Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

Школьный невроз: виды, причины и профилактика

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

Уже в первом классе родители и педагоги сталкиваются с такой проблемой как школьный невроз.

Неврологическое расстройство у школьников носит обратимый характер, поэтому, чем раньше приступить к лечению, тем быстрее можно избавить ребенка от неприятных симптомов заболевания.

Неврозы у детей младшего школьного возраста служат первым сигналом возможных серьезных проблем психического состояния в более зрелом возрасте. Родители в подобной ситуации просто обязаны принять меры по устранению заболевания, а не ждать когда все пройдет само по себе.

Причины школьного невроза

Проблемой психологического расстройства у детей, посещающих школу, занялись не только психологи, но и другие детские врачи.

Они отмечают, что в настоящее время рождается ничтожно малое количество абсолютно здоровых детей, у многих уже во внутриутробном развитии наблюдалось то или иное отклонение в развитии нервной системы.

По статистике, многие дети уже приходят в школу с неврозом, приобретенным в саду или дома. Специалисты условно подразделяют учеников младших классов на следующие группы:

  • В первую группу входят дети, у которых наблюдается сильное отклонение в развитии. Их поведение сильно отличается от сверстников: они ведут себя агрессивно по отношению к учителю и одноклассникам, откровенно хамят, могут ходить по классу во время урока. Как правило, какие ученики не могут похвастаться хорошей успеваемостью и знанием школьной программы. При этом самооценка таких детей слишком завышена.
  • Ко второй группе учеников младшего школьного возраста можно отнести так называемых середнячков. Они учатся на 4 и 5, хорошо себя ведут, словом не выделяются из общей массы. Но в один прекрасный момент, родители и педагоги отмечают резкую смену настроения у ученика. Он впадает в депрессию, перестает общаться с одноклассниками, резко ухудшаются учебные показатели. Толчок к психологическому расстройству чаще всего дает чрезмерные нагрузки в школе, дополнительные занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, курсах иностранных языков.
  • Третья группа школьников внешне кажется вполне благополучной. У них хорошие оценки, примерное поведение, но если присмотреться повнимательней, то ребенок эмоционально не устойчив. Он боится выходить к доске, отвечать перед большой аудиторией, боится наказания от родителей за плохую отметку, даже взгляд строгого учителя способен вызвать у него панический страх. Такие дети не любят быть на виду, они легкоранимы, впечатлительны, плохо переносят критику со стороны окружающих. Очень часто такие дети просто отказываются посещать учебное заведение.

Чтобы избежать проблем в школьном возрасте, детские невропатологи рекомендуют родителям детей с отклонениями в работе нервной системы находиться под наблюдением врачей практически с рождения. Это позволит предупредить более серьезные проблемы в будущем.

Школьный невроз может возникнуть по следующим причинам:

  • Физиологические причины. К ним можно отнести тяжелую беременность матери, осложненные роды, родовые травмы, хронические заболевания центральной нервной системы, слабый иммунитет.
  • Психологические причины. Их может быть несколько: сложная внутрисемейная обстановка, развод родителей, плохое материальное положение и жилищные условия, строгое воспитание, невозможность установить эмоциональный контакт со сверстниками, несоответствие возможностей ребенка с нагрузками в школе и вне ее.

Зачастую родители сами провоцируют у ребенка школьный невроз. Слишком строгое наказание за плохую оценку вызывает у школьника настоящий ужас, он просто боится идти домой. Педагоги также влияют на психологическое состояние своих учеников.

Иногда учитель просто не осознает, насколько велико его воздействие на психику ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией.

Постоянные крики и командирский тон учителя только ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников только негативные эмоции.

Симптомы

Под школьным неврозом понимается психологическое расстройство у ребенка, сопровождающееся определенными симптомами. Врачи подразделяют признаки заболевания по следующему характеру.

Физиологические признаки школьного невроза:

  • Нарушение аппетита. Дети при школьном беспокойстве могут частично или полностью отказываться от еды, их мучает постоянная тошнота, иногда появляется рвота. В результате школьник теряет вес в короткие сроки.
  • Нарушение сна. Школьники часто испытывают сонливость в течение дня, а ночью наоборот, бессонницу. Нередко в ночных сновидениях присутствуют кошмары.
  • Головокружение, частая головная боль.
  • Боли спазматического характера.
  • Сбои в работе желудочно-кишечного тракта, появление запоров или диареи.
  • Повышенная утомляемость, слабость в мышцах.
  • Возникновение судорог в конечностях.

Помимо проблем со здоровьем физиологического характера, у детей, страдающих психологическим расстройством, возникают симптомы психологического свойства:

  • Резкая смена настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Постоянное подавленное состояние.
  • Возникновение истерических припадков. Школьник может упасть на пол и колотить руками и ногами, нередко в ход идет и голова.

Появление невроза, особенно у младших школьников, можно увидеть по некоторым признакам:

  • Не откликается на свое имя и фамилию с первого раза, хотя прекрасно слышит. Все задания приходится повторять дважды.
  • Рассеянность, ребенок часто забывает школьные принадлежности дома.
  • Привлекает внимание окружающих, пытается шутить и острить, делает это специально.
  • При ответе у доски у школьника меняется тембр голоса, он становится визгливым или вовсе пропадает.
  • По приходу домой, ученик не может толком рассказать про проведенный день в школе, сразу же замыкается в себе и уходит в другую комнату.
  • За несколько часов до занятий, у ребенка потеют ладони, учащается сердцебиение. Он не может сконцентрироваться, роняет предметы на пол.

Если родители замечают у своего чада минимум пять перечисленных признаков, им нужно срочно принять соответствующие меры. По возможности нужно обратиться к детскому психологу, который поможет понять причины школьного невроза и устранить их.

Лечение и профилактика школьных неврозов

Основная задача по избавлению неврологического расстройства ложится на плечи родителей. Это довольно сложная работа, которая касается не только ребенка, но и самих родителей.

Взрослые редко задумываются о своей роли в психологическом развитии своего чада, а зря. Именно в семье формируются предпосылки возникновения неврозов, а внешние факторы становятся просто «последней каплей».

Чтобы помочь школьнику избавиться от невроза, родители должны обратить внимание на следующие моменты в своем поведении:

  • Наличие эмоциональной связи с ребенком.
  • Не концентрироваться только на своих проблемах и заботах, больше времени проводить с малышом.
  • Приносить определенные жертвы ради детей. Под этим понимаются не только материальные траты, но и жертвование личными интересами.
  • Пересмотреть модель воспитания, возможно в нем присутствует чрезмерная властность и принципиальность.
  • Не конфликтовать с родителями сверстников ребенка.
  • Обратить внимание на собственное поведение, возможно родитель подает плохой пример для своего чада.

Профилактика школьных неврозов заключается в соблюдении следующих правил:

Установить ребенку режим дня

Это означает отход ко сну в одно и то же время, четкое распределение времени труда и отдыха, появляется возможность нормализовать работу нервной системы.

Смена рода деятельности

К примеру, у школьника много времени занимает чтение книг или другие малоактивные занятия. Профилактика невроза заключается в том, чтобы разбавить свободное время ребенка другими видами досуга: прогулками на свежем воздухе, катанием на велосипеде или коньках, и так далее.

Релаксация

Необходимо научить ребенка расслабляться. Это можно сделать с помощью плаванья, упражнений дыхательной гимнастики, общения с животными.

Специалисты отмечают особую роль в лечении школьных неврозов с помощью животных.

Катание на лошадях, плаванье в бассейне с дельфинами показывают положительную динамику в терапии многих психологических расстройств. О возможностях такого лечения написано немало научных книг.

Прием успокаивающих отваров из лекарственных трав

Если ребенок начинает сильно нервничать перед контрольной или экзаменом, отвар из пустырника или валерьяны успокоит нервную систему и поможет успокоиться.

Не допустить развитие школьного невроза у детей является главной задачей родителей и педагогического состава во время обучения. Предупредить болезнь намного легче, чем ее вылечить. Если же ситуация с каждым днем все ухудшается, нельзя откладывать визит к врачу.

Своевременное обращение к специалисту позволит избежать серьезных проблем с психическим здоровьем в будущем. Повышенные требования к успеваемости родителей при ограниченных возможностях ребенка обязательно приведут к нервным срывам и отказ от посещения школьного заведения.

Ребенку сложно одному противостоять внешним негативным факторам, и только забота и внимание родителей помогут ему справиться с любыми проблемами.

Источник: https://apatii.net/psixicheskie-rasstrojstva/nevroz/shkolnyj

Возможности профилактики школьных неврозов, что под этим понимается

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

Школа для ребенка — это новая ступень развития, подразумевающая постоянную физическую и умственную активность, общение со сверстниками. Это новая атмосфера, новый образ жизни, что, несомненно, становится сильным стрессом. Профилактика школьных неврозов дает возможность быстрой адаптации школьника, повысить собственную трудоспособность и найти общий язык с одноклассниками.

Оглавление

  • 1 Определение и причины
  • 2 Классификация и симптомы
  • 3 Профилактика

Определение и причины

Школьный невроз — это постоянный устойчивый стресс, страх и фобии, связанные со школой. Исследования показали, что около 30% детей 7 или 8 лет не могут самостоятельно привыкнуть к новой обстановке, установить контакт с педагогами и другими детьми, они нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Главными причинами подобного стресса являются:

  1. Проблемы с учителями — взрослый человек, несмотря на высшее образование, не смог правильно донести до ребенка собственный предмет, не умеет разговаривать с детьми. С другой стороны сам ребенок изначально не знает элементарных правил поведения;
  2. Семейная обстановка — родители требуют от ребенка только положительные оценки, в противном случае серьезно наказывают. У школьника развиваются комплексы и страх идти домой, особенно в случае получения нехорошей отметки. Большое внимание оказывает отсутствие взаимопонимания, любви и заботы по отношению к младшему члену семьи;
  3. Трудности адаптации — нет возможности привыкнуть к четко установленному режиму, нет усидчивости в течение урока или внимательности и сосредоточенности во время учебного процесса.
  4. Трудности общения — некоторые дети не ходят в детский сад, одни в семье. Именно таким тяжело дается разговор с коллективом, они чувствуют себя некомфортно, как не в своей тарелке.
  5. Бытовые условия — здесь важную роль играют социально-экономические факторы: неудовлетворенность материальными условиями, сравнивая их с другими семьями, отсутствие условий для долгого комфортного отдыха, ускоренный темп жизни.

Влияет также и сам характер ребенка, его темперамент и воспитание. К этим параметрам относят чрезмерную ответственность или, наоборот, безразличие к окружающему миру, нестандартный полет мысли, повышенную обеспокоенность. Все это в совокупности негативно сказывается на дальнейшем поведении, мировоззрении и отношении с другими людьми в обществе.

Детей можно разделить на три категории:

  1. Первая группа включает ребят с явными отклонениями в поведении. Они грубят окружающим, в частности учителям, агрессивно себя ведут по отношению к одноклассникам. Обычно плохо учатся, но собственная самооценка чрезмерно завышена;
  2. Вторая группа — это дети, которые поначалу хорошо трудятся, получают положительные оценки, но со временем из-за перегрузок меняются. Они огрызаются, уходят в себя и становятся необщительными. Очень часто это начинается в возрасте 8 лет, когда в первом классе все было замечательно, но потом из-за увеличения объема материала все резко поменялось.
  3. Третья группа — школьники с постоянным внешним благополучием, правильным поведением и хорошей работой на уроках, но внутри рождается страх выйти к доске, что проявляется дрожанием рук и голоса, плаксивостью, замкнутостью, заниженной самооценкой. Они не способны полностью раскрыть собственный талант в коллективной работе, для них необходимы индивидуальные задания.

Классификация и симптомы

Отечественная классификация делит все школьные неврозы на три большие группы: неврастения, неврастения и невроз навязчивых состояний. Мировое сообщество дополнительно выделяет депрессивный невроз.

Неврастения — особый комплекс, сочетающий в себе хроническую утомляемость и повышенную возбудимость.

На первых порах ребенок просто негативно реагирует на всевозможные вопросы, моральные и физические нагрузки. Постепенно начинают раздражать звук, световое излучение, запахи.

В дальнейшем из-за истощения нервной системы появляются вегетативные расстройства: повышенная потливость ладошек рук, увеличение частоты сердечных сокращений, нарушение сна вплоть до бессонницы, головные боли давящего или пульсирующего характера, слабость и недомогание.

Ученик не может сосредоточиться ни во время урока, ни при выполнении домашнего задания, он становится плаксивым, обидчивым и капризным.

Такое состояние обычно заканчивается благоприятно, если вовремя его диагностировать, предоставить школьнику возможность полноценно отдохнуть и набраться сил. При возникновении осложнений требуется дополнительная помощь специалистов и медикаментозная терапия.

Истерия — это совокупность расстройств психики, нервной системы, отражающаяся на речи и поведении человека. Школьный невроз отличается истерическим бесконтрольным припадком — хаотичными движениями тела в сочетании с криками.

Наблюдаются рыдания, продолжительные по времени, судороги рук и ног, тремор верхних конечностей, приступы удушья, повышение показателей артериального давления и учащение сердцебиения. Подобное состояние можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны истерика становится ярким показателем внутренних переживаний, тяжелого состояния здоровья больного ребенка.

С другой стороны она имеет демонстративный характер, то есть человек старается привлечь к себе внимание и заполнить отсутствие требуемой любви и заботы.

Невроз навязчивых состояний — заболевание, подразумевающее большое количество страхов, фобий, навязчивых идей.

У ученика это в основном боязнь выйти к доске, страх не выучить уроки или казаться глупее своих сверстников, опозориться перед всем классом.

Иногда появляются непреодолимые желания сделать наперекор кому-то, нарушить установленные правила, невзирая на воспитание. Обладает затяжным течением.

Депрессивный невроз — психологическое состояние, сопровождающееся расстройствами вегетативной нервной системы (синдром вегетативной дисфункции). В данном случае сильно выраженная плаксивость, постоянно подавленное настроение. Ребенок с трудом встает утром на занятия, ходит в течение всего дня разбитый и уставший. При усугублении невроза появляются мысли о самоубийстве.

Профилактика

Каждый специалист на вопрос: «В чем Вы видите возможности профилактики школьных неврозов?» отвечает практически одно и то же, исходя из собственных наблюдений.

Для того чтобы избежать неврозов у школьников, нужно изначально понять их причину. С этой целью проводятся опросы среди учащихся 4 — 8 классов.

Практически каждый ребенок заменил бы одного или нескольких педагогов, причем многие мнения сходятся на одном и том же учителе, что дает повод задумать о его некомпетентности по отношению к воспитанию детей и налаживанию контакта с ними.

В данном случае профилактика заключается в более тщательной подготовке и подборе педагогов.

Некоторые ученики говорят об отсутствии комфорта внутри класса, так как число девочек больше чем количество мальчиков или наоборот. Конечно же, с возрастом, в классе 8 или 9, внутренний дисбаланс уходит на нет, но психологическая травма уже может быть заработана. То есть школа изначально должна нивелировать подобные моменты, создавая благоприятные условия в коллективе.

Исследования показали, что в некоторых образовательных учреждениях либо отсутствует психолог, либо его работа сведена к минимуму, что в корне неправильно.

Психолог обязан проводить тесты или занятия в игровой форме среди детей 7, 8 и 9 лет, чтобы лучше узнать детей, заметить некоторые проблемы с адаптацией у некоторых школьников, поговорить с их родителями.

Все перечисленное поможет избежать развитие неврозов еще на самой начальной стадии.

Наиболее тяжелым аспектом профилактики является работа с родителями тех или иных учеников. Очень тяжело донести до взрослого человека с собственными представлениями о воспитании ребенка, что с его мальчиком или девочкой что-то не так, так как они привыкли видеть своё дитя самым лучшим во всем.

Особенно сложно ему доказать, что нарушение психики и нервной системы происходит в условиях дома, в семье.

Поэтому школа должна проводить родительские собрания и индивидуальные беседы с преподавателями и директором не только в рамках образовательного процесса, но и приглашать психолога, способного разъяснить некоторые аспекты, аргументировано объяснить свои опасения насчет поведения определенных детей, дать рекомендации, включающие советы по дальнейшим действиям со стороны родителей.

Для наибольшего эффекта необходимо скорректировать время, отведенное на уроки и отдых, как в образовательном учреждении, так и дома.

Очень редко можно встретить оборудованные спортивные площадки рядом со школой, на которых бы проводились занятия физкультурой, хотя практически всем известно, что смена деятельности и свежий воздух отлично снимает стресс и разгружает головной мозг от умственного перенапряжения.

Стоит сказать о неправильной тактике родителей, заключающейся в выполнении домашних заданий сразу же после учебы. Ребенок должен отдохнуть и отвлечься хотя бы на два часа.

Источник: http://NashiNervy.ru/tsentralnaya-nervnaya-sistema/chto-delat-dlya-profilaktiki-shkolnyh-nevrozov.html

Школьный невроз – причины, симптомы, лечение, профилактика

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

Невроз у ребенка – распространенная проблема, с которой часто сталкиваются родители и педагоги. Нервность может сопровождаться множеством симптомов: раздражительностью, капризностью, беспокойным сном, невропатией, неврозом. Нервным ребенок может быть от рождения, а может стать таким впоследствии.

Сложность заключается в тесной взаимосвязи, с которой сталкиваются родители: ведь часто нервность – результат плохого воспитания, а воспитывать нервного ребенка сложно. Таким образом, симптомы школьного невроза нарастают, а взрослые не знают, какими методами воздействовать.

О школьном неврозе говорят, когда у ребенка наблюдаются неосознанные тревожные симптомы и страхи, связанные с посещением школы. Это сопровождается соматическими симптомами: рвотой, тошнотой, головной болью, которые развиваются перед посещением занятий.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Развитие школьных неврозов может происходить под влиянием неблагоприятного психологического климата. Классическими проявлениями заболевания являются безосновательная агрессивность, отказ ходить в школу.

Зачастую педагоги не осознают всей силы негативного воздействия, которое  оказывается на психику детей, когда на них кричат, обращаются нетактично, используют назидательную интонацию. Между тем, доказано, что спокойный тон наиболее эффективен при общении.

Сухомлинский, изучавший школьные неврозы на протяжении нескольких лет, пришел к выводу, что все дети по-разному реагируют на несправедливое отношение учителя.

У кого-то  возникает взвинченность, у кого-то – мания несправедливых обид, преследований, у одних – озлобленность, у других – показательная беззаботность, у кого-то – безучастность, у кого-то – страх перед наказанием. Поведение может сопровождаться кривлянием и паясничанием, ожесточенностью.

В большей степени именно учителя, не учитывающие личностные особенности своих учеников, выбирающие неправильную тактику по отношению к ним, становятся причиной развития школьных неврозов.

Причины возникновения

Невроз может развиться под влиянием биологических, филогенетических, психологических факторов. После рождения человек долгое время находится в состоянии беспомощности и зависимости, которое тесно связано со страхами. Из этого развивается потребность в любви, которая сопровождает людей на протяжении всей жизни.

В свою очередь, Фрейд предложил теорию, по которой невроз является следствием нарушенной психики, а не нервной системы, т.е. развивается из-за имевших место переживаний, тяжелых впечатлений. Лечить заболевание он предлагал коррекцией психики, полагая, что лекарства и массажи не смогут оказать нужного эффекта.

Неврозы у детей – наиболее распространенная форма нервно-психической патологии. Неврозы становятся проявлением проблем взаимоотношений между людьми, поиска любви, самовыражения.

Изначально неврозы это эмоциональные расстройства, которые возникают на фоне нарушений отношений в семье.  В первые годы жизни для ребенка особенно важны взаимоотношения с матерью, чуть позже не менее значимыми становятся отношения с отцом.

Как правило, родители сами имеют большое количество личных проблем, в некоторых случаях тоже страдают от невроза, а манера воспитания ребенка основывается на общепринятых принципах и своем опыте, при этом индивидуальные черты детей не учитываются.

Эта точка зрения позволяет сделать вывод, что невроз у ребенка является следствием родительских проблем, зачатки которых сформировались еще в прародительской семье.

Симптомы неврозов у детей можете увидеть тут.

Невроз проявляется в условиях формирования личности, а на этот процесс оказывает влияние масса факторов:

Социально-психологические
  • Следует выделить ситуацию, когда ребенок в семье один, а также изоляцию ребенка при наличии других детей.
  • Родители и дети могут быть несовместимы друг с другом с психологической точки зрения, это может провоцировать постоянные конфликты.
  • Нездоровая психологическая обстановка возникает, когда наблюдается доминирование одного из взрослых или подмена классических семейных ролей.
  • Также на развитии заболевания может сказаться низкая продуктивность совместной деятельности и изолированность семьи от общества.
Социально-культурныеСвязаны с быстрым темпом жизни и нехваткой времени, обесценивание межличностных отношений, невозможностью полноценно отдохнуть.
Социально-экономическиеНеудовлетворительные условия проживания, необходимости в раннем выходе матери на работу после родов, занятость взрослых.

Негативное воздействие оказывает поведение матерей, которые не хотят исполнять семейные и материнские обязанности, отдавая предпочтение карьерному росту и самореализации. Такие женщины категоричны, они не проявляют нежность и ласку по отношению к детям, легко прерывают семейные отношения.

Как правило, они являются единственными детьми в семье. В то же время, женщины, которые уделяют внимание и работе, и семье сталкиваются с чрезмерными нагрузками, которые делают неустойчивым их психическое состояние.

Как следствие, рост количества неврозов у родителей вызывает аналогичный рост у детей, поэтому в такой ситуации крайне важно при необходимости оказать своевременную и квалифицированную психологическую помощь и взрослым.

Профилактика школьных неврозов

Школьные неврозы практически во всех случаях сочетаются с нежеланием посещать школу. Это может наблюдаться и при развитии иных форм психических отклонений у школьников, так как любые психические нарушения сопровождаются социальной дезадаптацией. Так как в этом возрасте социальная сфера представлена в основном школьным занятиями, то страдают именно они.

Школьник с тревожным типом личности обладает сниженной мотивацией к активности, так как старается избегать неудач. У него занижена самооценка, он не рассчитывает получить высокий результат от своих действий. Такие подростки изначально выбирают для решения легкие задачи, избегая трудностей.

Нарушено целеполагание, что связано с нерешительностью, характерной для такого типа личности. Подготовка к учебе всегда сопровождается негативно окрашенными эмоциями, неспособностью концентрироваться, возникновением проблем с памятью.

При возникновении трудностей дети с повышенной тревожностью не в состоянии проявлять гибкость в выборе цели и методах ее достижения. Факты неуспешности прочно сохраняются в памяти, создавая негативную ауру.

Перечисленные характеристики поясняют, по каким причинам усвоение знаний дается с трудом. На основании этого можно выработать рекомендации профилактического, коррекционного, развивающего характера, которые будут способствовать формированию адекватных социальных мотивов и самооценки ребенка.

Особенности коррекции заключаются не только в том, чтобы снизить само состояние тревожности у ребенка, но и трансформировать структуру личности таким образом, чтобы школьник мог в полной мере реализовать свои возможности и таланты, не растрачивая свой потенциал на негативные переживания и фобии.

Низкая общительность ребенка с неврозом вызывает дополнительные проблемы в классе, связанные с негативным отношением сверстников.

Для детей с неврозом характерно проявление таких невротических реакций, как заикание, энурез, тики, обгрызание ногтей. Наблюдаются предметно-фиксированные страхи, нарастание тревожности, которые сопровождаются учащенным сердцебиением, перед написанием проверочных работ.

Развитие психосоматических расстройств, пограничных психических заболеваний является следствием недостаточного внимания к тревожному типу личности школьника.

В борьбе с этой проблемой важно определение правильной стратегии. Необходимо внушать ребенку уверенность, поддерживать его при постановке задач, сопровождать процесс их решения, оказывая при необходимости помощь.

Следует следить за организацией процесса обучения. Благоприятно скажется вовлечение ребенка в решение творческих задач, а также содержательный, развернутый анализ результатов с подчеркиванием достижений.

Для детей с неврозами не рекомендуется использовать оценочную систему, так как низкая оценка может усугубить ситуацию, преумножив состояние тревожности. Стандартная школьная отметка отражает усредненный результат.

Более эффективным методом считается использование дифференцированной системы которые бы по отдельности показывали результаты за усилия, старания, прилежание и за итог работы.

Необходимо использовать дозированные задачи, которые будут иметь нарастающую сложность. Педагог должен осознавать трудность ситуаций, с которыми сталкивается ребенок с неврозом и постоянно подкреплять его уверенность подсказками, подчеркиванием успехов.

Учителю следует соблюдать темп работы, который будет соответствовать способностям такого школьника. Работа по укреплению уверенности в собственных силах должна проводиться постоянно.

Важной составляющей является налаживание социальных контактов и мотивации к общению. Также важна концентрация на нравственном воспитании ребенка, коррекции социально-неадекватного поведения, заниженной самооценки.

Читайте подробнее о профилактике неврозов у детей дошкольного возраста.

Можно ли помочь ребенку у истерическим неврозом, мы расскажем здесь.

Учитель должен принять меры для ликвидации факторов, создающих стрессовые ситуации, которые способствуют формированию и усилению невроза. Врач назначает лечение, основанное на использовании психогигиенических, психотерапевтических, медикаментозных методов.

Источник: http://nerv.hvatit-bolet.ru/shkolnyj-nevroz.html

Невроз у школьника — как помочь ребенку

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

Школьные неврозы в основном проявляются у детей, обладающих уязвимой нервной системой и психикой. Они представляют собой совокупность психологических проблем, возникающих у школьника при посещении учебного заведения. Крайней степенью такого невроза является отказ ребенка посещать школу и депрессивное состояние с различного рода фобиями.

Определение школьного невроза

Термин «школьный невроз» не единожды упоминается в специальной педагогической литературе. Само понятие возникло в психологии во второй половине прошлого века и описывало состояние, при котором у ребенка возникает множество характерных симптомов, среди них преобладает нежелание посещать школу.

На сегодня не существует научного определения этого психологического состояния, и не всегда ясно, что понимается под школьным неврозом.

Кратко охарактеризовать нервное заболевание можно так: конфликт особенностей личности ребенка и ситуации, сложившейся в учебном заведении.

По существу, школьный невроз – это психологический дискомфорт и перманентный стресс, вызванный негативным отношением к школе. В этом состоянии школьник испытывает тревогу, отвращение, страх, порой возникает стойкая депрессия.

Признаки невроза

Этому состоянию подвержены как дети младшего школьного возраста, так и старшеклассники. Если малышам чаще свойственна дезадаптация, то подростки нередко испытывают трудности с самоутверждением в коллективе, а также экзаменационный стресс.

Симптомы школьного невроза, которые отмечаются дома и в школе:

  • ученик не собран, часто роняет предметы и возится под партой;
  • в классе боится выходить к доске;
  • не в состоянии наладить эмоциональный контакт со сверстниками;
  • ребенок отказывается идти в школу;
  • забывает дома разные школьные принадлежности;
  • трудное задание может вызывать слезы и истерику;
  • скрытен, прячет дневник и тетради от родителей;
  • у него дрожат руки и потеют ладони;
  • присутствуют навязчивые движения (грызет губы, ногти, ручку, теребит волосы, потирает руки, лоб);
  • может возникать тик, непроизвольные гримасы и подергивания;
  • при выполнении домашнего задания лежит на диване, ходит или стоит, а если и сидит за столом, то постоянно отвлекается на посторонние занятия;
  • агрессивен, вымещает злобу на школьных принадлежностях.

На пути становления личности, ребенку полезен любой, даже негативный опыт, но он должен чувствовать поддержку родителей и ощущать уверенность в себе.

Нельзя запускать ситуацию, поскольку это чревато развитием депрессии. Следует обсуждать сложившиеся обстоятельства с ребенком, а при необходимости прибегнуть к помощи детского психолога.

Коррекция состояния

Как и любое другое заболевание, школьный невроз хорошо поддается лечению на начальных этапах. Существуют разные пути коррекции школьных неврозов: обсуждение ситуации с педагогами и классным руководителем, доверительная беседа школьника с родителями, дружественная домашняя атмосфера.

Терапия неврозоподобных состояний у детей проводится следующими специалистами:

  • психолог (помогает установить доверительные отношения в семье, выработать верную тактику воспитания);
  • невролог (проводит обследование и лечение неврологических болезней);
  • психотерапевт (помогает преодолеть навязчивости);
  • специалисты узкого профиля (при необходимости к лечению привлекают врача – эндокринолога, психиатра, кроме того, некоторые виды неврозов можно эффективно лечить при помощи рефлексотерапии, массажа, иглоукалывания).

В большинстве случаев на начальных этапах достаточно простых мер. Если учителя находят подход к детям с подобными проблемами, а родители, в свою очередь, прилагают максимальные усилия, чтобы дети росли более уверенными в себе и своих силах, школа не вызывает у детей отвращение и ужас.

Помощь ребенку

Зачастую родители видят причины невроза в чем угодно (детских садах и школах, неблагоприятных обстоятельствах, перенесенном испуге), но только не в собственных ошибках воспитания.

Но как раз психологические проблемы формируются под влиянием социально-бытовых условий, при постоянном воздействии нездорового семейного климата и неправильного воспитания, а внешние обстоятельства становятся тем последним рычагом, запускающим механизм развития патологии. Для того, чтобы улучшить ситуацию, родителям важно проделать определенную работу над собой:

  • Преодолевать негативные черты характера, вредные привычки и стереотипы поведения, которые могут стать примером для подражания.
  • Наладить эмоциональную близость с ребенком.
  • Перестать концентрироваться на своих «взрослых» проблемах и путях их решения. Детские неурядицы имеют такое же значение. Ребенок должен ощущать поддержку и веру родителей в его силы.
  • Перебороть в себе такие негативные стереотипы поведения, как родительская диктатура и излишняя принципиальность.
  • Стараться поддерживать ровные, доброжелательные отношения со всеми членами семьи.

Только при положительных изменениях в поведении родителей можно добиться улучшения в состоянии ребенка, преодолеть тревожность и фобии.

Профилактические мероприятия

Своевременное лечение заболевания позволяет полностью справиться с неврозом. Однако следует иметь в виду, что уязвимость нервной системы является врожденным качеством и остается на всю жизнь.

Для таких детей важна профилактика неврозов, которая позволит свести к минимуму возможность развития патологии. Существуют правила, которые помогут поддержать психическое здоровье ребенка:

  1. Необходимо придерживаться режима дня, который помогает детям с нестабильной психикой стабилизировать работу нервной системы.
  2. Оптимально распределять учебную нагрузку, не допуская переутомления.
  3. Чередовать физические упражнения с умственной деятельностью.
  4. Наладить благоприятный семейный микроклимат.
  5. При конфликтных ситуациях в детском коллективе привлекать в разрешение проблемы педагогов и детского психолога.
  6. Проводить с ребенком сеансы релаксации, йоги или дыхательной гимнастики. Детей старше 12 лет можно обучить медитации.

Школьный невроз проще не допустить, чем бороться с ним. В тяжелых и запущенных случаях следует без промедления привлекать соответствующих специалистов, а также строго соблюдать все назначенные лечебные мероприятия.

Источник: https://depressia911.ru/nevroz/shkolnyj-nevroz.html

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика – Негатив

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

14.01.2020

Уже в первом классе родители и педагоги сталкиваются с такой проблемой как школьный невроз.

Неврологическое расстройство у школьников носит обратимый характер, поэтому, чем раньше приступить к лечению, тем быстрее можно избавить ребенка от неприятных симптомов заболевания.

Неврозы у детей младшего школьного возраста служат первым сигналом возможных серьезных проблем психического состояния в более зрелом возрасте. Родители в подобной ситуации просто обязаны принять меры по устранению заболевания, а не ждать когда все пройдет само по себе.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.