Вымышленный друг у ребенка

Содержание

У ребенка вымышленный друг: пять советов родителям

Вымышленный друг у ребенка

Родители в замешательстве: «Меня тревожит, что у ребенка появился вымышленный друг», «Дочка придумывает себе вымышленных друзей», «Как относиться к тому, что сын придумал себе друга, разговаривает с ним, играет?», «Как на это реагировать?».

Что, когда и почему

Вымышленный друг — плод детского воображения. Стоит разобраться, почему возникает этот феномен и у каких детей.

У дошкольника наступает такой период в развитии воображения и сознания в целом, когда он учится отделять мир фантазий от реальности.

В 3-4 года фантазирование ребенка требует опоры на материальный объект (игрушки, предметы): действуя с ними, он лучше представляет воображаемого персонажа и воображаемую (мнимую) ситуацию, в которой персонаж живет.

Позже, примерно в 5-6 (7) лет, плоды фантазии могут довольно устойчиво жить уже только в воображении ребенка — как представления о персонажах и их похождениях.

У некоторых детей создается особо благодатная почва для фантазирования — они придумывают и рассказывают истории, будто играют без игрушек. И это не только нормально, но свидетельствует о хорошем развитии воображения.
Но придумывание себе «друга», который сопровождает фантазера в повседневности, случается не у всех детей.

С кем такое случается

У кого такая особая способность к фантазированию — раскрывается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Она природно задана детям со зрительным вектором: они не только невозможные выдумщики, но и мастера анимации, то есть могут вообразить что-либо со всеми подробностями и деталями и даже одушевить придуманного друга, считая его вполне реальным.

Зрительные детишки еще и большие артисты, любят играть разные роли, эмоционально изображать разных персонажей. Обычно, играя с игрушками, говорят разными голосами — за куклу, за мишку, и даже игрушечный грузовичок или паровозик может петь песенки и разговаривать своим особым голосом.

Они — воображалы в самых разных смыслах. Их эмоциональный диапазон широк, ярок и разнообразен. Поэтому, когда «друг» впервые возникает, ребенок способен вдохнуть в него жизнь, наделяя не только внешним обликом, но и характером, собственной историей жизни.

Если у ребенка, кроме зрительного, есть еще и звуковой вектор, то дополняется склонность замыкаться на собственных состояниях, фантазиях.

Для такого ребенка особенно свойственно воспринимать собственные мыслеформы как реальность, а все, что его окружает, считать несущественным, почти не существующим для него.

Ситуация усугубляется, если звуковичок, защищаясь от окружающих шумов и резких звуков, усиленно отгораживается от внешнего мира. И тогда придуманный друг для ребенка становится вполне реальным — понимающим и поддерживающим в ситуации самоизоляции и одиночества.

Этот ребенок, природно склонный к постижению абстрактных содержаний и смыслов, пытается искать ответы о первопричинах всего существующего, о смысле жизни, о космосе, планетах и звездах.

Поэтому если он придумывает друга, то наделяет его какой-то фантастичностью, инопланетностью, неземными особенностями. Друг может прилететь с какой-то планеты или звезды, может обладать способностью перемещаться по воздуху.

Может говорить без слов, передавая информацию мысленно…

К кому прилетает Карлсон?

Вы, конечно, помните историю о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше! Помните, как рассуждал Малыш: «Вот у тебя, мама, есть папа; и Боссе с Бетан тоже всегда вместе. А у меня — у меня никого нет!..» И «…ему вдруг показалось, что у него действительно никого и ничего нет на свете».

…И тогда у Малыша появился Карлсон.

Такому ребенку (а мы уже поняли, что это звуко-зрительный ребенок) необходимы впечатления, эмоциональные переживания. И когда он не находит их в реальности, то эту пустоту он заполняет фантазией, придумывая друга.

Но почему Малышу не хватает в реальности того, что ему так необходимо? Потому что ему, звуко-зрительному, требуются впечатления и переживания в гораздо большем объеме, чем детям с другими векторами.

Польза или вред?

Так, может, пусть себе фантазирует — какой в этом вред? Или лучше запретить, чтобы даже думать не смел?

В действительности появление «друга» можно рассматривать как детскую болезнь роста. Если она случилась, не стоит паниковать.

Но надо помочь ребенку выйти из нее, чтобы он научился в своем сознании разделять реальную и условную жизнь, постиг главное — «знание о том, что бывает на самом деле, а что понарошку» .

Без этого знания, если ребенок застрянет в своих фантазиях, он не сможет научиться адекватно воспринимать реальность, прогнозировать возможное развитие событий, предвидеть последствия своих поступков.

И где же выход?

Всего несколько рекомендаций:

  • Воздержитесь от негативной реакции. Не ругайте ребенка, не высмеивайте, не запрещайте рассказывать о друге.
  • Выведите «друга» наружу. Объективируйте его — попросите ребенка рассказать о своем друге: какой он, как выглядит, что делает, любит? Попросите нарисовать его. Это поможет ребенку выйти из тайного убежища своих взаимоотношений с вымышленным другом, доверить свою тайну вам. Так у вас появится возможность понять, что происходит с ребенком и как ему помочь.
  • Усильте эмоциональную связь между вами и ребенком. Желательно привлечь и других членов семьи для укрепления эмоционального контакта. Больше расспрашивайте ребенка о его впечатлениях и переживаниях в связи с реальными событиями, эмоционально откликайтесь и поддерживайте его в реальных делах, в продуктивном творчестве.
  • Помогите найти реального друга. Познакомьте ребенка с другими детьми, помогите в поиске общих интересов. Обращайте его внимание на их переживания и другие особенности в поведении, на их качества, чтобы он больше наблюдал и сосредоточивался на реальных людях.
  • Развивайте у ребенка продуктивное воображение — чтобы он создавал реальный продукт (в конструировании, рисовании, сочинении и т.п.), который был бы объективно представлен и его могли воспринимать и другие люди. Восхищайтесь его произведениями, обсуждайте, как именно его замысел воплощен в жизнь.

И напоследок…

Появление у ребенка вымышленных друзей — это не только сигнал того, что ребенку надо помочь найти выход. Это — явный маркер природных свойств ребенка, которые надо развивать; это подсказка родителям, в каком направлении развитие ребенка будет наиболее эффективным.

Автор Елена Горшкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Ответы на вопросы

15 Мар, 2018 Комментариев: 3 1242
Дети ответы

Источник: https://svp.expert/otvety-na-voprosy/u-rebenka-vymyshlennyj-drug-pyat-sovetov-roditelyam/

Вымышленный друг у ребенка – о чем говорит его появление?

Вымышленный друг у ребенка

«Мама, а у меня есть друг! Он самый лучший, мы с ним играем и веселимся!» — взволновано  говорит малыш маме. Мама очень рада, что ее ребенок уже дружит с кем-то, ведь дружба очень важна в жизни детей.

Но ее радость сменяется растерянностью, а затем и страхом, потому что у малыша друг не настоящий, а придуманный. Сайт для мам supermams.

ru рассказывает, стоит ли паниковать, если у вашего чада появился вымышленный друг.

Почему появляется вымышленный друг?

Психологи говорят, что очень много детей придумывают себе друзей, и что сразу пугаться этого не стоит. Не стоит считать, что эти выдумки – патология или проблема в общении со своими сверстниками.

  В возрасте примерно от 3  до 7 лет одни дети дружат с любимой игрушкой, а другие, если воображение уже хорошо развито, создают себе лучшего друга в мыслях.

Причем вымышленный лучший друг может появиться у любого ребенка вне зависимости от его характера, семейной обстановки.

Причин появления придуманного друга множество.

Фантазии

Причина появления друга-невидимки – обычная бурная фантазия ребенка. Он просто сочинял, придумывал и нафантазировал себе интересного друга. И это абсолютно нормально. Обычно с таким вымышленным другом расстаются быстро, самое позднее к школе.

Здесь более важно поведение родителей. Не нужно одергивать малыша, кричать на него, ругать и угрожать. Не нужно высмеивать его фантазию или говорить: «Прекрати сочинять!», «Да нет такого друга!», «Какая ерунда!».

Поверьте, для вашего малыша друг – сосем не ерунда. И таким поведением вы можете с легкостью простую безобидную фантазию превратить в патологию или добиться того, что ваш ребенок не будет вам доверять.

Еще одно последствие такой вашей реакции – ваш малыш разучится мечтать и фантазировать. Представьте, что ждет малыша в жизни без мечты. А как тяжело ему будет учиться без развитого воображения.

Лучше расспросите подробнее своего малыша про нового вымышленного друга. Проявите интерес, участие. Пусть малыш фантазирует вволю.

Дефицит внимания

Нехватка внимания со стороны родителей также может стать причиной появления невидимки. Ведь если папа на работе, мама тоже занята, никто не может (или не хочет) играть с ребенком. Ему на выручку приходит вымышленный друг, который всегда найдет время на игру с малышом.

В этом случае «друг» — показатель одиночества ребенка.

Боязнь наказания

Иногда придуманный друг спасает малыша от наказания. Возможно, родители слишком строги с малышом и ему приходится находить того, кто будет во всем виноват. Но если «друг» малыша постоянно безобразничает, разбрасывает вещи и игрушки, то вам достаточно сказать своему ребенку, что вы не хотите играть с его другом, потому что он вас сильно огорчает и обижает.

Страхи и проблемы

Бывает, что придуманный друг – показатель страхов ребенка, проблем с общением со сверстниками. Такую причину легко вычислить, ведь тогда малыш отказывается дружить с настоящими детьми и вымышленный лучший  друг не исчезает со временем. Ребенок воспринимает друга слишком серьезно, а все, что с ним происходит, принимает близко к сердцу.

В особых случаях такой «друг» остается на всю жизнь.

Вымышленный друг: что делать?

Для начала, как мы уже выяснили, не нужно пугаться этого друга. Попробуйте поиграть в него с ребенком. А лучше используйте его в своих целях.

Например, можно с помощью такого придуманного друга выяснить, что думает ребенок на самом деле о садике, о воспитателях, о событиях, да и о самих родителях.

Поверьте — то, что ребенок не может сказать вам лично, он обязательно расскажет при помощи своего друга.

Можно использовать такого приятеля и для привлечения ребенка к уборке игрушек, помощи маме по уходу за домом и так далее.

Постарайтесь уделять малышу больше внимания. Показывайте, как сильно вы любите своего ребенка. Ведь, как говорит герой  Ромена Роллана: «Дух создаёт, чего ему недостаёт». Пусть у вашего малыша не будет недостатка в любви.

Очень действенный способ избавления от «друга», если он мешает малышу развиваться и захватил все внимание и пространство малыша, это отправить невидимого приятеля отдыхать, в путешествие. А в это время придумать для своего ребенка интересное занятие, а может игру.

Если ваш ребенок уже постарше, то можно переключить его фантазию про вымышленного друга на придумывание сказок. Рассказать про писателей, которые пишут придуманные истории и сказки. Пусть ваш ребенок попробует свои силы в качестве писателя.

Итак, как мы выяснили, вымышленный друг не всегда свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. И порой такой друг может даже помочь родителям в воспитании ребенка.

Самое главное здесь не перегнуть палку и не заигрываться, уметь вовремя остановиться. А еще важнее уметь показывать ребенку свою любовь. Цените своих малышей и не бойтесь показать их значимость для себя. Возможно, тогда вашему ребенку не понадобится вымышленный друг.

Загрузка…

Источник: https://supermams.ru/vymyshlennyj-drug.htm

Воображаемые друзья у ребенка: стоит ли беспокоиться родителям?

Вымышленный друг у ребенка

» Дети до 3-х лет » Психология детского возраста

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетних детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам взаимодействовать с воображаемым другом малыша.

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

Источник: https://mapapama.ru/children/psychology_baby/voobrazhaemye-druzya-u-rebenka

Воображаемый друг: почему дети выдумывают себе приятелей

Вымышленный друг у ребенка

Недавно мы с моим шестилетним сыном «подсели» на книги Астрид Линдгрен. Ну а какой ребенок не увлекался ее книгами? И вот когда уже и Пеппи, и Эмиль, и Рони стали почти родными, мы начали выискивать менее популярные ее произведения.

И наткнулись на интереснейший сборник сказок — «Крошка Нильс Карлсон». Помните? Каждая история самостоятельна и не связана со следующей, в ней свои герои, события, развязка.

Но уже после второй-третьей понимаешь, что кое-что общее все-таки есть.

Тема воображаемого друга.

Веселая или грустная, зачастую пугающая или смущающая родителей, но от этого не менее популярная, ведь по статистике 46 % детей в Англии придумывают себе приятелей, а в Америке — так вообще 65 %.

Почему же нашим детям не хватает Крокодила Гены, а английским — Гарри Поттера? Зачем они выдумывают своих? Давайте разбираться.

Главные причины

Чаще всего ребята «заводят» себе вымышленных друзей, просто потому что хочется пофантазировать. Мечтать, прикасаться к волшебству, сочинять свою собственную сказку.

Нормально ли это? Да! До семи лет это не просто нормально, а говорит о том, что у ребенка отлично развито воображение. Не стоит ему мешать. Однако очень важно присмотреться и понять, нет ли тут другой, более серьезной причины.

• Одиночество: ребенок не вписался в коллектив, потерял близкого друга, замкнулся в себе.

• Отсутствие впечатлений: например, ребенок заболел, да не простудой на неделю и даже не ветрянкой на три. А лежит дома или в больнице месяцами, и вокруг ничего интересного не происходит. Вот бы было классно, чтобы прилетел какой-нибудь волшебник и унес тебя с собой в тридевятое царство! Хотя бы до ужина.

В результате травмирующего события (смерть близкого, развод родителей) воображаемый друг может появиться не только у дошкольника, но даже и у подростка. Это, наверное, наиболее тяжелый случай, требующий аккуратного, но срочного вмешательства.

Следующей причиной можно назвать страх. Если в жизни ребенка страха очень много, то он может выдумать друга, чтобы преодолевать все невзгоды вместе. Ведь и нам по темному переулку идти с кем-то вдвоем намного легче. Вот и ему засыпать в темной комнате с «монстром под кроватью» страшнее одному, чем с невидимым товарищем.

И отдельно скажу о страхе наказания. В этом случае друг не от монстров тебя охраняет. Это будет посерьезнее. Опасаясь родительского гнева, ребенок валит вину за любой проступок на воображаемого приятеля. Он ему нужен для самообороны от самых близких. И это само по себе травмирует детскую психику.

Как реагировать родителям

Итак, мы разобрались в причинах появления у ребенка несуществующего друга. Что делать дальше: запрещать? подыгрывать? игнорировать? Решение будет зависеть от конкретной причины.

Если малыш просто фантазирует (а это наиболее распространенный вариант), то развивайте эти фантазии, делайте их более реалистичными: пишите вместе сказки, рисуйте несуществующего товарища, расспросите, какой он и что любит. В этом случае достаточно медленно переводить детскую фантазию из плоскости совсем невидимого в видимое.

Если ребенок не может найти друзей и заменяет их вымышленными — помогите ему выстроить отношения в реальном мире. Отдайте сына или дочку в кружок по интересам, пригласите кого-то или сами сходите в гости, отправьтесь в семейный лагерь. Даже если вы интроверт.

Когда проблема в нехватке впечатлений на серьезном больничном, сейчас есть возможность позвать в палату волонтера или даже платного аниматора, а дома самим устроить кукольный театр. Налаживайте контакт, находите время в своем сложном графике. Заменяйте невидимого приятеля собой.

Со страхами отдельная работа, и по этой теме есть много книг и статей: не замалчиваем пугающее событие, не прячем ребенка от него, а постепенно подводим знакомиться. Боится темноты — планируем ужин при свечах. Боится собак — изучаем породы и через некоторое время идем на выставку. Если ребенок не боится, то и товарищ для преодоления страха ему будет не нужен.

О страхе наказания, когда ребенку нужен нафантазированный товарищ, чтобы спихнуть ответственность за разбитую вазу, наверное, понятно и без подсказок: меняем свою родительскую позицию в этом вопросе. Меньше ругаем, выражаем свое недовольство мягче и корректнее.

В самом сложном случае — травме потери близкого или разводе родителей — обязательно ведем ребенка к психологу. И взрослому справиться с горем в одиночку трудно, а ребенку — трудно вдвойне.

Есть также общие рекомендации:

Не нужно рассказывать ребенку, что вымышленный друг — признак сумасшествия.

Лучше признавать этого друга, узнать о нем побольше. Если ребенок говорит, что товарищ будет с вами обедать и хочет поставить тарелку для него, — не взывайте к голосу разума, а просто дайте тарелку.

Но и не инициируйте сами общения с несуществующим приятелем, если речь о нем не заходит: не нужно на следующий день спрашивать, будет ли он с вами снова обедать, и ставить тарелку без запроса.

Перекладывание ответственности за проступки нужно пресекать, но мягко: твой друг насорил? Ладно, но вам с ним сейчас надо будет пропылесосить.

Когда стоит бить тревогу

Ребенку больше семи лет, а воображаемый приятель так и живет с вами.

Ребенок играет только со своим невидимым товарищем.

Игра ребенка и его несуществующего друга носит агрессивный, жестокий характер, присутствуют ссоры между ними.

Ухудшился сон, аппетит, самочувствие.

Ребенок путает реальность и фантазии и сложно переходит от одного к другому.

Но эти проявления скорее редкость, а в остальное время выдуманные друзья — это всего лишь часть детства. Каждый второй ребенок в том или ином возрасте дружит с невидимым товарищем. Давайте дадим ей право на существование!

Что почитать по теме

Детям от 3 до 7 лет:

Лиззи Стюарт «Тигр в саду». Книжка-картинка про маленькую девочку, в чьем саду живет тигр. Во всяком случае, бабушка так утверждает. А бабушке нельзя не верить. В книге не очень много текста, но она вся про чувства и эмоции ребенка.

Джим Хелмор «Снежный лев». Здесь отлично описано, как же научиться дружить с реальными ребятами и отпустить придуманных друзей.

Квентин Гребан «Как воспитать мамонта». Невероятно добрая и смешная сказка для совсем юных фантазеров.

Детям от 6 до 12 лет:

Эдвард Ван де Фенфен «Собачка, которой у Нино не было». Рассказ про мальчика восьми лет, долгую разлуку с отцом и любовь к животным. Грустная, но с хорошим финалом.

Валерия Ординарцева «Видимая-невидимая». История девочки, выбравшей себе в друзья невидимую лошадь.

Николас Шуфф «Видимые-невидимые друзья». Несколько новелл о детях и их проблемах: скандалах родителей, трагической потере матери, одиночестве и воображаемых друзьях, которые от него спасают.

Астрид Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Сборник сказок об одиночестве и нехватке впечатлений.

Подросткам и взрослым можно посоветовать книгу Мэтью Грина «Воспоминания воображаемого друга» — единственное произведение, написанное от лица самого несуществующего товарища, который надолго остался в жизни реального ребенка и помогает ему справляться с его несчастьем.

Источник: https://www.matrony.ru/voobrazhaemyiy-drug-pochemu-deti-vyidumyivayut-sebe-priyateley/

Воображаемые друзья и их смысл для детей!

Вымышленный друг у ребенка

Мир маленького ребенка состоит не только из того, что привычно для нас, взрослых. В его реальности есть место для фантазий и сказок. Когда малыш засыпает, он легко переносится в воображаемый мир, где легко соседствуют волшебные и реальные существа, а проснувшись, может увлеченно рассказывать о том, как общался ночью с доброй феей…

Детское воображение начинает развиваться примерно с 2,5 до 3 лет, что можно узнать по появлению в игровой деятельности сюжетных игр, в которых различные предметы или игрушки наделяются определенными свойствами и характером. Более, чем у половины детей это происходит одновременно с появлением одного-двух воображаемых друзей.

Приятели-невидимки бывают разных форм и размеров. Их образ может быть похожим на кого-то, кого ребенок уже знает, либо им может стать сказочный персонаж, герой мультфильма или даже мягкая игрушка. Иногда ребенок целиком выдумывает весь образ своего «друга».

Невидимые друзья могут находиться только в определенных местах, например, под кроватью или в шкафу, а могут появляться и исчезать без всякой видимой причины.

На что обратить внимание

Как правило, воображаемых друзей ребенка не стоит опасаться: их появление — нормальный этап взросления детей от 3 до 7 лет. Для того, чтобы лучше понять, зачем малышу, вымышленный друг, представьте, что он все-таки реален, и попросите ребенка познакомить вас.

Постарайтесь не выражать недоумение и перенеситесь в воображаемый мир своего малыша. Не страшно, что на завтрак придется понарошку накрывать блюда для еще одного «гостя», зато со временем ребенок будет рассказывать вам о своих реальных друзьях, не опасаясь осуждения.

Понаблюдав за игрой ребенка, вы заметите, какую функцию невидимый приятель выполняет. Что это может быть?

  • Чувство контроля: независимо от того, насколько вы позволяете ребенку проявлять самостоятельность, он все равно понимает, что в большинстве случаев родители все контролируют, а не он. Придумывая воображаемых друзей, дети словно обретают чувство контроля, поскольку в мире фантазий именно они говорят своему «другу», что делать и чего не делать.
  • Удовлетворение фантазий: в придуманном мире дети дружат с любимыми героями — Анной и Эльзой, Золушкой и Рапунцель, Трансформером и Человеком-Пауком, — которых они хотели бы встретить в реальной жизни.
  • Повышение уверенности в себе: воображаемый друг не критикует и не осуждает действия ребенка, поэтому с ним можно быть самим собой.
  • Компания для игр: малыш восполняет таким образом недостаток общения со сверстниками.
  • Возможность выразить свое мнение: некоторые дети боятся высказать свое мнение, и тогда они призывают на помощь воображаемых друзей, чтобы сказать что-то вроде: «Мама, моей Алисе не нравится это платье».
  • Использование в качестве козла отпущения: это самый удобный способ уйти от ответственности за проступок и обвинить во всем выдуманного персонажа. Ребенок таким образом создает себе чувство безопасности, пока не научится признавать свои ошибки.

Как видите, нет ничего страшного в том, что малыш выдумывает себе друзей. Однако стоит насторожиться, если ребенок уходит в воображаемый мир настолько, что избегает реального общения.

Как воображаемый друг может помочь в воспитании ребенка?

Дети часто воспринимают любимых персонажей из мультфильмов как реальных существ, отсюда — любовь к одежде, различным аксессуарам и даже мебели с принцессами и супергероями.

Прелесть таких персонажей не в их внешних качествах, а в волшебной силе, которой они наделены.

Маленький ребенок понимает, что его личные возможности ограничены, и, чтобы хоть как-то почувствовать могущество, он переносится в мир фантазий и идентифицирует себя с любимым героем (либо заводит с ним «дружбу»).

Родители могут извлечь из подобных фантазий немало пользы, например, победить страхи ребенка, если рядом окажется храбрый герой (как Моана или Спайдермен), помочь принять какие-то особенности, если малыш их стесняется (как Эльза, которая в конце концов научилась управлять своей магической силой и обрела себя) или научить сына или дочь смотреть на жизнь с оптимизмом (словно Рэйнбоу Дэш из мультфильма «Мой маленький пони»). А закрепить воспитательный эффект помогут правильные «декорации». Вы можете, например, заказать детскую мебель с изображением любимых героев ребенка. Спать, играть и заниматься в одной комнате с любимым мультгероем — настоящее чудо, которое легко воплотить в реальность. Воображаемые друзья или идентификация с персонажем мультфильма — здоровый элемент игры, который помогает ребенку развивать творческие способности и исследовать мир в безопасной среде. Общение с вымышленными персонажами также помогает детям справиться со страхами, тревогой, стрессом и другими сложными эмоциями. Ведь в любимых историях силы добра всегда побеждают!

Источник

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/voobrazhaemye-druzya-i-ih-smysl-dlya-detej/

«Воображаемые друзья» у детей дошкольного возраста. Стоит ли беспокоиться?

Вымышленный друг у ребенка

  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет

Мы учимся дружить, начиная с детства. Эта потребность есть у каждого человека.

Сегодня мы поговорим с вами о такой интересной теме, как воображаемые друзья и воображаемый мир, которым окружают себя дети дошкольного возраста. Число детей, имеющих воображаемых друзей, очень велико.

Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.

Нужно ли бить тревогу, если у ребенка появился воображаемый друг?

Уже в возрасте полутора лет дети играют в воображаемые игры. Они едят воображаемую пищу или едут на воображаемой машине.

И с трёх до пяти лет, в период бурного развития воображения и творческого начала, благодаря которому появляются сюжетно-ролевые игры, появляется и партнёр по таким играм – выдуманный друг.

Он – следствие живого воображения ребенка, однако, существуют и другие причины общения ребёнка со своим внутренним другом, которые скрывают сложности, обиды и переживания.

Причины появления воображаемого друга

Гиперопека. Зажатый в тесные рамки ограничений и запретов, малыш будет выдумывать мир, где можно шалить, гулять сколько хочется, прыгать по лужам и не есть невкусную кашу. С выдуманным другом он попадает в приключения, в которых проявляет себя героем.

Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком в семье, либо у детей большая возрастная разница. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.

Подражание. Обратив внимание на то, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем (он либо учит его, либо ругает), вы узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то.

В играх такого рода легко узнать, кто доставляет ребёнку неприятности. Повода для тревоги нет, если кроха при этом ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.

Если же он агрессивен, то, вероятно, сам стал жертвой агрессии, и это повод задуматься над своими методами воспитания или расспросить ребенка об отношении к нему в детском саду.

Страхи. Дошкольники находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители не слушают его, считая детские тревоги несерьезными.

Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как вести себя родителям?

Если ребёнок ничего не говорит о своем друге, то это не значит, что его нет. Родители не всегда могут знать о существовании тайного друга у своего малыша.

Как правило, вымышленные персонажи появляются в детских рисунках, и тут задача родителя или же психолога – «раскрыть» тайного гостя, задавая правильные вопросы. Друг может быть как ребёнком, так и животным, птицей, сказочным существом.

Постарайтесь как можно больше расспросить своё чадо о его друге, покажите своему ребёнку, что вы ему верите и не считаете его выдумку странностью. Не запрещайте эту дружбу и ни в коем случае не говорите, что это вызывает у вас опасения..
Воображаемый друг может вовлекаться ребёнком в активное взаимодействие с семьей. Например, малыш может сказать: «мама, я сейчас пойду в садик, а моя подруга останется дома, ты, пожалуйста, побудь с ней, а то ей одной страшно». Этого не стоит пугаться. Просто пообещайте ребенку, что выполните его просьбу и влейтесь в эту игру.

Если воображаемый друг – единственный товарищ вашего ребёнка, если он занимает главное место в его душе, если игры с ним стали видеть многие люди-это повод для беспокойства и визита к детскому психологу, который поможет разобраться в причинах сильной привязанности к вымышленному персонажу.

Выдуманных друзей вашего малыша не нужно бояться. Они помогают ему справляться с тревожащими переменами и дают возможность приобретать социальные навыки. С ними надо прожить какое-то время, а потом помочь ребёнку отпустить их туда, где им и положено остаться. В детство…

Психолог Наталья Гавришева

Тревожный ли ваш ребенок?

Высокая личностная тревожность может значительно затруднять учебную деятельность ребенка и его социальные контакты. Пройдите тест, созданный специалистами портала Я – родитель и оцените уровень тревожности своего ребенка.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/voobrazhaemye-druzya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-stoit-li-bespokoitsya/

У ребенка воображаемый друг: что делать? • фаза роста

Вымышленный друг у ребенка

Дружба, как и любовь, неподвластна возрасту. Но дети, в отличие от взрослых, более изобретательны. Если рядом нет такого друга, которому можно доверить все-все – я просто его придумаю!

В процессе игры дети фантазируют, конструируют собственную реальность, разговаривают с куклой, мишкой, домовёнком Кузей…  Воображаемый друг может быть одушевленной игрушкой, может — человеком, а может – супергероем, зверюшкой или вовсе сказочным созданием.  

Это нормально для 3-7- летних малышей, которые активно растут, познают мир, у них развита фантазия и воображение. А вот к школьному возрасту это, как правило, проходит.

Чего родителям делать не стоит

Если у ребенка появился воображаемый друг, не нужно пугаться. Психологи утверждают, что так называемый «синдром Карлсона», когда друга никто не видит, кроме малыша, не отклонение, а психологический феномен. Не паникуйте и не думайте, что с ребенком что-то не так.

И тем более не стоит обвинять его во лжи и  запрещать разговаривать с воображаемым другом. Иначе вы рискуете потерять доверие крохи. А общаться с «другом» он продолжит втайне от вас. Ведь это то же самое, что запрещать ребенку фантазировать и мечтать. Лучше попробуйте разобраться в причинах.

Недостаток живого общения и/или впечатлений, чувство одиночества

Когда эмоций не хватает взрослому, он ищет себе приключений в реальном мире. Ребенок же, полностью зависимый от родителей, находит их в мире своих фантазий.

Если он рассказывает вам о своем несуществующем друге, с которым они  путешествуют по фантастическим мирам, переживают невероятные истории и становятся героями закрученных сюжетов – малышу просто не хватает впечатлений и реальных живых эмоций, либо общения с друзьями.  

И ребенок разговаривает с воображаемым другом, делится с ним сокровенным, потому что больше не с кем.

Потребность в защите

Часто ребенок делится с вымышленным приятелем своими страхами, тревогами и опасениями. И скорее всего, его друг – супергерой (Бэтмэн, Человек-паук, Питер-Пен, Черепашка Ниндзя, кто угодно), который от всего защитит и придаст уверенности в себе.

Страх наказания или чувство вины

Иногда детская психика находит такой выход: боясь быть наказанным, он «валит» всю вину за разбросанные игрушки, незастеленную постель, разбитую вазу и т.д. на своего воображаемого друга.  

Иногда ребенок несознательно чувствует вину за что-то, хочет уйти от какой-то неприятной ситуации в реальности, и чтобы снять напряжение «перекладывает» ее  на героя своих грез. Сюда же, кстати, относится развод родителей: дети склонны винить себя в этом.  

Гиперопека родителей

Чрезмерное внимание также вредно, как и его недостаток. Если буквально душить ребенка своей заботой, контролировать каждый шаг, не давать возможности проявить себя, высказать свое мнение, это создаст психологическое напряжение.

Выход  – придуманный мир, в котором, в отличие от реального, можно все: есть мороженное килограммами, гулять по лужам под дождем, карабкаться на крышу и  смотреть мультики сутки напролет.

Конечно, может быть и другой сценарий:  малыш будет подавлять, критиковать и ругать фантомных друзей, требуя полного подчинения, выступая в роли строгого родителя.

Как себя вести с воображаемым другом  ребенка?

Выдуманные друзья есть у примерно 60% детей. При этом дети ощущают примерно то же, что взрослые после просмотра захватывающего фильма или прочтения интересной книги. Эмоции вполне реальны, хотя события выдуманы.  

Расспросите про воображаемых друзей малыша, выслушайте его истории, понаблюдайте за его играми. И вы узнаете о своем чаде много того, о чем даже не подозревали.  На выдуманных персонажей  ребенок часто проецирует собственные мечты, желания, потребности.  

Попросите его «познакомить» с  другом, подыграйте немного. Однако дайте понять, что все же отвечать за поступки будет не «друг», а ребенок: «Хорошо, это «Маша» разбросала игрушки, но убирать их все равно придется тебе, как хозяину комнаты».   

Поводы насторожиться

Жить в волшебном мире, где рукавичка может стать щенком (как в мультике «Варежка»),  щелкунчик –  принцем, колода карт – жителями страны чудес, плюшевый мишка – Винни-Пухом, живущим в большом дереве — это совершенно нормально для здорового развития трех-пятилетнего малыша.

Однако есть некоторые симптомы, которые должны насторожить родителей:

  • проблема не ушла после 7-8 лет (особенно если это воображаемый друг у подростка);
  • ребенок не играет в другие игры, не интересуется тем, что происходит округ, путает игру и реальность;
  • игры становятся злыми, малыш — агрессивным;
  • фантомный друг  «ссорится» с ребенком, он расстраивается;
  • нарушается сон и аппетит у ребенка;
  • малыш замкнулся в себе, не идет на контакт

В таком случае лучше все же обратиться к детскому психологу.

Команда Фаза Роста, Фаза Роста

Источник: https://fazarosta.com/u-rebenka-voobrazhaemyj-drug-chto-delat/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.