Семантическая афазия – что лежит в основе и как возникает

Содержание

Способы лечения семантической афазии

Семантическая афазия – что лежит в основе и как возникает

Системное расстройство речи – семантическая афазия – возникает при нарушении структуры тканей коры головного мозга на стыке височной, теменной и затылочной областей левого полушария.

Для него характерны проблемы с пониманием сложных речевых конструкций, зрительной ориентацией в пространстве. Отмечаются признаки неспособности совершать целенаправленные движения, работать с числами и выполнять арифметические действия.

При своевременном выявлении очага поражения ЦНС и профильном лечении шансы на восстановление функций высоки, но только при правильной логопедической коррекции.

Для семантической афазии характерны проблемы с пониманием сложных речевых конструкций, зрительной ориентацией в пространстве.

Что лежит в основе семантической афазии

Особенности клинической картины патологии связаны с проблемами восприятия семантики слова, что и дало название этой форме расстройства. Чаще всего оно возникает на фоне инсульта у лиц среднего и пожилого возраста.

Также нарушение структуры головного мозга, приводящее к семантической афазии, может быть вызвано опухолью, черепно-мозговой травмой, инфекций, воспалением. Речевое расстройство может стать одним из проявлений патологий ЦНС дегенеративного типа, например, болезни Альцгеймера.

К факторам риска, повышающим вероятность развития недуга, относят сахарный диабет, атеросклероз и церебральный васкулит, гипертонию, мерцательную аритмию.

В результате влияния перечисленных раздражителей на зону соединения теменной, височной и затылочной областей происходит нарушение структуры нервных тканей. Это приводит к поражению системы, отвечающей за прием, обработку и хранение информации из внешнего мира. Мозг пациента перестает объединять поступающие данные в единое целое.

При этом у него сохранено понимание услышанного слова. Нарушения затрагивают процесс обработки частей речи в составе предложения, что сказывается на восприятии смысла всей фразы.

Ситуация дополняется проблемами с оценкой больным положения вещей в пространстве, сложностями с целенаправленными движениями, трудностями в подборе подходящих слов.

В результате влияния различных раздражителей на зону соединения теменной, височной и затылочной областей происходит поражение системы, отвечающей за прием, обработку и хранение информации из внешнего мира.

Особенности клинической картины

Грубые нарушения речи при семантической афазии не наблюдаются, но существует ряд признаков, по которым можно заподозрить патологию. Их выраженность зависит от площади и типа поражения нервных тканей, возраста пациента, степени тяжести состояния. Обычно все протекает по стандартному сценарию, но иногда встречаются особенности.

Афазия семантическая характеризуется такими симптомами:

  • объем и темп спонтанной речи обычны, но информация подается короткими, простыми предложениями без последовательных оборотов. При попытках усложнить речь наблюдается путаница с расстановкой слов в предложении;
  • понимание простых фраз и отдельных слов сохранено. Объемные конструкции ставят пострадавшего в тупик. Больше всего сложностей у пациента с восприятием оборотов, содержащих причинно-следственную связь;
  • поговорки и метафоры утрачивают для больного свой особый смысл и воспринимаются буквально;
  • сбивается понимание грамматической принадлежности слова. Например, глаголы могут расцениваться как прилагательные, существительные не различаются по родам, числам, падежам. В результате пациент теряет способность выполнять команды, в которых отмечено взаимодействие нескольких предметов (почесать голову рукой, ударить по мячу палкой);
  • восприятие пространства искажено, оценка взаимоотношения предметов нарушена. Больной не понимает значения предлогов, временных оборотов, сравнений, принадлежности объектов. Он не может ориентироваться по часам, картам, направлениям;
  • нарушается процесс последовательного выполнения счетных действий;
  • письмо максимально простое, в длинных предложениях появляются ошибки;
  • чтение коротких текстов с элементарной грамматикой и орфографией не нарушено. При работе с длинными или сложными предложениями возникают проблемы.

Нередко семантическая афазия сопровождается своеобразными проблемами с памятью. Больной не может вспомнить названия простых предметов, из-за чего его речь принимает определенный вид. Пытаясь вставить в предложение объект, он не называет его, а описывает. Например, не «стул», а «мебель, на которой сидят», не «карандаш», а «то, чем пишут».

Афазия семантическая характеризуется тем, что восприятие пространства для человека искажено.

Разновидности и связь с другими видами нарушения

Деление семантической афазии на специфические типы условно. В большинстве случаев патология представлена слабо или средне выраженными симптомами.

Официально выделяют три вида семантической афазии по степени тяжести:

  • легкая – ухудшено понимание причинно-следственных связей. Пациенту сложно подбирать к словам синонимы, антонимы, правильно оценивать сложные смысловые обороты. Решение логических задач дается ему с трудом;
  • среднетяжелая – основные проблемы выражены более ярко, непонятен переносный смысл слов и фраз. Возникают проблемы со счетом, решением математических задач;
  • тяжелая – присутствуют все симптомы патологии. Они выражены в такой степени, что это приводит к существенному снижению качества жизни.

Семантическая афазия редко становится обособленным проявлением поражения головного мозга. Она редко бывает грубой, обычно ее выявляют при обследовании пациента в связи с подозрением на другие виды речевых расстройств.

Диагностика и дифференциация

При появлении симптомов, указывающих на семантическую афазию, необходимо получить консультацию невролога. Специалист оценит вероятность воздействия на организм потенциальных раздражителей, оценит рефлексы, проведет простые тесты на ориентацию в пространстве, логику, счет.

Также рекомендован визит к логопеду, который проверит у посетителя качество речи, степень его понимания окружающих, состояние функций чтения и письма.

Для установления причины органического поражения головного мозга проводят КТ или МРТ, УЗИ сосудов головы, люмбальную пункцию – в зависимости от предварительного диагноза.

В ходе обследования важно отделить семантическую афазию от остальных речевых расстройств, так как от этого будет зависеть схема лечения. Патология отличается от дизартрии тем, что функциональность артикуляционных органов при ней не страдает.

Если при акустико-гностической и акустико-мнестической формах болезни нарушается звуковое восприятие информации, уменьшается объем слухоречевой памяти, то здесь этого не происходит.

От динамической семантическая афазия отличается сохранением нормального показателя продуцирования речи.

Терапия и восстановление

Способы устранения семантической афазии подбирает невролог в тандеме с логопедом и еще рядом специалистов при необходимости. Важным моментом лечения становится устранение причины заболевания. Это делается медикаментозным или хирургическим путем, с дополнением в виде физиотерапии, средств народной медицины.

Борьба с самим речевым нарушением ведется с помощью лекарств и логопедических сеансов. При поражениях головного мозга в ход идут ноотропы, нейропротекторы, витамины и минеральные комплексы, вазодилататоры. Работа логопеда подразумевает отработку речи, счета, письма, чтения, улучшение ориентации в пространстве.

Для получения максимального эффекта пострадавшему показаны занятия в домашних условиях с близкими.

Работа логопеда подразумевает отработку речи, счета, письма, чтения, улучшение ориентации в пространстве.

Прогноз восстановления при семантической афазии зависит от качества проведенного лечения, нацеленности пациента на результат, его возраста.

При своевременном начале терапии и соблюдении больным всех рекомендаций врача шансы на возвращение утраченных функций высоки.

Современные подходы способны избавлять от речевых нарушений, вызванных такими опасными состояниями, как инсульт, опухоли, дегенеративные заболевания мозга.

Загрузка…

Источник: https://MedBoli.ru/nevrologiya/afaziya/sposoby-lecheniya-semanticheskoj-afazii

Семантическая афазия: актуальные причины, симптомы, лечение

Семантическая афазия – что лежит в основе и как возникает

Семантическая афазия – это общее речевое нарушение, причиной которого является повреждение на участке стыка височной, теменной и затылочной части левого полушария головного мозга. Основной симптом – отсутствие понимания семантики (смыслового значения слов), длинных предложений, нарушение ориентации в пространстве и целенаправленных движений, расстройство счета.

Характеристика патологии

Семантическая афазия входит в синдром поражения стыковой зоны левого полушария, именуемый ТПО – темпоро-парието-окципитальный синдром. Расстройство обусловлено локализацией в этой области мозга клеток, обеспечивающих сбор информации и ее трансформацию в некое представление или модель. Ухудшение образного мышления и пространственных действий – причина появления речевого расстройства.

Патология возникает при поражении 3 структур головного мозга – затылочной, теменной и височной доли, и характеризуется снижением уровня восприятия и понимания речи других людей, формированием аграмматических словарных связей.

Афазия сопровождается ухудшением мелкой моторики пальцев, координации движений и ориентации. При таком диагнозе пациент воспринимает исключительно простые предложения или словосочетания.

Нарушение логического мышления приводит к построению лексически или грамматически неправильных предложений.

Человеку удается выполнять простые действия, но при усложнении задания, он отказывается его делать.

Недоступными для восприятия становятся предложения, содержащие причастные (или деепричастные) обороты, опирающиеся на причинно-следственные связи или содержащие пространственные описания. Пациенты не в состоянии понять смысл «крылатых выражений», пословиц и поговорок.

Лечение семантической патологии возможно. Но его результат зависит от причин, спровоцировавших афазию. Иногда можно только снизить симптоматику.

Причины и группы риска

Основной механизм развития расстройства заключается в нарушении мозгового кровообращения вследствие поражения кровеносных сосудов. Обычно афазия появляется, как осложнение после перенесенного ишемического или геморрагического инсульта. Также причиной появления нарушения могут стать такие патологии головного мозга:

  • новообразования;
  • хирургические операции;
  • воспаления.

Спровоцировать семантическое расстройство может болезнь Пика или Альцгеймера, при которых нарушается работа ЦНС (центральной нервной системы).

В группе риска находятся пациенты:

  • после 50-55 лет;
  • страдающие от повышенного АД (артериального давления);
  • имеющие в анамнезе атеросклероз или ЧМТ (черепно-мозговые травмы);
  • с нарушением работы сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем;
  • с неврологическими недугами.

Точную причину расстройства устанавливают после проведения диагностики и анализа симптоматики протекания патологии.

Клиническая картина

Основа семантической афазии – импрессивный аграмматизм: неспособность воспринимать сложные грамматические обороты речи и расстройство семантики: осмысления услышанного или перечитанного. Речевые нарушения развиваются на фоне симптомов неврологии:

  • агнозии – неспособности осмыслить сюжетный рисунок или составить рассказ по серии картинок;
  • апраксии – ухудшение координации движений;
  • акалькулии – снижение способности к вычислительным действиям, неспособность чтения сложных чисел или математических знаков.

Средняя и легкая степень семантической афазии выражается исключительно в речевых расстройствах. При тяжелых поражениях мозга наблюдается нарушение зрительного восприятия и ориентации в пространстве (предметный гнозис) и сочетание двигательных и зрительных расстройств (апрактоагнозия), а также отсутствие восприятия падежных конструкций.

Причиной семантической патологии является поражение затылочной и теменной части мозга, отвечающих за речевые навыки. Поэтому происходит утрата речевых функций без снижения слуха, памяти и артикуляции.

Для семантической афазии характерны такие признаки:

  • подмена общеизвестных слов длинными формулировками: вместо слова «нож» человек говорит – «то, чем хлеб режут»;
  • отсутствие восприятия связи между словами (лексической и грамматической);
  • выполнение исключительно простых команд – «сядь на стул», «отнеси чашку на кухню»;
  • трудности с логическим мышлением;
  • неумение находить «скрытый» смысл;
  • упрощение устной речи – отсутствие наречий, прилагательных, деепричастных оборотов;
  • непонимание сложных грамматических конструкций;
  • сложности с выполнением простых арифметических действий;
  • некоординированная двигательная активность.

На начальной стадии могут фиксироваться отдельные симптомы. При прогрессировании патологии дегенеративная симптоматика нарастает, состояние пациента ухудшается.

Классификация

Клиницисты выделяют несколько видов афазии в зависимости от соматических, психологических и артикуляционных симптомов. Наиболее популярна среди практикующих неврологов и логопедов классификация Лурия. Она базируется на клинической картине патологии и локализации поражений головного мозга. По этим признакам выделяют такие разновидности расстройства:

  • акустико-мнестическая;
  • динамическая;
  • амнестико-семантическая;
  • акустико-гностическая;
  • афферентная моторная;
  • эфферентная моторная.

При больших участках поражения клеток мозга диагностируют смешанную форму патологии. Обычно симптоматика включает моторную и акустическую афазию, формирующуюся при нарушении кровотока в затылочном отделе. При этом наблюдается системная симптоматика, что затрудняет выявление и лечение заболевания.

Особенности диагностики

Симптомы семантической афазии перекликаются с признаками других неврологических заболеваний. Поэтому дифференцировать патологию бывает сложно. Для уточнения диагноза проводят клинические и аппаратные обследования:

  • КТ (компьютерная томография) или МРТ (магнитно-резонансная томография);
  • УЗИ сосудов шейного отдела позвоночника и головы;
  • МР-ангиография – изучение состояния сосудов с помощью магнитно-резонансного томографа;
  • анализ спинномозговой жидкости;
  • дуплексное исследование сосудов головы.

Обязательна консультация клинического психолога и дефектолога. Они оценивают уровень развития устной и письменной речи, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики. Это позволяет дифференцировать семантическую афазию от других заболеваний.

Самостоятельно диагностировать патологию невозможно. Для этого требуется мнение нескольких узких специалистов, изучение имеющихся в анамнезе хронических или перенесенных тяжелых болезней и прохождение комплексного обследования.

Лечение и реабилитация

Терапия семантического расстройства – задача логопеда. При наличии системных заболеваний медикаментозный курс назначают другие специалисты. Коррекция речевого нарушения занимает длительное время. Внезапное восстановление речевых навыков – исключение из правил.

Для восстановления устной и письменной речи применяют комплекс методик:

  • Логопедическая коррекция – позволяет восстановить навыки артикуляции и восприятия чужой речи (устной или письменной).
  • Прием медикаментов. При семантической афазии назначают препараты, нормализующие кровоток и восстанавливающие нейронные связи с речевыми центрами. Это могут быть Мексидол, Винпоцетин, Пирацетам.
  • Физиотерапевтические процедуры – электростимуляция пораженных участков мозга. Электрические импульсы помогают вернуть функциональность поврежденных клеток.

Центральное место в коррекционной терапии занимает работа дефектолога. Логопедические методики направлены на восстановление утраченных речевых навыков.

Используются методы дифференцированной работы с картинками. Пациенты учатся сопоставлять слова с изображениями и реальными предметами. Аналогично проводится работа по дифференциации математических символов и цифр. Особое внимание уделяется выполнению математических задач.

Завершающий этап коррекции – восстановление пространственного восприятия и двигательных навыков. Прием медикаментов, назначенных неврологом, ускоряет выздоровление и закрепляет достигнутые результаты.

Прогноз при семантической афазии может быть разным. Результат терапии зависит от ряда факторов. Положительный прогноз возможен у взрослых пациентов до 35 лет. У маленьких детей (до 5 лет) и возрастных больных (после 50-55 лет) в большинстве случаев речевое расстройство сохраняется. Рецидив патологии и невосприимчивость к коррекции встречается у трети пациентов.

Важно как можно раньше выявить семантическую афазию и начать лечение. Положительных результатов можно добиться, применяя комплексную терапию, сочетающую логопедическую коррекцию, физиопроцедуры и курс медикаментов.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/semanticheskaya-afaziya/

Афазия: что это такое, причины, симптомы и лечение, прогноз

Семантическая афазия – что лежит в основе и как возникает

Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.

Что такое афазия?

Афазия — это состояние, возникающее в результате повреждения областей мозга, ответственных за выработку и понимание языка. Наиболее очевидные признаки афазии — у людей проблемы с речью и письмом. В некоторых случаях людям с афазией также трудно понять устную и письменную речь.

Афазия действительно означает отсутствие языка, и некоторые люди используют термин дисфазия, которая означает ненормальный язык у людей, у которых сохранились некоторые языковые навыки. От термина «дисфазия» все чаще отказываются, поскольку его слишком легко спутать со словом «дисфагия», что означает нарушение глотания.

Общие причины повреждения головного мозга, которые могут вызвать афазию, включают:

  • инсульт, который считается наиболее распространенной причиной, так как около 1 из 3 человек испытывают некоторую степень афазии после инсульта
  • тяжелая травма головы
  • опухоль головного мозга
  • прогрессирующие неврологические состояния (состояния, со временем вызывающие прогрессирующее повреждение головного мозга и нервной системы, такие как болезнь Альцгеймера)

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов.

За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой.

Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная.

При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору.

Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Типы афазии

Три наиболее распространенных типа афазии:

  1. «Афазия Брока», также называемая «выразительная» или «моторная» афазия
  2. Афазия Вернике, также называемая «рецептивной» или «сенсорной» афазией
  3. Глобальная афазия, которая является комбинацией двух.

Они описаны ниже.

Афазия Брока

Афазия Брока — это то, когда человеку трудно говорить, и ему удается собрать только небольшое количество слов в короткие, прерывистые предложения. Тем не менее, обычно можно понять смысл их речи. Например, человек с афазией Брока может сказать: «Хочешь… кофе… нет… молока». В тяжелых случаях люди могут вообще не иметь никаких полезных слов в речи или могут быть немыми.

Афазия Вернике

Афазия Вернике — это когда человек может говорить нормально и использовать длинные, сложные предложения, но реальные слова, которые они используют, не имеют смысла, или они включают бессмысленные слова в свою речь. Они также не могут понять, что им говорят, или следовать простым командам.

Многие люди с афазией Вернике часто не знают, что их разговорный язык не имеет смысла для других, и они могут разозлиться или расстроиться из-за отсутствия понимания, проявляющееся другими.

Глобальная афазия

Глобальная афазия является наиболее тяжелой формой болезни. Кто-то с этим заболеванием испытывает трудности со всеми формами общения, включая речь, чтение, письмо, правильное именование предметов или людей и понимание речи других людей.

афазия

Помощь человеку с афазией

Афазия

Источник: https://alternativa-mc.ru/lekarstva/sensomotornaya-afaziya.html

Амнестико-семантическая афазия: причины, симптомы, диагностика и методы лечения

Семантическая афазия – что лежит в основе и как возникает

Речь одна из основополагающих форм когнитивной деятельности человеческого мозга.

По объёму воспринимаемой информации речь находится на втором мете после зрительной нейросенсорной системы и отвечает за коммуникативную активность человека.

Без речи наше общение становится менее намного менее информативным и продуктивным. Патология речевой функции, сформировавшаяся при наличии у больного речи, называется афазией и носит острый социально зависимый характер.

Существует немало серьёзных неврологических заболеваний, которые могут вызвать афазию и другие неврологические нарушения в работе центральной нервной системы.

Афазия – одно из частых проявлений транзиторной ишемической атаки или инсульта, данное патологическое состояние формируется вследствие органического поражения участок коры больших полушарий, отвечающих за формирование речевой функции и её восприятия. Существует несколько клинически значимых типов афазии, которые обладают своими характерными проявлениями речевого расстройства, одним из вариантов как раз и является амнестическая афазия.

Афазия приводит к довольно серьёзному снижению качества жизни пострадавшего, так как его социальная коммуникация с окружающими людьми затрудняется.

Но несмотря на столь серьёзное положение дел, в некоторой степени данная патология подвергается корректировке и при правильном лечении и реабилитационных мероприятиях больной может социально адаптироваться и вести близкий к нормальному образ жизни. 

Что такое амнестическая афазия?

Афазия – неврологическое заболевание органической природы, которое формируется в результате гибели нейронов, находящихся в зоне коры больших полушарий, отвечающих за синтез и формирование речевой функции, а также восприятия речи и невербальных сигналов окружающих людей. Афазия всегда является патологией приобретённого характера, т.е. она наблюдается у людей с изначально нормально функционирующей речевой функцией, поэтому важно не спутать афазию с алалией, если заболевание наблюдается в детском возрасте.

К развитию патологии может привести широкий спектр причин, однако конечный патогенетический механизм у этого заболевания единый и заключается в обширной гибели нервной ткани, локализованной в специфических отвечающих за речь областях головного мозга. 

Амнестико-семантическая афазия и другие виды

В Российской федерации применяется классификация советского врача невролога А.Р. Лурия. Он подразделил афазию на несколько видов, с целью более удобного диагностического исследования при данной патологии. Лурия выделил следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная. Она возникает в результате травматического повреждения и дисфункции речевого центра, находящегося в височных долях коры больших полушарий. У пострадавшего возникают трудности восприятия информации при чтении и во время письма: для эфферентной моторной афазии характерны, как орфографические, так и пунктуационные ошибки, также возникают проблемы при переходе от одного мыслительного процесса связанного с синтезом речи, к другому.
  • Афферентная моторная. В данном случае проблема связана с дисфункцией центральной и теменной отделов коры головного мозга. У пациента возникают сложности с произношением слов сходных по фонетическим и артикуляционным параметрам. Таким больным весьма тяжело подобрать необходимый звук, что искажает их разговорную речь.
  • Акустико-мнестическая. Встречается при дефекте нейронных аксональных и дендритных связей между слуховым анализатором и гиппокампальными структурами глубжележащих подкорковых отелов головного мозга. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок.
  • Динамическая афазия. Причиной может стать дефект коры, который отвечает за двигательный центр речевой функции. У таких людей возникают проблемы с построением предложений, нарушается логика и последовательность сказанной фразы или предложения.
  • Сенсорная афазия – связана с расстройством фонэматического слуха, т.е. больной не воспринимает логически чужую речь. Сравнить данный вид афазии можно с восприятием иностранного языка, когда его не знаешь.
  • Семантическая афазия. Проявляется отсутствием осознания и анализа сложных грамматических конструкций в предложении, человек способен понимать только короткие фразы.
  • Амнестическая афазия. Характеризуется нарушением работы теменной и височной областей коры головного мозга. Форма заболевания, связанная с нарушением иннервации между видимым объектом и его речевой интерпретацией при воспроизведении данного объекта. В таких ситуациях пострадавший человек понимает, какой перед ним находится объект, может его описать, однако не может точно его назвать. Речь такого человека становится беглой, суетливой, пациент старается подбирать много слов, однако они неточны по значению и объективным характеристикам. Возникает ощущение, что человек забыл название предмета. Очень часто сочетается с другими формами, такими как: амнестико-семантическая афазия и сенсорно-амнестическая афазия.
  • Также выделяют подтип амнестической афазии: оптико-мнестическая афазия. Поражение височной области коры. Основная проблема заключается в неточности зрительных образов слов, больные пытаются описать функцию предмета, но не могут его назвать. Несмотря на хорошую ориентацию в пространстве и времени, у пациентов наблюдается выраженный дефект в изображении предметов – например они могут срисовать картинку, но не способны самостоятельно изобразить рисунок по памяти или следуя инструкции. Также у таких больных присутствуют нарушения в письменной речи: в тяжёлых случаях больные не видят текст с левой стороны. 

Причины

Амнестическая афазия как правило наблюдается при повреждении белого вещества в области стыка теменной, затылочной и височной частей левого или правого полушария головного мозга.

Важно отметить, что заболевание проявляется не на стороне поражения, а на противоположной. У левшей повреждается правое полушарие, а у правшей левое.

Основными этиологическими причинами являются следующие факторы:

  • Травматическое повреждение вышеописанных участков головного мозга. Чаще всего это происходит при дорожно-транспортных происшествиях и при тупых ударах тяжёлым предметом в зону височной области головы. При этом может сформироваться разрыв аксональных связей белого вещества головного мозга травматического характера.
  • Хирургические вмешательства на структурах головного мозга. Нельзя исключить повреждение соседних структур мозга, так как анатомически все зоны и области головного мозга тесно связаны.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания, такие как: менингит, энцефалит и абсцесс головного мозга. Инфекционные заболевания могут быть вирусной или бактериальной этиологии и часто приводят к генерализованному поражению головного мозга.
  • Новообразования доброкачественного или злокачественного характера.
  • Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения, вызывающие инсульт, тромбоз церебральных сосудов или дисциркуляторную энцефалопатию.
  • Острая интоксикация организма, в особенности нейротоксическими ядами, либо в результате передозировки некоторых лекарственных препаратов.
  • Отдельно выделяют поражения нервной ткани при острой почечной или печёночной недостаточности. При такой форме продукты метаболизма и распада своевременно не удаляются из организма и приводят сначала к дисфункциональным нарушениям, а затем и к органическому поражению ткани головного мозга.
  • Психические заболевания.
  • Болезнь Альцгеймера и болезнь Пика. При болезни Альцгеймера чаще характерно сочетание сенсорной афазии с амнестической афазией, а при болезни Пика чаще наблюдается сочетание с моторной афазией.

Можно выделить несколько групп риска возникновения амнестической афазии:

  • Генетическая предрасположенность. Если в семье есть родственники с подобными заболеваниями, то наследственный анамнез является отягощённым и значительно повышает риск возникновения афазии при описанных выше причинах.
  • Пожилой и старческий возраст. Общие экстрагенитальные заболевания: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, эпилептические припадки или кластерная головная боль. 

Симптоматика и проявления

Амнестическая афазия характеризуется мягким течением болезни и смазанным проявлением клиники заболевания. Среди самых частых проявлений можно выделить следующие симптомы:

  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Многократный повтор одних и тех же слов или словосочетаний;
  • Наличие парафраз – описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Больной пропускает слова, чаще всего существительные;
  • Также больной не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.

Несмотря на это у пациента не страдают навыки чтения и письма. Его речь построена правильно, как грамматически, так и логически. У пациента не возникает трудности с акустическим произношением слов, а также артикуляцией. Речь больного становится экспрессивной и изобилует большим количеством глаголов.

Важно отметить, что больной легко вспоминает название предмета при подсказках или в контексте, например, если назвать первый слог нужного слова, то больной без труда вспомнит его окончание. 

Диагностика

Амнестическая афазия заболевание, лежащее на стыке двух направлений: неврологии и психологии. Так как для афазии характерны разнообразные нарушения когнитивной функции головного мозга, то такие нарушения не могут не сопровождаться и психическими дефектами. Для выявления амнестической афазии используют методы нейропсихологической диагностики.

Для верификации заболевания и уточнения степени нарушения функциональной активности речевого аппарата больного человека, прибегают к применению специальных проб. Обычно такие пробы используют разнообразные предметы с различной степенью сложности произнесения их названия.

Также существуют пробы описательного характера, когда пациенту говорят о характеристиках предмета и смотрят сможет ли больной ответить с подсказками.

Ряд проб определяют связь речевых и зрительных проявлений, например, больному последовательно показывают несколько предметов относящихся к одной категории, если больной не отвечает, то значит у него есть нарушение связи между речевой функцией и зрительными образами, что можно интерпретировать в пользу сенсорно-амнестической афазии.

Помимо специальных неврологических и психологических проб, каждому пациенту в обязательном порядке проводятся лабораторные и инструментальные методы исследования. В зависимости от причины, вызвавшей афазию диагностические методы будут более или менее информативными.

В клиническом Институте Мозга функционирует высокотехнологическое диагностическое отделение, в котором можно провести такие исследования, как:

  • Томографические исследования: компьютерная и магниторезонансная томография с контрастированием и без;
  • Рентгенологическое исследование черепа и головного мозга для выявления дефектов;
  • Ультразвуковая сонография и доплеровское картирование сосудов шеи;
  • Комплексная лабораторная диагностика.

Помимо высококлассной аппаратуры не менее важным диагностическим значением обладает и специалист. В диагностическом отделении работают высококлассные специалисты, сертифицированные в смежных областях медицины, что повышает эффективность диагностического поиска и последующего лечения каждого отдельно взятого пациента. 

Лечение

Лечение амнестико-семантической афазии обязательно должно быть комплексным. В данном случае нельзя медлить, так как чем быстрее будут начаты корректирующие мероприятия, тем больше будет шансов у пациента на восстановление утраченных когнитивных функций.

После диагностического обследования и уточнения степени тяжести повреждений речевых центров головного мозга, специалисты формируют индивидуальный лечебный план. В составлении лечебного плана помимо функциональных и органических нарушений важную роль играет возраст пациента и его психическое состояние.

С каждым пациентом обязательно работают как невролог, так и психотерапевт для достижения максимальной эффективности от терапии.

  При выявлении серьёзной органической патологии, требующей безотлагательного хирургического лечения, например, при травмах головного мозга или опухолевых поражениях, выполняется экстренное или плановое оперативное вмешательство для устранения жизнеугрожающего состояния и минимизации когнитивных нарушений в последующем. 

Поэтапная реабилитация

Восстановление когнитивных способностей довольно длительный этап, требующий мотивации и усилий, как от самого больного, так и от его родственников.

Реабилитационный период протекает у каждого пациента индивидуально и зависит от множества факторов. Тем не менее правильно сформированный поэтапный план способен ускорить восстановительные мероприятия.

На начальном этапе пострадавшего заново обучают адекватному восприятию предметов и образному мышлению. Больной постоянно работает с картинками предметов, потом с группами предметов с постепенным усложнением визуального ряда.

Вторым этапом у больно формируют адаптацию к ситуативной речи. Формируется поддержание речевой функции на определённые тематики. На данном этапе пациенту требуется помощь логопеда и психотерапевта, так как он является самым сложным.

На заключительном этапе пациент расширяет свой запас речевого и слухового восприятия, а также учится уменьшать интервалы между проговариваемыми словосочетаниями и предложениями. Постепенное увеличение объёмов воспринимаемой информации окончательно приводит к адаптации больного афазией человека.

При систематическим подходе к реабилитационным занятиям у большинства пациентом удаётся добиться стойкого положительного результата, что позволяет адаптироваться пострадавшему в обычной социальной среде.

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/a/amnesticheskaya-afaziya.html

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн: https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df3700686c4a900ad4b82cf/5df384150a451800ba8e1d40

Семантическая афазия – что лежит в основе и как возникает

Семантическая афазия – что лежит в основе и как возникает

Семантическая афазия – разновидность дисфазии, характеризующаяся нарушением понимания грамматических и логических структур речи. То есть больные не понимают сложных речевых оборотов.

Термин размыт, так как понятие «сложного речевого оборота» не имеет четкого определения, и для каждого человека сложность речевых структур индивидуальна.

Семантическая афазия входит в синдром поражения высших корковых функций доминантного полушария.

Дисфазия встречается часто, тяжело поддается логопедическому лечению и сопровождается тяжелыми речевыми дефектами.

Симптомы

В основе семантической афазии – импрессивный аграмматизм и нарушение семантики. Иначе говоря, семантическая афазия характеризуется нарушением понимания смысла слова, сложных логических и грамматических конструкций речи.

Характерны признаки синдрома ТРО:

  • симультанная агнозия;
  • конструктивная апраксия;
  • пространственная апраксия;
  • акалькулия.

Симультанная агнозия – состояние, при котором больной не может понять общую суть картины или ситуации. Например, при обследовании пациент не может связать в единый сюжет 5 похожих картинок.

Конструктивная апраксия характеризуется снижением синтетической операции мышления, то есть пациент не может составить предложение из отдельно данных ему слов.

Пространственная апраксия – это географическая дезориентация, то есть больному тяжело ориентироваться в пространстве.

Акалькулия – неврологическое расстройство, характеризующееся нарушением арифметического счета и чтения математических символов («+», «-», «=», «/», «*»).

Несмотря на наличие большого количества нарушений, тяжесть семантической афазии определяется по выраженности импрессивного аграмматизма.

Легкая и средняя степень характеризуется только речевыми расстройствами.

Тяжелая дисфазия характеризуется нарушением пространственного восприятия и трудностью понимания простых речевых конструкций, например, при изменении падежей больной утрачивает суть предложения.

Методы коррекции

Лечение и коррекция начинается в острый период после инсульта. Это объясняется несколькими аргументами. В первые 1-3 дня после сосудистой катастрофы корковые функции восстанавливаются за счет реперфузионной терапии (восстановление кровотока в ишемизированные участки мозга).

В течение первой недели включаются компенсаторные механизмы. Это проявляется вовлечением в работу субдоминантных областей мозга. Например, если после инсульта повредилась область доминантного полушария, отвечающая за понимание сложных структур, то после ее выключения функцию понимания берут области на противоположной стороне мозга. Такая реорганизация функций называется нейропластичностью.

Восстановительная программа составляется с учетом тяжести инсульта и речевых дефектов. Реабилитация состоит из нескольких этапов:

  • Лечение инсульта и восстановление кровообращения головного мозга. Применяется медикаментозная реперфузионная терапия с контролем оксигенации, артериального давления, наличия сознания.
  • Восстановление зрительного восприятия. Врач показывает картинки и просит назвать их наименования. Восстановление понимания математических символов и арифметического счета. Для этого врач предлагает решить простые математические упражнения на сложение и вычитание простых чисел.
  • Восстановление пространственного гнозиса и речевых навыков. Врач показывает пациенту схематическое изображение человека и объектов, просит назвать их составные части, например, показать где левая рука или нижняя правая конечность. Речь восстанавливается занятиями с логопедом.

В течение 2-3 недель при выполнении упражнений тяжелую степень дисфазии можно сметить к средней. Постепенно устраняются зрительные и пространственные дефекты, пациент может выполнять сложение и вычитание чисел.

После первого месяца работы пациент начинает понимать речевые обороты средней тяжести. В течение 2-3 месяцев при хорошей пластичности мозга речевые функции и деятельность высших корковых отделов восстанавливается.

Прогноз благоприятный, если пациент молодого возраста, имеет высшее образование, знает 2-3 языка, включая родной, ежедневно упражняется и принимает лечение.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник: https://sortmozg.com/zabolevaniya/semanticheskaya-afaziya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.