий саму реальность.

Их погружение в онлайн среду можно понять, ведь жизнь здесь проще реальной: здесь проще завести друзей – достаточно нажать кнопочку, легче общаться – необязательно отвечать на неудобный вопрос сразу, можно оставить месседж непрочитанным, проще получать информацию – ые помощники вам в помощь, проще быть лучше, чем ты есть – достаточно сделать интересным свой профиль в соцсетях.

Особый способ восприятия мира

У детей из поколения Z свой тип восприятия мира.

Это незначит, что они стали глупее, как раз напротив – среднестатистичекий подростокцифровой эры умнее и эрудированнее своего предшественника, родившегося на парудесятилетий ранее. Они просто по-другому воспринимают информацию.

Например, имудобно получать новые знания порционно, через наглядность – инфографику,смайлики, иконки, в идеале – видеоролик, но не слишком длинный, иначе они могутпотерять интерес.

По данным исследований, современные дети не способны сконцентрироваться на одном объекте дольше 8 секунд (средний показатель). Динамика и наглядность – вот ключи к успешному познанию.  Из минусов, связанных с мышлением  – сокращение объема памяти. Мозг перестает запоминать информацию: а зачем, если карманный справочник с онлайн доступом всегда под рукой. 

Дон Кихот и цифровые мельницы

Любопытно, но все, что сейчас происходит с нашими детьми,могло бы произойти с нами, если бы мы родились в эпоху цифровизации. Но это ОНИ– поколение Z, и этопроисходит с НИМИ. Анализируя происходящие изменения, мы не всегдаруководствуемся здравым смыслом.

Зачастую на первый план выходят страхи и мифы,которые мы почерпнули – какая ирония – тоже из сети. Выходит, что мы пытаемсяанализировать ранее не изученный феномен и объяснить детям, что с ними можетпроизойти что-то нехорошее, не имея ни фактов, ни доказательств.

Все этонапоминает борьбу с ветряными мельницами: также страшно и непонятно, как с этимбороться.

Если мы замечаем, что ребенок сидит в интернете дольше обычного,он перестал выходить на улицу и общаться с друзьями, ему неинтересно живоеобщение, мы включаем внутреннего Дон Кихота и кидаемся на мобильник как на цифровогомонстра. Миссия благородная, но эффект тот же, что и у Сервантеса – смешно ималоэффективно.     

Худший вариант поведения родителей в такой ситуации – этопостановка лжедиагноза «у моего ребенка интернет-зависимость» и попытка «выбитьвсю эту дурь» силой. Он все равно вернет себе привычный способ взаимодействия смиром, а вот вам будет сложнее вернуть его расположение. 

Тревожные сигналы, на которые стоит обратить внимание

В большинстве случаев родительская паника напрасна, и речьидет о естественных процессах взросления и становления личности, познании мираи определения своей роли в нем – и у современных детей это происходит не безпомощи интернет-технологий. Однако есть признаки, которые могут косвенноуказывать на наличие зависимости ребенка от гаджетов. Вот основные симптомы:

  • Нарушения сна: ребенок засиживается допоздна с телефоном или за компьютером, долго не может уснуть;
  • Не реагирует на просьбы и не подчиняется требованиям: не реагирует на вашу просьбу закончить игру, выйти из сети, сделать что-то по дому и т.п.;
  • Не слушает аргументов о вреде для его здоровья: спорит, не соглашается с разумными доводами, перестает слушать;
  • Утомляемость: вялость, синюшность под глазами, нет сил ни на что, апатия;
  • Защищает личное пространство: постоянно закрывается в комнате, просит, чтобы никто не мешал;
  • Растерянность: в ситуации, где нет возможности погрузиться в мир онлайна, теряет интерес к происходящему, не знает, чем можно заняться;
  • Депрессия: грустит без доступа к интернету, не проявляет никакого интереса к реальности
  • Агрессия: при попытках отобрать гаджет или сократить время его использования, выражает недовольство, кричит, скандалит, заявляет о нарушении прав и т.д.
  • Ломка. Если ребенок пристрастился к жизни онлайн, то, лишившись своей игрушки, он становится замкнутым, уходит в себя, не общается с родителями, готов пойти на все, лишь бы вернуть заветный гаджет. Если ничего не помогает, то даже может пойти на обман и воровство. Такое состояние может сопровождаться взрывами агрессии, паники, истерикой.

Что делать, если симптомы зависимости налицо?

Погружение в виртуальный мир с головой иногда связано с трудностями в реальном мире: проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, конфликт с учителем, непонимание со стороны родителей, неразделенная любовь и т.д.

Дети еще не научились решать такие проблемы, поэтому они стараются от них сбежать. И самое простое – это нырнуть в смартфон, где эти проблемы их не достанут.

Такая связка реальной психологической проблемы с онлайн-бегством, безусловно, требует коррекции специалиста.

И все же в большинстве случаев выход в интернет – это развлечение и общение.

Если вы заметили, что ваш ребенок проводит в сети больше времени, чем раньше, и это может негативно сказаться на его самочувствии, то следует попытаться уменьшить время использования гаджетов.

Полный запрет, как правило, приводит к обратному – эффекту запретного плода: он лишь разожжет страсть вашего чада к запретному устройству.

Самой правильной стратегией будет аргументированное ограничение времени использования гаджета. Но следить за соблюдением установленного режима вам придется самостоятельно, полагаться на детскую честность в этом вопросе точно не стоит.

Отличный способ отвлечь сына или дочь от гаджетов – это предложить им достойную альтернативу – прогулка, поход в кино или кафе, совместное катание на роликах/велосипеде/лыжах и тому подобное.

Кроме того, современные дети, как и мы с вами когда-то, по-прежнему тянутся к загадочному взрослому миру, поэтому они с энтузиазмом воспримут ваше приглашение составить вам компанию на каком-то важном взрослом мероприятии.

Когда будете придумывать альтернативу, помните, виртуальный мир очень хорош по части развлечений, так что вам придется напрячь свою фантазию.  И когда ваш ребенок будет весело и интересно проводить время, он и думать забудет о гаджетах.

А что делать, если ребенок наотрез отказывается от всех предложений и егоувлекает только сеть?

Попробуйте создать условия, когда ребенок не сможет пользоватьсяустройством. Например, отправляйтесь на дачу, но без зарядки или сходите впоход с палатками вместе с друзьями и их детьми, где смартфон быстро разрядитсяи не будет доступа к сети. Дети любознательны и открыты миру, и иногда длятого, чтобы привести эти качества в действие, им всего лишь нужно поднятьглаза.

Я допускаю, что мой сын, как и другие современные дети, не мыслит своей жизни без гаджетов, но я стремлюсь к тому, чтобы в его жизни был гармоничный баланс между реальностью и временем, проведенным в сети. А еще не забывайте о том, что лучший воспитатель – это личный пример. Так что, может быть, для того, чтобы ваш ребенок перестал зависать в сети, вам стоит самим отлипнуть от экранов смартфонов?

Ксения Вавилова

Иллюстрации: Анастасия Леман

Источник: https://www.vitajournal.ru/psychology/developmental/kak-raspoznat-simptomy-zavisimosti-ot-gadjetov/

«Мама, мне скучно, дай телефон!», Как возникает зависимость от гаджетов у детей

Зависимость от гаджетов у подростков и детей

Наблюдаю картину общения дочери с матерью:

— Мама, дай телефон.
— Не дам! Ты много сегодня играла! — говорит мама, пряча телефон подальше в свою дамскую сумочку.
— Мне скучно!!! — начала истерить девочка.

— Ну, дай телефон! Ты, что не понимаешь, что мне скучно… — начинает демонстративно плакать, ожидая, что получит своё (проработанная схема).

— На!… Возьми!!! — мама раздражённо вытягивает телефон из сумки и отдаёт ребенку.

Девочка успокаивается и пропадает на несколько часов. Тишина.

Вспоминаю, как на одну из смен лагеря-клуба «Я и другие» приехал ребёнок с игровой зависимостью. Ему было всё не интересно, никакие мастер-классы не приносили удовольствия, ни групповые игры, ни анимации, ни спорт. Он всё время говорил: «мне скучно».

И постоянно плакал родителям в телефон, что это самый занудный лагерь, где ему приходилось побывать, что ему здесь очень скучно (лагерь без гаджетов). Спрашиваю его: «Если бы у тебя была волшебная палочка, чтобы ты изменил бы в нашем лагере?».

«Разрешил бы играть на смартфоне», — не поднимая голову, отвечает 10-летний парнишка.

Продолжаю спрашивать, чтобы понять увлечения ребёнка:

— А что тебе больше всего нравиться делать? — Играть на телефоне! — А как ты проводишь время? — продолжаю интересоваться. — Прихожу домой со школы, играю на смартфоне, делаю уроки, потом вновь играю. — Тебе нравится, как ты живёшь, ты чувствуешь себя счастливым? — вновь интересуюсь.

— Когда есть смартфон — да! — отвечает ребёнок.

Сейчас многие родители сталкиваются с тем, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребенка от скуки, давая вновь смартфон. И, возможно, чтобы избавить себя от детского нытья. У ребёнка не формируется переносимость к такому состоянию.

Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребёнок может долго нудить, но в голову не приходят идеи — что-то создать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина.

Даже если кто-то и предложит альтернативу создать игру в не-онлайн, — это будет скучно.

Игровая зависимость или интернет-зависимость легко формируется с раннего детства. Мозг ребёнка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений: достиг, выиграл и получил удовольствие. В интернете много не всегда полезной для ребёнка информации.

Мозг усиленно питается и съедает всё. Чем питается мозг ребёнка, родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребёнок, сталкиваясь с жизненными трудностями, всё больше и больше хочет оставаться в онлайн. Там хорошо и интересно.

Там есть виртуальные друзья (которые никогда не придут в гости), отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности.

А в реальности всё становится плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое неинтересно, в общем, вновь «скучно». Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется. Хочется получить дозу «в руки смартфон».

И ради этого ребёнок готов быстрее убраться в своей комнате, сделать уроки, да что угодно сделать, чтобы только получить от родителей смартфон. У подростков зачастую случаются истерики, и демонстрация суицида, если в детстве их лишали смартфона.

Причина проста — полученный опыт жизни в онлайн и играх создаёт определённые изменения в мозге, формируются нейронные связи: где и как можно получить удовольствие. Пластический мозг ребенка, играя в компьютерные игры или живя в онлайн, получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В реальной жизни невозможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики.

Когда дети живут в онлайн от 3 до 5 часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой — и вновь подпитывается желание убежать от реальности. Создаётся замкнутый цикл.

Бывали случаи, когда дети, после того, как родители уснут, до утра играют… и это длится неделями (родители про это даже не знают), пока психика не даёт сбой. Тогда уже вмешивается психиатрия.

Дофамин — это гормон, отвечающий за поощрение от какой-либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребёнок набирает уровень в игре.

Гормон дофамин относится к широкому классу под названием «катехоламины». Он повышает внимательность, создаёт хорошее настроение, создаёт привязанность, и когда его становится много, то приводит часто к переутомлению. Ребёнок, играя, устаёт.

По-настоящему устает. Потом не хватает сил, чтобы делать уроки.

Ребёнок проживает жизнь в Инстаграм, в Ютуб и в компьютерных играх, и мозг, который в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо, а что плохо.

Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится всё тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Формируется из ребенка «дофаминовый наркоман».

Нужна доза, и он её требует, а родители дают!

Чем опасен онлайн для детей

Что происходит с ребёнком, который много проводит времени онлайн:

  • становится раздражительным и эмоциональным, капризным;
  • становится агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;
  • появляется бессонница;
  • падает успеваемость (притупляются познавательные интересы);
  • становится рассеянным;
  • слабо развивается воображение (сложно что-то придумать своё);
  • реальность становится чёрно-белая, теряется интерес к жизни;
  • становятся не интересными кружки и другие увлечения в реальности;
  • становится неинтересным для других;
  • появляются проблемы со зрением и позвоночником;
  • не умеет преодолевать трудности (быстро сдаётся);
  • мало двигается;
  • ослабляется иммунитет;
  • формируется сильное «Я виртуальное» и слабое «Я реальное»;
  • формируется зависимость.

В здоровом варианте можно получать дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествиями… И, если вы надумали уменьшить пребывание ребёнка в онлайн, тогда вместе создайте ему интересную жизнь в оффлайн.

Создайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребёнок побудет в ней и придумает что-то своё, свою реальную игру, пригласит друга, и они вместе поиграют в УНО, в Монополию, порисует или полепит.

Не вы для него, а он сам должен придумать!

Памятка родителям

Очень важно помнить следующее.

Компьютерную игру можно давать играть только на 30 минут в день (чтобы не сформировалась зависимость). Объясните ребёнку, почему вы ставите ограничения. Важно, чтобы он понимал.

  1. 30–40 минут любимого Ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота о мозге ребёнка). Ограничения делаются с уважением к личности ребёнка.
  2. За час до сна — никаких гаджетов (маме с папой также полезно побыть без гаджетов, вдруг увеличится интерес друг к другу). Гаджеты полезно убрать из детской.
  3. Золотое время укладывания ребёнка спать с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину (улучшается самочувствие ребёнка на следующий день).
  4. Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, устраивать совместные ужины без гаджетов, прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости и играть в обычные и интересные дворовые и настольные игры.
  5. Формировать хобби у ребёнка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам (формируется ценность того, что он может).
  6. И ребёнку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость).
  7. Прогулка на улице от 2 до 4 часов день (кислород нужен для питания мозга).
  8. Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким).
  9. Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя).

Важно! Без крайностей! Не стоит полностью лишать ребёнка интернета или игр на телефоне.

Родитель в процессе воспитания ребёнка вынужден делать ограничения. Каждый родитель желает, чтобы ребенок был счастливым. Иногда становятся невыносимыми страдания ребёнка — хочется спасти его от «скуки», помочь.

Но, если мы по-настоящему любим своих детей и желаем им лучшего, нужно найти в себе силы уменьшить внутри себя напряжение и дискомфорт, который мы ощущаем, когда ставим ограничения.

Нам хочется говорить «да» своим детям намного чаще, но иногда сказать «нет» — это лучшее, что мы можем сделать для своего ребёнка. Осмысленные ограничения создают безопасность для вашего ребёнка.

Источник: www.planet-kob.ru

Источник: https://www.oum.ru/literature/roditelyam-o-detyah/kak-voznikaet-zavisimost-ot-gadzhetov-u-detey/

Зависимость от гаджетов у детей

Зависимость от гаджетов у подростков и детей

К гаджетам относятся любые современные многофункциональные устройства, призванные облегчать жизнь человека в самых различных сферах. Несмотря на свое прямое предназначение организовывать быт человека и освобождать его время для решения личных вопросов, современные гаджеты стали причиной серьезной зависимости целого подрастающего поколения.

Притягательность игрушки

Детская зависимость от гаджетов с выходом в интернет объяснима с точки зрения нескольких факторов:

  • желание не отставать от сверстников и быть в курсе всех новинок;
  • интернет дает возможность ребенку почувствовать себя кем-то другим, более значимым, чем он есть в действительности;
  • обладая возможностью доступа к любой информации, ребенок получает ощущение «посвященности» во все тайны;
  • жажда разнообразить свою жизнь при невозможности делать это в реальности.

У маленьких детей зависимость от гаджетов формируется из-за стремления получить яркие впечатления – насладиться красочной подачей мультиков или пережить приключение в какой-нибудь адаптированной игре.

Жизнь маленького ребенка и так насыщена событиями, поэтому сам по себе он не испытывает потребности в дополнительной стимуляции своих чувств, но, получив доступ к упрощенной версии занятости времени, ребенок прочно «подсаживается» на интересную игрушку.

Причины в семье

Родители четко осознают обстоятельства, способные нанести вред здоровью ребенка, но когда дело касается занятости чада, в силу вступает закон наименьшего сопротивления, когда определяющим фактором становится, чтобы малыш был занят и не мешал одновременно. Почему это происходит?

Во-первых, родителям удобно, что они могут заниматься своими делами, не отвлекаясь на капризы ребенка.

Во-вторых, с детьми гораздо легче договориться, используя любимый планшет или телефон в качестве предмета договора – исполнишь поручение, бери гаджет, не исполнишь – сам виноват.

В-третьих, родители могут быть сами настолько увлечены спорным устройством, что видят в его использовании только благо.

Другими причинами зависимости от гаджетов, рожденными в семье, называют:

  • неблагоприятную обстановку дома, когда ребенок вынужден искать средства, чтобы уйти от реальности;
  • неправильные понятия о поощрении, принятые в семье;
  • боязнь родителей быть «плохими» для ребенка;
  • отсутствие других увлечений у детей.

Нередко у истоков проблемы стоит отсутствие родительского воспитания. Если мама и папа постоянно работают или по другим причинам малыш растет на попечении родственников, неготовых уделять ему достаточное внимание, увлеченность гаджетом может стать фатальной.

В чем заключается вред гаджетов

Самая большая опасность в использовании гаджетов детьми заключается в том, что современная игрушка способна стать ложной альтернативой большинству занятий ребенка, которые должны развивать его физически и умственно. Переписка с виртуальными знакомыми заменяет ребенку общение с реальными друзьями, а прохождение различных квестов вполне поглощает потребность подростка в самореализации и признании.

Другие опасности зависимости от гаджетов у детей:

  • психическое перенапряжение, связанное с тем, что мозг не успевает обрабатывать массу стремительно преподносимой информации;
  • мышление ребенка настраивается на будущее время, когда он сможет снова приняться за игру или посмотреть видео;
  • если в играх, в которые обычно играет ребенок, присутствуют страшные персонажи, возможно развитие фобий, невротических заболеваний;
  • от долгого сидения над маленьким экраном у человека нарушается зрение, искривляется позвоночник;
  • снижение ответственности, привычка к упрощенному результату.

Наиболее разрушительно на слабую психику ребенка действуют ролевые игры, где ведомый персонаж полностью сливается с личностью геймера.

Детей такая идентификация с героем очень устраивает – они чувствуют себя значимее и могущественнее.

Это ведет к подавлению их истинного «Я», которое всегда качественно отстает от вымышленного образа и постепенно деформирует представление ребенка об окружающем мире и его роли в нем.

Проявления

Как называется зависимость от гаджетов? Среди проявлений подчиненности современному устройству (в данном случае – мобильному телефону), основным критическим состоянием называют номофобию – это страх лишиться гаджета. Ребенок, которого наказали, отобрав игрушку или отключив Интернет, может вести себя неадекватно: истерически кричать, кидаться в драку, кататься по полу или даже биться в судорогах.

Менее опасными, но характерными для определения зависимости от гаджетов являются «фантомная вибрация» или «фантомный звонок». Человеку может постоянно казаться, что ему звонят или присылают одно сообщение за другим, но экран телефона будет чист. Это состояние периодически испытывает каждый активный пользователь устройства, но человека зависимого призрачные вызовы посещают очень часто.

«Умственная чесотка» – это то, что происходит у человека, который слишком долго не пролистывал ленту событий в социальной сети или испытывает неудовольствие от скудности новостей на своей страничке. Дискомфорт, испытываемый при этом, ощущается на физическом уровне – пересыхает во рту, чувствуется зуд. Возможны приступы паники или агрессии.

Признаки зависимости у подростка

Зависимость от гаджетов у подростков может быть менее выражена, чем у детей младшего возраста (исключая запущенные состояния), но и она становится тем очевиднее, чем дольше ребенок оказывается изолированным от любимого устройства.

По каким признакам родителям будет нетрудно определить проблему:

  • получая доступ к своему телефону или планшету, подросток испытывает возбуждение, близкое к эйфорическому состоянию;
  • другие занятия, игры кажутся ребенку неинтересными;
  • во время игры или общения в соцсетях подросток теряет представление о времени;
  • попытки родителей изъять телефон или ограничить к нему доступ встречают у подростка активное сопротивление и агрессию;
  • все разговоры с ребенком сводятся к достоинствам или недостаткам его гаджета, новым играм, новостям из соцсетей.

О зависимости от гаджетов скажет и пропагандируемая ребенком его личная версия социальной разделенности, где все люди, по его мнению, делятся на две категории – «избранных» (имеющих модное устройство) и «отсталых» (не имеющих такового). Соответственно созданной схеме, определяется и отношение ребенка к окружающим.

Как избавиться от зависимости от гаджетов

Обнаружив предпосылки к опасной зависимости, родители должны удержаться от желания немедленно принять крайние меры. Следует сначала донести до ребенка, что в мире есть много вещей и занятий, которые интереснее смартфона и запертой в нем виртуальной реальности, а уже затем накладывать ограничения на пользование гаджетом.

Взрослым следует знать, что:

  • планшет или телефон не могут являться предметом поощрения, равно как запрет на их пользование – наказанием;
  • если ребенок научится самовыражаться в семье и обществе, его будет меньше тянуть к виртуальному общению;
  • в доме должны быть обозначены зоны, свободные от пользования гаджетами (например, кухня);
  • каждый вечер родители и дети должны собираться и обсуждать прошедший день, делиться впечатлениями и эмоциями;
  • ребенку можно предложить вести дневник – это является хорошей альтернативой странице в соцсети.

Вводя в обиход разумные ограничения на пользование устройством, следует помнить, что детям до 7 лет можно играть в телефоне 15-20 минут в день, младшим школьникам – до 30 минут, а подросткам – до 1 часа.

Опасность категорического запрета

Проблема зависимости от гаджетов возникает при наличии двух крайностей в подходе к проблеме:

  • при отсутствии родительского контроля и полном попустительстве вредной привычке;
  • при строгом запрете на использование устройства.

И если в первом варианте крайности проблема очевидна и подлежит осторожной корректировке, то во втором случае зависимость протекает скрыто и поэтому обнаруживается внезапно и в очень активных проявлениях.

Полный запрет на гаджеты всегда бессмыслен, поскольку ребенок все равно рано или поздно получает доступ к устройству. Зная позицию родителей относительно запретного плода, дети прилагают все старания, чтобы скрыть свое новое пристрастие, что только усугубляет глубину их зависимого положения и утяжеляет обстановку в семье.

Неграмотно сформированная занятость

Часто зависимость людей от гаджетов возникает из-за огромного количества свободного времени.

Вкладывая нереализованный временной ресурс в создание более удачной версии себя в интернете, человек получает иллюзию успешности и совершенно теряет представление о реальности.

Какой выход? Найти ребенку достаточную мотивацию действовать в реальном мире и добиваться «бонусов» в виде настоящих достижений.

Другой стороной вопроса является чрезмерная занятость ребенка, не отвечающая его истинным интересам.

От детей требуют быть одновременно спортсменами, художниками, музыкантами якобы для расширения сферы будущего жизненного выбора, однако ребенок неспособен жить мыслями о будущем.

То, чем он занимается, должно увлекать его ежеминутно, иначе это превратится в тяжкую рутину, выбраться из которой можно будет только посредством яркого, развлекающего и не требующего ничего взамен гаджета.

Никакой паники!

Родительская паника, развернутая на фоне проблемы зависимости ребенка от гаджета, никогда не бывает обоснована. Возникает она тогда, когда взрослые закрываются от нужд своего отпрыска демонстрацией последствий пагубной страсти, не стараясь при этом рассмотреть суть затруднения.

Происходит следующее: у ребенка отбирают его гаджеты, лишают всяческих поощрений, наказывают учебой или принудительным посещением психолога.

Ничего из этого не приносит положительных результатов, но внешняя идиллия достигнута – подросток перестает сидеть в телефоне, начинает больше заниматься уроками; другими словами, он снова «присутствует».

Все это приводит к развитию огромного количества комплексов, способствует развитию скрытой агрессии и даже ненависти к родителям.

Избежать всего этого можно, причем приложив гораздо меньше усилий, чем тратится при систематическом отбирании у подростка устройства и неусыпной слежке за его перемещениями. С ребенком необходимо вести постоянный диалог, где его мнение будет учитываться наравне с мнением взрослых, а его интересы будут составлять основную часть его времяпрепровождения, свободного от школы.

Пусть в семье станет обычным, чтобы каждый из домочадцев делился своими мыслями, переживаниями и планами на будущее.

Ничего нет страшного в том, что ребенок поиграет в телефоне немного дольше положенного – важно, чтобы он смог сам затем остановиться и переключиться на другие дела.

Чтобы это происходило безболезненно, следует попросить его самого следить за временем, выделенным на игру. Со временем юный геймер привыкнет к самоконтролю, и проблема перестанет носить острый характер.

Источник: https://FB.ru/article/443980/zavisimost-ot-gadjetov-u-detey

Зависимость подростков от гаджетов: что делать, если ребёнок не отлипает от телефона?

Зависимость от гаджетов у подростков и детей

“Дочь постоянно в телефоне, устала бороться. Что делать?”  “Мой 13-летний сын целыми днями играет с планшетом, отказывается что-либо делать дома, грубит и скандалит, если прошу выключить гаджет. Прошу совета, помогите!”

Как отучить подростка от смартфона? Можно ли наказать ребёнка, забрав телефон? Как преодолеть зависимость детей от гаджетов? Этим вопросом задаются многие родители. В этой статье специально для CogniFit (“КогниФит”) психолог Ирина Гладких расскажет вам о том, чем опасна телефонная зависимость подростков и как справиться с этой проблемой. 

Что делать, если подросток постоянно залипает в телефоне?

Гаджет-зависимость у подростков

Как часто вы можете увидеть на улице, в магазине, в любом другом общественном месте подростка или ребёнка с гаджетом в руках? А как часто вы встречаете детей с книгой или просто общающихся между собой без гаджетов? Как часто ваши собственные дети проводят время с гаджетами, предпочитая их общество общению с вами, друзьями, чтению книг и пр.? Вопрос взаимодействия детей и подростков с гаджетами далеко не праздный. С каждым годом их контакт становится всё прочнее, в то время как контакт с реальным миром ослабевает. Почему так происходит и что с этим делать?

Современных подростков, тех кто родился после 2000 года, часто называют поколением Z.  У поколения Z, или как его ещё называют – поколения iGen (Internet Generation), много особенностей, основными из которых являются:

  • повышенная лабильность в получении и добывании информации;
  • разница в восприятии информации (эти дети и подростки не умеют читать тексты, особенно длинные, и предпочитает короткие тексты, видеоролики и картинки).

Поколение Z – первое поколение, выросшее в эпоху онлайн трансляции, не знающее жизни без сотовых телефонов, смартфонов и прочих гаджетов. Даже компьютерная мышка для многих из них – анахронизм. iGenы не мыслят себя без Интернета. Подростки не готовы подолгу концентрировать внимание на чём-либо.

Средний максимальный период концентрации на одном объекте подростка из  поколения Z – 8 секунд, информация потребляется маленькими порциями, как бы “перекусами”. В идеале информация должна быть наглядной – иконки, смайлики и картинки. Зачастую наглядная информация заменяет текст.

При этом нельзя говорить о том, что подростки сейчас глупее, чем раньше, – напротив, сейчас модно быть умным и развивать свой интеллект.

Онлайн среда для подростков – это ведущее измерение реальности, потому что в Сети легче общаться и делиться информацией, проще  искать информацию и удобнее покупать вещи. Но для поколения Z онлайн общение не заменяет, а дополняет общение реальное. Современные дети не бывают одни.

Мы стали намного сильнее опекать детей, и даже если никого нет рядом физически, всегда есть кто-то в онлайне. Одиночество зачастую страшит подростков,  так как нет навыков проживания жизни в одиночку. Подростки очень зависимы от оценки окружающих и боятся “выпадения” из социума.

Поколение Z умеет бесконфликтно взаимодействовать, не бунтуют открыто (в том числе и в семье), больше времени проводят дома. Всё это вызвано постоянной жизнью в онлайне и навыками постоянного нахождения в контакте с кем-либо.

Дети стараются следовать общепринятым нормам поведения, более реалистично смотрят на жизнь и “откладывают” своё взросление.

Согласно одному из исследований, средний возраст детей, получающих первый смартфон в США, сейчас составляет 10,3 года.

Многие из этих телефонов являются телефонами мам или пап, но среди детей от 12 до 17 лет почти 80% идентифицируются как пользователи смартфонов.

 Масштабные исследования на территории Росси не проводились, но то, что вы каждый день встречаете детей с гаджетами перед собой, говорит о повсеместной “гаджетизации” детей и подростков.

Чем опасна зависимость от гаджетов?

Вроде бы не всё так страшно. Да, подростки живут с гаджетами, но сейчас такое время. Так чем же опасна зависимость ребёнка от гаджетов?  

Основные опасности можно разделить на 2 группы: опасность для здоровья и опасность социально-психологическая.

Опасность для здоровья заключается в непосредственном воздействии гаджетов на организм. Работа гаджетов меняет работу мозга и сам мозг.

При постоянном взаимодействии с гаджетами происходит рассосредоточенность внимания (как уже говорилось выше – максимальное среднее время сосредоточенности на одном объекте – 8 сек), снижается объём памяти, так как отпадает необходимость удерживать в голове постоянно большие (а иногда уже и небольшие) объёмы информации. Зачем что-то запоминать, если это можно узнать в интернете за несколько секунд?

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны.

Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут.

CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Проверьте основные способности мозга с помощью инновационного онлайн теста

Исследователи из Университета Сассекса и Университетского колледжа Лондона (Великобритания) выяснили, что частое использование гаджетов уменьшает количества серого вещества в мозге.

В эксперименте участвовали 75 человек, которые должны были ответить, как сильно они зависят от различных медиа-устройств, начиная от мобильных телефонов и компьютеров и заканчивая телевизором (кроме того, в опросник были включены также печатные издания).

Результаты опроса совместили с результатами МРТ мозга, и оказалось, что у тех, кто больше всего пользуется медиа-электроникой, меньше серого вещества в передней поясной коре, которая участвует в выполнении когнитивных задач и помогает контролировать эмоции. 

Постоянное использование гаджетов снижает качество и общую продолжительность сна.  Использование соцсетей, мессенджеров и пр. вызывает страх пропустить что-то “важное” или не увидеть чью-то “важную” новость.

Это заставляет проверять сообщения и свои страницы в соцсетях постоянно.

Исследования показали, что подавляющее большинство пользователей гаджетов (около 80 %) проверяют свой телефон непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.

Подростки спят со своими телефонами рядом с подушкой практически все, без исключения. Они проверяют сообщения и обновления в т.ч. и ночью – сразу, как только проснутся.

 Постоянное внутреннее напряжение мешает полноценному сну и не даёт возможность заснуть вовремя.

Согласно исследованию, проведённому в 2012-2015 годах в США, число подростков, которые спят меньше 7 часов в сутки, увеличилось на 22%.

Помимо беспокойного и неполноценного сна здесь таится ещё одна опасность.

Воздействие света от экрана гаджета воспринимается нашим мозгом как продолжение светового дня: это приводит к изменению  циркадных ритмов организма (внутренних часов), изменению в выработке мелатонина и бессоннице.

Также, как оказалось, наши глаза особенно чувствительны к синему свету, который излучают экраны современных устройств. Поэтому после использования гаджетов перед сном человеку (а подростку особенно) сложно уснуть, а если он и засыпает, то сон его очень беспокойный.  

Давно известен тот факт, что при концентрации взгляда на каком-либо объекте происходит уменьшение количества морганий.

Когда мы моргаем, то одновременно смачивается роговица глаза, и глаз получает краткосрочный отдых.

Чем меньше мы моргаем, тем суше роговица (это может привести к её воспалению, эрозии и прочим неприятным последствиям вплоть до серьезной потери зрения), и тем больше утомлён наш глаз.

Чем опасна зависимость от гаджетов

Помимо всего сказанного, предпочтение гаджетов общению сверстниками приводит к изменению физической активности. Если добавить к этому повсеместную доступность жирной и калорийной пищи, то опасность возникновения ожирения становиться очень ощутимой.

 Также снижение социального (живого) общения в отсроченной перспективе приводит к росту депрессивных состояний.

Опрос Monitoring the Future показал, что подростки, которые проводят больше среднего времени за “экранной” деятельностью, с большей вероятностью несчастливы, а те, которые больше занимаются “неэкранной” деятельностью – счастливы.

Опасность социально-психологическая заключается  в том, что в сети вы не можете защитить своего ребёнка от нежелательных контактов, не можете проконтролировать получаемую им информацию и не знаете точно с кем именно общается подросток.

Благодаря анонимности в социальных сетях и интернете в целом, общение там в основном идёт инкогнито.  В социальных сетях, на форумах подростки могут подвергаться кибербуллингу. Не все могут адекватно противостоять такому агрессивному воздействию и защищать себя в сети.

Зачастую подростки беззащитны перед оценкой окружающих, которая выливается на их страницы и комментарии к их фото, постам, блогам, заметкам и пр.

Подросток может подвергаться воздействию жестокого контента, даже если он не желал его просмотра. Агрессивная реклама в интернете, гиперссылки, рассылки, навязывание контента,  может привести к просмотру видео, фото или получению иной информации нежелательного содержания.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59b8f61648c85eb43c0062f6/5c741868645eac00b39dddbe

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.