Виды, типы межличностного общения, взаимодействия, приемы саморегуляции поведения

Содержание

Практические навыки саморегуляции: расслабление, дыхание, самовнушение

Виды, типы межличностного общения, взаимодействия, приемы саморегуляции поведения

Ирина Владимировна Cтишeнoк, преподаватель Гомельского областного института развития образования, практический психолог и консультант.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, а также управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно использовать в любых ситуациях.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Существуют естественные способы регуляции организма, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Своевременная саморегуляция предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем;
  • рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
  • купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Кроме естественных приемов регуляции организма, существуют и другие способы саморегуляции (самовоздействия). Рассмотрим их более подробно.

Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Ниже представлен один из способов использования дыхания для саморегуляции.

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

  1. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).
  2. На следующие четыре счета задержите дыхание.
  3. Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
  4. Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

  • Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.
  • Дышите глубоко и медленно.
  • Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).
  • Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.
  • Прочувствуйте это напряжение.
  • Резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе.
  • Сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.)

Способы, связанные с воздействием словом

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 1. Самоприказы. Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов — коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе.Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с соответствующей организацией своего поведения.

Говорите себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.

Последовательность работы с самоприказами следующая:

  • Сформулируйте самоприказ.
  • Мысленно повторите его несколько раз.
  • Если это возможно, повторите самоприказ вслух.

Способ 2. Самопрограммирование. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Настроить себя на успех можно с помощью самопрограммирования.

1. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

2. Сформулируйте текст программы. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например:

  • «Именно сегодня у меня все получится»;
  • «Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;
  • «Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;
  • «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

 3. Мысленно повторите его несколько раз.

Формулы-настрои можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге.

Способ 3. Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны.

Особенно трудно переносимым является ее дефицит в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, что является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

Способы, связанные с рисованием

Рисование красками, карандашами, фломастерами, которые дают полноценный, насыщенный цвет, помогает избавиться от неприятных переживаний, особенно депрессии, тревоги, страха. В последних случаях рекомендуют рисовать левой рукой (правшам). При этом важно не наличие умения рисовать, а способность выразить свою эмоцию в абстрактной форме, через цвет и линию.

  1. Создайте рисунок, отражающий ваше внутреннее состояние.
  2. Возьмите яркие краски, ассоциирующиеся у вас с чувством радости, уверенности, свободы, и нарисуйте — пусть это будет чистая абстракция — что-нибудь этими красками.

Подобное эмоциональное насыщение очень важно. Его можно использовать для того, чтобы настроиться на «уверенное» состояние.

Приемы, способствующие снятию усталости перед сложной работой

Если вы устали, но вам предстоит еще сложная работа или же произошло событие, которое выбило вас из колеи, и вы теряете контроль над ситуацией, рекомендуется сделать паузу для саморегуляции с использованием самоприказов успокоения.

Этап 1. Физические упражнения на растяжение мышц и на напряжение—расслабление наиболее подходящих и не занятых в работе мышц (10-15 секунд).

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Что можно узнать о человеке из анализа его почерка

Этап 2. Расслабление мышц, но без дремотного состояния, с использованием следующих словесных формул, которые произносятся «про себя» в фазе вдоха (2,5 минуты):

  • Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
  • Мои руки расслаблены и теплеют.
  • Мои руки полностью расслаблены, теплы, неподвижны.
  • Мои ноги расслаблены и теплеют.
  • Мои ноги полностью расслаблены, теплы, неподвижны.
  • Мое туловище расслабляется.
  • Мое туловище полностью расслаблено, отдыхает, хороший, приятный отдых.
  • Состояние приятного отдыха, покоя, расслабления.
  • Идет процесс восстановления.
  • Каждая клетка мышц, нервов, мозга отдыхает и восстанавливается.
  • Весь организм хорошо отдохнул, восстановился.
  • Исчезли усталость и тревога. Я готов(а) действовать.

Этап 3. Мысленное представление наиболее значимых элементов в предстоящей деятельности (2 минуты).

Этап 4. Выполнение наиболее значимых действий (встать, улыбнуться, потянуться и т. д.) или произнесение самых основных аргументов (любых утверждений, способствующих самоодобрению и самоподдержке. Например: «Я справлюсь», «Я спокоен(а), счастлив(а) и уверен(а) в себе») (10-15 секунд).

В заключение следует отметить, что в работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей и неизменной уверенности в успехе дела, за которое вы взялись.

Помните об улыбке как эффективном способе снятия нервного напряжения. Кроме всего прочего, улыбка очень украшает человека, на него приятно смотреть. Это еще один способ укрепить уверенность в себе.

Исходя из вышесказанного можно вывести «формулу уверенности»:

  • Сознательное создание осанки и мимики уверенного человека.
  • Искусственное привлечение ощущения внутреннего состояния радости.
  • Создание мысленного образа успеха, ощущение себя успешным человеком.

Изучите другие практические навыки саморегуляции в курсе «Валеология»:

Валеология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Источник: https://www.elitarium.ru/samoreguljacija-priemy-samovnushenie-rasslablenie-dyhanie-uverennost-radost-tonus-sostojanie/

Межличностное общение — виды и формы взаимодействия людей

Виды, типы межличностного общения, взаимодействия, приемы саморегуляции поведения

«Общение» — одна из центральных категорий в современной психологии и стоит в одном ряду с такими понятиями как «личность», «поведение» и «мышление».

Межличностное общение выражается в попытках установления и дальнейшего развития взаимоотношений между двумя и более лицами.

Оно предполагает осуществление взаимовлияния на определенную регуляцию действий всех участвующих в процессе, а также на их индивидуальное поведение, намерения и взгляды.

Основные виды межличностного общения

Взаимосвязи, которые в момент межличностных отношений переживаются и осознаются индивидами в зависимости от степени заинтересованности, основаны на различных эмоциональных состояниях. Важное значение для общения также имеют психологические особенности собеседников, их уровень интеллекта.

Межличностный тип общения разделяют на следующие виды:

  1. Формальный. Происходит без учета психологических и других особенностей собеседников. Маски участливости, вежливости, строгости или безразличия позволяют завуалировать истинные эмоции и отношения. При частых контактах с помощью стандартного набора жестов и фраз можно уберечься от эмоциональных перегрузок.
  2. Примитивный. При этом способе общения происходит оценка собеседника. Его признают нужным или мешающим субъектом. Если считают, что он будет необходим, то с ним активно контактируют, в противном случае общение грубо прерывают. При получении желаемого интерес к такому человеку полностью исчезает и его отсутствие не скрывается.
  3. Функционально-ролевой. Для данного вида общения характерен регламент содержания. Личность собеседника имеет меньшее значение чем его социальная роль. Примером межличностного общения этого вида могут служить следующие партнеры — преподаватель и учащийся, начальник и сотрудник, водитель общественного транспорта и пассажир.
  4. Деловой. При этом виде общения собеседники принимают во внимание характер, возраст, настроение друг друга. Причем интересы дела всегда превалируют, личностные расхождения отступают на второй план. Обычная цель деловых переговоров или общения является достижение какой-либо договоренности.
  5. Манипулятивный. Общение с целью получения выгоды. При этом используются такие приемы как обман, лесть, запугивание, шантаж и другие.
  6. Светское общение. Полностью соответствует принятым в светском обществе нормам. Собеседники ведут себя крайне дипломатично. Но при этом, за маской вежливости скрывают свои мысли.
  7. Духовный. Допускает возможность разговора на любую тему. Это вид общения близких людей, понимающих чувства и мысли собеседника по интонации голоса или выражению лица.

Межличностным общением называют особый вид человеческой деятельности, в ходе которого осуществляется обмен идеями, чувствами и эмоциями, начинает развиваться система отношений.

Межличностное общение среди молодежи

В подростковом и юношеском возрасте у индивида начинают формироваться межличностные отношения к родителям, одноклассникам, преподавателям, друзьям, представителям всех слоев и групп общества. В этот период подростки становятся раздражительными и нетерпимыми. У некоторых из них отмечается склонность к агрессии. Они громко разговаривают, становятся эмоциональными.

К 16-летнему возрасту у большинства молодых людей наступает период самоутверждения и самопознания. Все происходящие события они воспринимают критично. К проблемам межличностного общения в молодежном сообществе чаще всего приводят отсутствие сострадания и нежелание соответствовать принятым нормам поведения.

Формы и способы межличностного общения

Формами межличностного общения считают:

  1. Диалог. Форму общения в виде диалога считают наиболее позитивной. Отношения выстраиваются с учетом открытости и равенства партнеров.
  2. Манипуляцию. Манипуляцией называют форму общения, предполагающую воздействие на партнера с целью реализации желаний и намерений, которые скрываются от него или подменяются другими.
  3. Императив. К императивному общению относят авторитарную форму воздействия на собеседника, стремление которой — прямое склонение его к некоторым действиям. Их можно трактовать как приказ, требования или предписания.

Динамика построения межличностных отношений напрямую зависит от возраста индивидов, их национальности и пола.

Женщины сильнее зависят от интенсивности межличностного общения. У них острее ощущается необходимость передачи окружающим своей личностной информации. Их больше беспокоит и подавляет одиночество.

Главной составляющей отношений и различных видов общения психологи называют эмпатию — осознанное сопереживание одного человека другому. Процесс общения очень сложный. Он различен в своих проявлениях и формах, и необычайно важен как для отдельной личности, так и для всего общества.

Изучаем межличностное общение — видео

Источник: https://mind-control.ru/obshhenie-i-vliyanie/mezhlichnostnoe-obshhenie-vidy-i-formy/

Культура, типы и проблемы межличностного общения

Виды, типы межличностного общения, взаимодействия, приемы саморегуляции поведения

Когда люди обращаются друг к другу с вопросами, просьбами, пытаются что-то объяснить или описать, они выстраивают коммуникацию, ожидая ответную реакцию. Этот процесс называется общением.

Межличностное общение — неотъемлемая часть жизни индивида. Способность к установлению и развитию социальных контактов определяет успешность человека во всех сферах жизни.

О функциях и значении общения в психологии вы можете узнать из другой нашей статьи.

Общение как межличностное взаимодействие

В основе межличностного взаимодействия лежит контакт индивидов (двоих и более), подразумевающий набор последовательных и логически обоснованных реакций на действия друг друга.

Межличностное взаимодействие может принимать различные формы, но оно всегда приводит к изменению поведения, характера взаимоотношений, эмоционального состояния оппонентов и т.д.

Межперсональное общение – это общение людей, каждый из которых обладает своими уникальными специфическими качествами, какие раскрываются в ходе общения.

Типы межличностного общения

Межличностное общение подразделяется на следующие типы:

  1. Формальный (контакт масок). Люди прибегают к искусственно транслируемой строгости, вежливости, учтивости, заинтересованности, безразличия, чтобы скрыть свои подлинные эмоции и отношение к партнеру по взаимодействию.

    Оппонент, прибегающий к формальному типу общения, не стремится проанализировать и учесть особенности собеседника.

    В условиях социально-ориентированных профессий и наличия обширного списка активных контактов именно формальный тип общения обеспечивает «эмоциональную стабильность», предотвращая перегрузки и выгорание.

  2. Примитивный. Оценочное восприятие собеседника с применением ярлыков. Потенциальных партнеров по коммуникации делят на «полезных» и «бесполезных». Люди, выстраивающие взаимодействие в рамках примитивного общения, ориентированы на «полезных» оппонентов, благодаря которым можно достигнуть поставленных целей. Людей из второй группы при этом игнорируют или в грубой форме отказывают в общении. После того, как цель достигнута, «полезные» оппоненты переходят в категорию «бесполезных».
  3. Функционально-ролевой. Общение в рамках социальных ролей (продавец — покупатель, заказчик — исполнитель и т.д.). Взаимодействие происходит с учетом регламентированных норм и средств общения. Личность собеседника стоит на втором плане после соц. роли.
  4. Деловой. Взаимодействие ориентировано на достижение цели в виде зафиксированной договоренности.

    При этом учитывается как деловой интерес (в большей степени), так и особенности партнера по общению, его характер и эмоциональный фон (в меньшей степени).

  5. Духовный. Общение ради самого общения. Чаще всего такое взаимодействие происходит между близкими людьми (родственниками, друзьями, влюбленными). Духовное общение подразумевает высокий уровень взаимопонимания и наличие сформировавшихся представлений о собеседнике (портрета личности).
  6. Светский. Взаимодействие в рамках «кодекса», строгое соответствие нормам вежливости и обсуждение только тех тем, которые получили одобрение в светском обществе. Для данного типа общения характерна закрытость и отказ от транслирования альтернативных позиций.
  7. Манипулятивный. Взаимодействие, направленное на получение выгоды от оппонента. Человек, придерживающийся манипулятивной стратегии взаимодействия, использует определенные средства (лесть, демонстрация благосклонности, шантаж, обман и т.д.).

Виды их характеристика и примеры

В социальной психологии принято выделять три стиля межличностного общения:

Императивное

Что это такое и где оно неприемлемо?

Данное общение нацелено на подчинение партнера по взаимодействию. С помощью императивной коммуникации можно контролировать и принуждать к каким-либо действиям.

При этом участники взаимодействия отдают себе отчет в том, что конечной целью общения является принуждение. Индивид, оказывающий воздействие, не пытается завуалировать истинный смысл общения.

Для достижения цели могут быть использованы приказы, требования, указания или предписания.

Чаще всего императивный вид общения используется в рамках модели «начальник — подчиненный».

В интимно-личностных коммуникациях данный подход неуместен.

Также императивное общение эффективно и актуально в чрезвычайных и экстренных ситуациях, когда необходимо быстро организовать групповую деятельность и распределить обязанности, минуя ситуативное нестабильное состояние психики партнеров по взаимодействию.

Манипулятивное

Как и предыдущий вид общения, манипуляция подразумевает под собой воздействие на оппонента с целью достижения конкретных целей/выгод.

Но в данном случае партнер, оказывающий воздействие, скрывает свои намерения или представляет ситуацию в таком свете, что истинные намерения подменяются в глазах оппонента другими, более благородными или уместными.

Диалогическое

Вид общения, ориентированный на партнера по взаимодействию. В ходе диалога участники взаимодействия учитывают как свой психологический настрой, так и психологический настрой собеседника.

При этом восприятие партнера происходит в чистом виде, без оценок.

В диалоге человек рассматривает собеседника как равного, признавая его право на собственную точку зрения и решения.

Диалогическое общение не подразумевает ссылки на авторитетные источники (мнения, точку зрения других персон и т.д.).

Императивное общение и манипуляция можно расценивать как общение монологической направленности т.к. в процессе взаимодействия оказывающий влияние оппонент ориентирован только на себя рассматривает собеседника лишь как средство достижения цели, не интересуясь позицией партнера по взаимодействию.

Культура

Культура межличностного общения базируется на системе знаний, норм, ценностных ориентиров и шаблонов поведения, установленных в обществе. Все эти элементы индивид усваивает в процессе социализации, а затем использует их при деловых и эмоциональных коммуникациях.

Культура межличностного общения подразумевает способность правильно воспринимать оппонента, умение трактовать его слова и поведение, выстраивать стратегию поведения исходя из особенностей собеседника.

Важным понятием в вопросе коммуникативной культуры является «уместность» применяемых средств и поведенческих шаблонов. Например, если с подчиненными можно предъявлять требования и использовать повелительный тон, то при общении с друзьями уместно лучше от формальностей и указаний.

На первый план общение как форма межличностных взаимодействий выходит в условии зависимости от социальных контактов (работа с людьми, непосредственная зависимость от более сильных, влиятельных или ресурсных членов общества).

В таких ситуациях коммуникативная культура влияет на благополучие, финансовые и профессиональные перспективы человека.

Приемы саморегуляции поведения

Саморегуляция — это контроль собственного психоэмоционального состояния с помощью определенного мышления, образов, управления телом и дыханием.

Естественные приемы — это самая простая группа приемов, которая не требует дополнительных усилий и концентрации. Сюда можно отнести:

  • юмор, смех;
  • позитивное восприятие (воспроизведение в голове приятных образов, событий, сценариев и т.д.);
  • расслабляющие движения (потягивания, текущий контроль над мышечным тонусом и т.д.);
  • созерцание (наблюдение за картинами, природой, элементами интерьера и т.д.);
  • комплементы в адрес собеседника.

Саморегуляция с помощью управления дыханием — это применение специальных дыхательных техник.

Подобные техники оказывают влияние на мышцы, нервный центр, кровообращение и т.д.

Например, медленные вдохи, задержка дыхания или дыхание йогов позволяют быстро успокоиться и расслабиться.

Способы, связанные с управлением мышечным тонусом построены на принципе осознанной концентрации. Человек выявляет зажимы и блоки, после чего волевым усилием устраняет перенапряжение.

Саморегуляция с помощью слов основывается на способности человека к языковому оформлению мысли. Два наиболее популярных способа в данной категории — самоприказы и самопрограммирование.

Индивид формулирует некие установки, а затем мысленно воспроизводит их, чтобы настроиться на определенное состояние или результат.

Существуют и другие эффективные приемы, такие как арт-терапия, комплексы упражнений, применение ассоциаций и т.д.

Трудности и дефекты

Трудности в общении приводят к неэффективному взаимодействию. Выделяют две группы трудностей:

  • объективные (очевидны для собеседников и проявляются непосредственно во время общения и приносят чувство неудовлетворения, привязанное к процессу и результатам контакта);
  • субъективные (не очевидны для участников взаимодействия и могут проявляться в виде отсутствия инициативы, неуверенности и застенчивости индивида).

Также трудности делятся на первичные и вторичные.

Первая категория включает в себя проблемы в общении, возникающие на почве характера человека.

Ко второй категории относятся трудности, связанные с пережитым негативным социальным опытом.

Дефекты общения — это качества личности, препятствующие созданию и укреплению социальных связей. Сюда можно отнести огрехи воспитания, эгоизм, бестактность, грубость, излишнее любопытство, наглость, привычку предвзято относиться к оппонентам и т.д.

Проблемы в молодежной среде

Почему возникают проблемы межличностного общения в молодежной среде?

Молодые люди, в отличие от зрелых и сформировавшихся членов социума, склонны руководствоваться чувствами и эмоциями, а также чувствительны к оценочным суждениям в свой адрес.

В молодежной среде распространены следующие проблемы:

  1. Максимализм. Юношеская склонность к разделению мира на «черное» и «белое» подразумевает отсутствие гибкости и способности принимать компромиссы. В результате межличностное общение легко перерастает в конфликтные ситуации.
  2. Неформальные объединения. Подростки идентифицируют себя через причастность к группе, а не в качестве отдельной личности. В результате интересы и взгляды объединения доминируют над частными интересами и взглядами.
  3. Отсутствие навыков невербального общения. Переписки в социальных сетях, телефонные разговоры и чаты способны развивать навыки вербального общения. При этом молодежь не может в достаточной мере овладеть невербальными приемами (взгляд, жесты, позы, мимика и т.д.). В результате выходя за границы «цифрового общения» подростки не могут правильно воспринимать и трактовать поведение партнеров по коммуникации, воспринимая сигналы только в речевой форме.
  4. Изменения характера отношений со старшими. Подросток, который ранее подчинялся взрослым, теперь встает в равную с ними позицию.

    Из-за этого часто возникает отрицание любых авторитетов и интерес к «запрещенной» сферам, через которые можно доказать свою «взрослость» (алкоголь, запрещенные вещества, интимные связи и т.д.)

Сфера межличностного взаимодействия неразрывно связана со всеми остальными сферами жизни человека. И если не развивать коммуникативную культуру и навыки, можно столкнуться с проблемами при групповом взаимодействии, в личных отношениях и социальной жизни.

Виды и формы межличностгых отношений:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/tipy-mezhlichnostnogo.html

Виды и стратегические техники в общении

Виды, типы межличностного общения, взаимодействия, приемы саморегуляции поведения

В зависимости от ситуации, лица вступающие в диалог, прибегают к использованию существующих видов межличностного общения. Кроме стратегий общения в психологии выделяют виды общения, отражающие многообразие необходимых техник для контактов между людьми.

Контакт масок

Контакт масок представляет собой формальное общение, без интереса к собеседнику. Тип межличностного общения, не дающий возможности узнать собеседника, понять его состояние, раскрыть особенности его личности. Поверхностное общение, используется в любом возрасте, в процессе беседы с малознакомыми людьми.

Набор масок, используемых при примитивном общении:

  • вежливое обращение или ответы на вопросы собеседника;
  • иногда строгость;
  • если нужно – безразличие;
  • маска скромности;
  • проявление участия;
  • проявление внимания.

Маска включает в себя набор выражений лица, жестов. Стандартные, заученные фразы, – все, что помогает скрыть свои настоящие чувства и эмоции к собеседнику. Например, поездка в автобусе, где случайный словоохотливый попутчик желает общения, второй пассажир не хочет общаться. В данной ситуации возникает контакт масок, один говорит, другой вежливо кивает, вообще не слушая его.

Психология общения масок позволяет поддерживать беседу, не вызывая негативных эмоций ни у себя, ни у собеседника. Иногда общение через маску полезно, дает возможность не задевать друг друга. Если и дальше люди продолжают общаться через маску, они становятся не интересны друг другу, такое общение не может продолжаться долго.

Психология примитивного общения

Примитивное общение заключается в извлечении выгод для себя из собеседника.

Если что-то нужно от человека – вступление с ним в активный контакт, например, путем открытой просьбы, а получив свое, потеря интереса к собеседнику. Свои истинные чувства не скрываются.

 Как Масяня в мультфильме: ” Дять, а дять, купи девушке мороженного”. А получив свое, также открыто говорила грубости: “А теперь проваливай!”

Примитивное общение – это использование другого человека на элементарном уровне. Люди, которые ценят свои отношения с другими людьми крайне редко, а порой и вовсе, не прибегают к подобным уловкам.

Особенности формально-ролевого общения

Формально-ролевое общение – контакт с четко заданными формами, определенными социальными ролями, известными каждой стороне, без учета личности собеседника. Например, покупка в магазине. Сценарий общения один с разными покупателями – общение в рамках товара. Если спросить о здоровье продавца – такая беседа не будет стандартной, происходит переход в межличностное общение.

Используемые роли в данном типе общения:

  • учитель – ученик;
  • мама – ребенок;
  • требовательный папа – задиристый ребенок;
  • модная девочка.

Психология делового общения

Психология и этика делового общения заключаются в общении, опирающем только на деловые качества партнера. Деловые качества друг друга партнеры, как правило, изучают и понимают правильно, от их направленности зависит скорость и качество решения поставленных задач.

Правила делового общения заключаются в том, чтобы, как можно быстрее решить поставленную текущею задачу:

  • каждый работает с задачей на своем участке;
  • не приветствуется многословие – общение конкретное по делу;
  • желательно говорить только правду, нельзя утаивать информацию;
  • не общайся на отвлеченные темы, ищи решение для конкретной задачи;
  • выражайся ясно, не используй “вычурных слов”;
  • слушай внимательно, не приветствуется повторение более двух – трех раз;
  • умей приспособиться к партнеру.

Коммуницирующие стороны при деловом общении могут хорошо знать деловые качества партнера и совсем не знать о его личности, не знать об его увлечениях, хобби. Несомненно, деловые качества важны, но для понимания человека важны и личностные характеристики. При случайном сближении может так оказаться, что найдется ряд общих интересов.

Духовное или межличностное общение

Духовное общение, иногда его называют межличностное общение, контакт между друзьями, близкими людьми. Такое общение людей подразумевает родство душ. Здесь все известно о другом человеке, беседа строится на общих интересах, на взаимной симпатии, на помощи друг другу. При таком типе общения комфортно даже помолчать вместе.

Психология манипулятивного общения

Манипулятивное общение – контакт с целью извлечения выгод из собеседника, но в отличие от примитивного общения, манипулятор не говорит прямо о своих намерениях, а использует разные приемы для достижения своей цели:

  • лесть;
  • запугивание;
  • обман;
  • демонстрация заботы, доброты;
  • имитацию порядочности.

Это все приемы нечестной игры, цель которой запутать, пустить пыль в глаза, ради получения своей выгоды, даже в ущерб желаниям другой стороны.

Важно научиться распознавать манипулятора и противостоять ему в его корыстных и нечистых стремлениях.

Особенности светского общения

Особенность светского общения в его беспредметности, беседа, но по сути ни о чем. Говорят не то что думают, свои основные мысли и желания не выражают. Даже, если предпринять попытку выразить и поговорить по существу дела, такого спорщика не поймут и могут попросить удалиться из общества. Данный тип общения используется на приемах, презентациях, на отдыхе, при поверхностных знакомствах.

В светских кругах существуют определенные негласные правила, которых придерживаются:

  • вежливый тон, тактичность при вопросах и ответах;
  • одобрение, согласие;
  • симпатия, улыбка, приветствие друг друга.

Таким образом, можно сказать о многообразии типов межличностного общения в психологии, цель которых сделать общение эффективным в той или иной ситуации.

Иллюстрация pixabay.com

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5af21bc3ad0f2269f1ebd7f5/5b25a7dbb46e2500a8ba039e

Саморегуляция – её виды и функции, эффективные методы

Виды, типы межличностного общения, взаимодействия, приемы саморегуляции поведения

Саморегуляция – это важная часть человеческой психики, и каждому человеку полезно ею владеть. Речь идет об управлении своим психическим и эмоциональным состоянием, и это, несомненно, очень полезное качество. Воздействуя на себя с помощью мыслительных образов, управляя дыханием или используя другие приемы, человек может довольно быстро «прийти в себя». Итак, как овладеть саморегуляцией?

Что такое саморегуляция

Рассмотрим подробнее понятие «саморегуляция» в психологии и педагогике.

В психологии

Под саморегуляцией подразумевается оценка ситуации и корректировка собственной активности непосредственно индивидом. Как следствие, происходит корректировка результатов действия. Существует произвольная и непроизвольная саморегуляция.

Произвольная форма характеризуется сознательным контролем поведения с целью достижения желаемого. С помощью осознанной саморегуляции человек развивает индивидуальность. Непроизвольная больше направлена на выживание и самосохранение – срабатывают подсознательные механизмы защиты.

Нормой считается положение, когда саморегуляция формируется и развивается параллельно с личностным взрослением. Если развитие личности отсутствует, человек не учится нести ответственность, то ситуация ухудшается. Развитие саморегуляции невозможно без личностного роста.

В зрелом возрасте саморегуляция помогает подчинять эмоции интеллекту, однако в пожилом возрасте баланс снова смещается в сторону эмоций.

Аспекты, влияющие на саморегуляцию:

  • внешние условия среды;
  • особенности личности;
  • особенности взаимоотношений между личностью и окружением;
  • цели деятельности.

Попросту говоря, саморегуляция – это социально приемлемые методы борьбы с чувствами и эмоциями, а также принятие норм поведения, уважение к окружающим, адекватные реакции.

В педагогике

Преподавателям нередко приходится пребывать в стрессовых ситуациях, связанными с детьми, их родителями, подачей нового материала и прочим.

Для педагога особенно важно овладеть методами релаксации и психической саморегуляции.

Одним из них можно назвать аутогенную тренировку – работа с самовнушением и самонастройкой психики, основанная на использовании процесса релаксации. Управлять эмоциями и восстанавливать работоспособность становится легче.

Как овладеть аутотренингом?

  • научитесь самовнушению: фокусируйте внимание на отдельном объекте (весь свой организм или его отдельные составляющие);
  • визуализируйте содержания формул самовнушения максимально четко («мои руки расслаблены, я спокоен» и т.д.);
  • периодически достигайте полного расслабления рук, ног, туловища. Расслабление скелетных мышц и невысокий уровень бодрствования головного мозга имеют прямую связь с успокоением нервной системы и понижением эмоциональной напряженности.

Педагогам рекомендуется уделить особое внимание саморегуляции, и оказывать на себя влияние действенными формулировками. Существует немало методик аутотренинга, помогающие вырабатывать в себе необходимые умения.

Некоторые учебные заведения включают в себя кабинеты психологической разгрузки, где педагог имеет возможность снять напряжение, вызванное неким раздражителем.

Популярные способы педагогической саморегуляции: библиотерапия, музыкотерапия, трудотерапия, воспитание в себе оптимизма и так далее.

Теории психической саморегуляции

Рассмотрим популярные теории саморегуляции в психологии.

Системно-деятельностная теория

Автором теории является Л. Г. Дикая. Концепция предполагает, что психологическая саморегуляция рассматривается как система и как деятельность, связанная с профессиональной средой индивида и адаптацией.

В качестве системы саморегуляцию можно рассматривать в контексте перехода индивида от бессознательности к осознанным и доведенным до автоматизма формам.

Автором было выделено несколько уровней:

  • Непроизвольный уровень. Основой регуляции являются процессы возбуждения и торможения, а также неспецифическая активность в психике. Эти реакции неподконтрольны, и их продолжительность коротка.
  • Произвольный уровень. Потребность в регуляции происходит при сложных жизненных ситуациях, подключаются эмоции. Реакцией становятся полуосознаваемые способы: повышение речевой и двигательной активности, задержка дыхания, напряжение мышц. Обычно человек пытается автоматически себя пробудить и многие изменения не берет во внимание.
  • Сознательная регуляция. Человеком осознается усталость, дискомфорт, напряжение. Также он может проанализировать уровень тяжести своего состояния. Он принимает решение изменить ситуацию, и здесь в дело вступают такие аспекты, как самоконтроль, воля, психофизические упражнения, аутотренинг.
  • Целенаправленный осознаваемый уровень. Ясно осознавая, что больше так продолжаться не может, и пришло время выбрать между психологической саморегуляцией, индивид, желая устранить дискомфорт, начинает заново расставлять приоритеты и оценивать собственные потребности и мотивы. В результате принимается решение временно отказаться от деятельности и взяться за свое состояние. Если такой возможности не предоставляется, то принимается решение продолжить деятельность в дискомфорте либо сбалансировать деятельность и саморегуляцию. Далее идет черед таких аспектов: самоубеждение, самоанализ, самовнушение, самопрограммирование. Изменения происходят не только на когнитивном, но и на личностном уровне.

Системно-функциональная теория

Автором теории стал А. О. Прохоров, рассматривавший психологическую саморегуляцию, как переход от одного психического состояния к иному, связанному с представлениями о желаемом настроении. Осознанный образ помогает активизировать самоконтроль и соответствующие мотивы.

Прибегнув к сознательным методам для достижения желаемого, человек обычно применяет разные методы и проходит не одно промежуточное состояние. Впоследствии образовывается функциональная структура саморегуляции личности – осознанная реакция на конфликтные ситуации.

А. О. Прохоров отмечал, что саморегуляция – это переход из одного состояния в иное, которое достигается посредством связи психических свойств и внутреннего переключения работы.

Чем осознаннее сознание, тем успешнее регуляция. Также важна четкость формирования желаемого образа и реалистичность восприятий и ощущений. Текущее положение анализируется с помощью телесных ощущений, дыхания, восприятия времени и пространства.

Виды

Современная практическая психология успешно использует разные виды психической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.

К популярным видам относят:

  1. аутогенная тренировка, основанная на применении специальных формул самовнушения, позволяющих влиять на процессы организма;

  2. самовоспитание с помощью определенных упражнений;

  3. биологическая обратная связь;

  4. медитация;

  5. визуализация.

Осознанное использование тех или иных видов саморегуляции начинается примерно в трехлетнем возрасте.

  • В 3-4 года преобладающими являются непроизвольные двигательные и речевые способы саморегуляции – на 7-8 непроизвольных приходится пока лишь одна произвольная.
  • Дети 4-5 лет учатся эмоциональному контролю через игры. Непроизвольные способы все еще преобладают: четыре к одному.
  • К 5-6 годам пропорции выравниваются один к одному, и теперь дети активно пользуются воображением, памятью, мышлением и речью.
  • С возраста 6-7 лет уже можно рассуждать о самокоррекции и самоконтроле. Пропорции резко изменились: на 3-4 произвольных метода саморегуляции выпадает лишь один непроизвольный.
  • С 8-ми лет и весь период взросления индивид совершенствует свои методы, перенимая их от окружающих.
  • В возрасте 20-40 лет вид выбранной саморегуляции имеет прямую зависимость от деятельности человека. В основном применяются сознательные волевые методы.
  • Человек 40-60 лет сохраняет манипуляции с вниманием, однако постепенно они вытесняются пассивным отдыхом, библиотерапией.
  • После 60 лет преобладающей является пассивная разрядка, общение, размышление-осмысление.

Функции

Важно понимать основные функции саморегуляции в психологии, для осознания ее ценности. Она меняет психическую активность, что позволяет личности достигать равновесия состояний и гармонии.

В свою очередь это обеспечивает нас такими существенным преимуществами:

  • Сдерживание первых негативных порывов в конфликтной ситуации. Человек, владеющий методами саморегуляции способен погасить конфликт в зародыше.
  • Рациональный анализ ситуации в момент кризиса или стресса. Очень важное качество, улучшающее жизнь любого человека и его окружения.
  • Накапливание сил. Впрочем, силы важно не только накопить, но и восстановить, и саморегуляция отлично справляется с этим.
  • Противостояние невзгодам. От того, как мы противостоим проблемам, зависит последующее качество нашей жизни и гармония в отношениях с окружающими.

Популярные методы саморегуляции

Рассмотрим распространенные методы саморегуляции.

Релаксация

Каждый сам определяет, какой способ релаксации ему наиболее подходит в рамках саморегуляции. цель этого метода в достижении внутренней гармонии, снятии мышечных зажимов и напряжения, овладении мышечным контролем.

Медитация

Благодаря медитации мы учимся концентрации, расслабляем внимание и повышаем его. цель медитации – снятие эмоционального напряжения, отвлечение от гнетущих мыслей. Если необходимо собраться и успокоиться, зачатую применяется дыхательная техника. Можно применять прием отвлечения – думается о чем угодно, кроме раздражающего обстоятельства.

Десенсибилизация

При десенсибилизации эффективно: намеренная пассивность, представление успешного поведения, нейтральное отношение к вредящим факторам с помощью самовнушения.

Аутогенная тренировка

Любой аутотренинг базируется на механизме релаксации.

Осваиваются приемы расслабления мышц, развиваются навыки ощущения холода и тепла в теле, повышается волевая установка и концентрация внимания на отслеживание состояния организма.

Основной задачей аутотренинга является снятие эмоционального и мышечного напряжения, достижение полностью расслабленного состояния для развития произвольности.

Механизм естественной саморегуляции

Одними из наиболее доступных методов саморегуляции являются естественные приемы регуляции.

Их довольно много, перечислим самые простые и распространенные:

  • классическая музыка;
  • прогулка на природе;
  • полноценный сон;
  • юмор, смех, улыбки;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • размышления о позитивных вещах;
  • расслабленные мышцы;
  • созерцания красивого пейзажа;
  • созерцания фото с близким человеком, приятных памятных вещей;
  • солнечные ванны;
  • общение с приятной личностью.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/90-samoreguljacija.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.