Психологическая адаптация и важнейшие стадии адаптационного синдрома

Стресс, дистресс и адаптация

Психологическая адаптация и важнейшие стадии адаптационного синдрома

Из школьного курса биологии многие помнят это замечательное слово. Тогда оно обозначало возможность “подстроиться по внешнюю среду”. Позже, возможно, вам приходилось его слышать при путешествиях и смене работы.

Г. Селье выделял 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  • мобилизация адаптационных возможностей
  • сопротивляемость
  • истощение

Адаптационный синдром и стресс Селье смешивал ещё на тот момент.

Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм – среда» нарушается равновесие (будь-то крик начальства, ЧМ по футболу или предложение завести капибару). А система-то стремиться к покою и гомеостазу… вот и приходится формировать новое состояние, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических и поведенческих реакций.

Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии (изменяются, проще говоря), их соотношение меняется постоянно, также постоянно осуществляется и процесс адаптации .

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма и среды.

Постоянство это в организме может поддерживаться на разных уровнях (поддержание температуры тела и равновесия, определённый уровень выработки гормонов и т.п.) и, соответственно, на различных уровнях реализуются процессы адаптации.

В этом ряду психическая адаптация играет важную роль, в значительной степени оказывая влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на других уровнях.

Стресс

Говорим “стресс”, вспоминаем Ганса Селье. Говорим о Селье, вспоминаем его теорию стресса. Хотя сам-то он долгое время избегал этого термина, используемого тогда для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Предпочитая называть это адаптационным синдромом.

Про «бороться или бежать» (о трёх реакциях тоже скоро сделаю статьи) впервые написал Уолтер Кэннон, который собственно и ввёл сам термин.

Стресс не просто душевное волнение или нервное напряжение. Это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия.

Характеризуется покраснением/побледнением кожных покровов, учащением дыхания и сердцебиения (это так, из наблюдаемого). При этом организму неважно положительные или отрицательные эмоции мы при потрясении испытываем.

Значение имеет лишь сила потребности в последующей адаптации и стабилизации.

Выделяют

  • Эустресса) вызванный положительными эмоциямиб) лёгкий стресс, мобилизующий организм.и
  • Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах совладать. Подрывает здоровье, может привести к тяжёлым заболеваниям, так как страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса (это к вопросу о психосоматике).

Стресса как такового избежать нельзя (это и солнышко в глаза, и соседи с перфоратором, и сюрприз от близких). Важно, как мы трактуем его для себя (положительный или отрицательный), а также адаптационные механизмы и внутренние ресурсы организма. Лёгкий стресс позволяет держать организм в тонусе, что скорее полезно, чем вредно.

Про эмоциональный и информационный стресс я писала ранее.

Дисстресс

Теперь про ту часть стресса, которая нас волнует больше всего. А именно вредный стресс или дистресс.

Почему в одних ситуациях организм справляется, а в других нет?

В первую очередь, стоит говорить об уникальности и индивидуальности этого самого организма. Не устану повторять, что мы все очень разные – для одних упавшая чашка кофе “фигня, дело житейское”, для других – трагедия вселенского масштаба, для третьих – “последняя капля”.

Далее – сила нагрузки и индивидуальные возможности организма. Стресс определяется физиологическими реакциями (адреналин, норадреналин, кортизол и тд). Килограмм поднимите (так, чтобы не упасть без сил после этого)? А пять? Десять? Пятьдесят? Двести?

Следующий немаловажный пункт – длительность нагрузки. Был совершенно замечательный эксперимент со стаканом воды. Ну, подумаешь – 200 мл. плюс сама форма! Как думаете, сколько может среднестатистический человек удерживать этот стакан (а без смены позы)? Обычно люди сильно переоценивают свои силы. Можете, кстати, провести этот эксперимент с близкими – весьма занятно получается.

Наконец, фаза релаксации, следующая или нет после стрессора.

Дисстресс проявляется в виде апатии, сонливости и раздражительности. Делится на острый и хронический.  Последний особенно опасен снижением сферы интересов и, соответственно, повышением риска депрессивного состояния.

В период восстановления крайне важны полноценный сон и сбалансирование питание (банально, но факт). И чем больше органов чувств будет задействовано в приятных “процедурах”, тем лучше.

Это может быть массаж, плавание, обнимашки, секс, просмотр фильмов, посещение выставок, прослушивание музыки, ароматерапия, поглаживание и тисканье домашних животных….

главное – не прыжки с парашютом, и не поцелуи с белой акулой.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/599839eda867313f28b608c7/5b3a28da7f65d400a8939521

Адаптация и адаптационный потенциал личности в психологии

Психологическая адаптация и важнейшие стадии адаптационного синдрома

В психологии существует понятие адаптации.

Умение приспосабливаться к окружающей обстановке во многом определяет успешность процесса социализации индивида в обществе.

Выделяют различные аспекты данного явления.

О причинах и симптомах состояния дезадаптации читайте здесь.

Понятие

Что означает термин «адаптация» и «адаптировать»?

В широком смысле под адаптацией понимается приспособление к изменяющимся обстоятельствам.

При этом явление может носить как биологический, так и психологический характер.

В биологическом смысле речь идет о способности организма существовать в предлагаемой окружающей среде. С точки зрения психологии адаптация — это процесс приспособления индивида к условиям общества, в котором он существует.

Этот процесс подразумевает усвоение существующих норм, ценностей и правил. Причем не только на уровне всего общества в целом, но и на уровне малых групп: семьи, коллектива, дружеской компании.

При успешной адаптации человек ведет активную жизнь, осуществляет различные виды деятельности и эффективно взаимодействует с окружающими.

При наличии определенных сложностей могут наблюдаться проблемы в процессе социализации, психологические проблемы.

Приспособление в психологии рассматривается как умение, которое формируется под влиянием природных способностей и внешних факторов: воспитание, образование, профессиональная подготовка.

Адаптивность — что это такое?

Адаптивность личности — что это значит?

Адаптивность — это свойство личности, выражающееся в способности меняться, подстраиваться под предлагаемые обстоятельства.

То есть, если адаптация — это процесс, то адаптивность — это качество конкретного индивида.

Она присуща любому из нас, но может быть выражена в разной степени.

Чем быстрее человек перестраивается и начинает эффективно осуществлять деятельность в предлагаемых обстоятельствах, тем выше уровень его адаптивности.

В процессе своей жизни каждый индивид сталкивается с чередой изменений: первый поход в детский сад или школу, смена места жительства, устройство на новую работу, переезд в другую страну и т.д.

Чем быстрее человек усваивает правила поведения в той среде обитания, в которую он попал, тем выше его шансы на успешную социализацию.

Он получает возможность удовлетворять свои потребности и наслаждаться жизнью даже в новых обстоятельствах, которые еще недавно были для него непривычны.

Нежелание или неспособность менять свое мировоззрение в отчет на изменения в жизни свидетельствует о низком уровне развития, о лени или недостатке воли.

Адаптивность — это осознанное качество, которое можно в себе развивать.

Соответственно, наличие проблем в этой области свидетельствует об отсутствии интеллектуальной гибкости.

Адаптивность проявляется в четырех сферах:

  • социальной (нравственные, политические, правовые отношения и др.);
  • социально-психологической (система связей и отношений);
  • профессиональной или познавательной (приобретение знаний и навыков);
  • экологической (взаимодействие с окружающей средой).

Психологическая, психофизиологическая адаптация

Психологическая адаптация — это обширное явление, которое касается внутренних психических процессов, социальной активности, познавательной и профессиональной деятельности личности.

Этот процесс носит двусторонний характер. С одной стороны, изменения внешней среды оказывают влияние на сознание человека, а с другой стороны, каждая личность с ее психологическими особенностями вносит свой вклад в устройство общества.

Существует три вида:

  1. Внутренняя. Под влиянием внешних обстоятельств происходит перестройка внутренней системы ценностей, структуры личности. Это глобальная и полная адаптация, при которой формируются новые индивидуальные черты, происходит отказ от потерявших актуальность старых привычек и убеждений.
  2. Внешняя. Это такое приспособление, при котором происходит изменение внешних поведенческих реакций. Внутренняя структура личности остается неизменной, ценностные установки и взгляды сохраняются.
  3. Смешанная. Смешение двух предыдущих видов. Индивид частично меняет свою внутренние установки и частично подстраиваются под среду при помощи изменения поведения.

Психофизиологическая адаптация — это проявление физиологических реакций организма, напрямую связанных с происходящими в психике процессами во время приспособления к новым условиям.

Например, при наличии проблем с привыканием к новой ситуации могут наблюдаться нарушения сна, беспокойство, раздражительность, навязчивые состояния и т.д.

Примеры

Процесс адаптации сопровождает человека всю его жизнь с самого рождения. Так, появившийся на свет ребенок является биологическим организмом, полностью лишенным опыта существования в мире и взаимодействия с окружающими людьми.

По мере взросления новорожденный осваивает первые социальные приемы общения: улыбка, смех, требование внимания, проявление расположения и т.д.

В дальнейшем получая информацию от родителей и других людей, ребенок приспосабливается к окружающим его обстоятельствам и учится соотносить свои потребности с требованиями окружающей среды.

Важным этапом в детстве является поступление в детский сад. Здесь приобретаются навыки коммуникации, сотрудничества, послушания и т.д.

В дальнейшем ребенок попадает в школу, где он оказывается перед необходимостью осуществления познавательной деятельности, выстраивания отношений с одноклассниками и учителем.

Если в детском саду все требования в основном сводились к послушанию и соблюдению общего распорядка, то в школе возникают обязанности, подлежащие оценке со стороны других членов общества.

Во взрослой жизни переходными этапами становятся такие события, как начало профессиональной деятельности, смена коллектива, служба в армии, перевод на другую должность, начало семейной жизни, появление детей и т.д.

Каждый новый жизненный этап требует умения проявлять адаптивное поведение, приспосабливаясь к изменившимся условиям.

Кратко об аспектах

Современная наука выделяет следующие аспекты процесса:

  1. Социальный. Внедрение в социальную среду и осуществление деятельности, направленной на реализацию собственных интересов и удовлетворение общественных нужд. Адаптация в обществе имеет ключевое значение для развития всех необходимых социальных навыков личности. Изоляция приводит к потере возможностей для самореализации, получения удовлетворения от коммуникаций с другими членами общества, достижения социального благополучия.
  2. Психологический. Восприятие происходящих изменений на психологическом уровне и обеспечение необходимого психологического комфорта.
  3. Познавательный. Получение знаний разного уровня в детском возрасте и во взрослой жизни.
  4. Профессиональный. Освоение профессиональных знаний, необходимых для становления в выбранной области трудовой деятельности и налаживание отношений с коллегами.
  5. Культурный. Усвоение нравственных норм и ценностей той среды и социальной группы, в которой существует индивид.

Личностный потенциал

Личностный адаптационный потенциал — это способность конкретного человека проявлять психологическую устойчивость в изменяющихся условиях.

Чем выше данный потенциал, тем проще ему демонстрировать нормальную работоспособность, высокую эффективность деятельности и устойчивость психологического состояния под воздействием внешних факторов.

То есть у одной личности данные показатели могут снижаться при незначительных внешних воздействиях, а у другой — оставаться на нормальном уровне даже при серьезном давлении обстоятельств.

Адаптационный потенциал личности складывается из следующих характеристик:

  • нервно-психическая устойчивость;
  • восприимчивость стресса;
  • самооценка;
  • самоконтроль;
  • наличие поддержки;
  • уровень конфликтности;
  • опыт социального общения.

Адаптационные возможности

Обычно выделяют три вида таких возможностей:

  1. Биологические. Это возможности человеческого организма привыкать к условиям, которые предлагает среда обитания.

    Обычно первые люди, которые попадают в непривычную среду, не сразу привыкают к ней. Но постепенно происходит выработка необходимых навыков, организм приспосабливается к предлагаемым обстоятельствам.

    Последующие поколения уже появляются на свет с врожденными качествами, которые передаются им по наследству. Соответственно, у этих поколений необходимость в прохождении сложного процесса привыкания отпадает.

  2. Социальные. Умение индивида быстро приспосабливаться к общественным нормам и требованиям называется социальными адаптационными возможностями. Эта способность проявляется как на уровне общества в целом, так и на уровне малой группы. Все люди знают, что в общественных местах принято ходить в одежде, что с незнакомыми людьми недопустимы фамильярности, что к представителям старшего поколения нужно обращаться на «вы» и т.д. Подобные знания позволяют успешно общаться с другими членами общества. Игнорирование элементарных правил поведения приводит к непониманию и, в крайних случаях, к социальной изоляции. В масштабах малой группы адаптационные возможности проявляются в умении подстраиваться под манеру общения близких родственников, соблюдать негласные правила поведения в коллективе и т.д.
  3. Этнические. Каждый народ имеет набор социальных ценностей, правил и традиций, которые ему свойственны. Это целый комплекс особых физиологических, культурных, социальных особенностей, отличающих жителей конкретной территории. Часто люди меняют место своего жительства, переезжая в другие страны. Это один из наиболее сложных вариантов привыкания, когда человек по сути попадает в другое общество. Он сталкивается с новым языком, с непривычными традициями, с особыми ценностями и установками. От умения перенять особенности чужого общества напрямую зависит успешность интеграции в новую среду.

У каждого индивида данные способности развиты по-разному. Причем в одной личности может сочетаться высокий уровень адаптивных возможностей одного типа и полное отсутствие подобных способностей в другом направлении.

Например, человек легко вливается в новую компанию и абсолютно комфортно ощущает себя в новом коллективе (социальные возможности) и одновременно совершенно не переносит непривычные климатические условия (биологические возможности).

Реадаптация

В психологии под реадаптацией понимается совокупность мероприятий, направленных на формирование приспособления к окружающей среде.

Мероприятия включают психосоциальные способы воздействия, организацию трудовой деятельности, профессиональное обучение, переобучение, педагогическую работу, психотерапевтическую поддержку.

Реадаптация, проводимая специалистами, помогает индивиду развить необходимые способности и комфортно себя ощущать в предлагаемых обстоятельствах.

Таким образом, адаптация является сложным процессом, который позволяет человеку приспособиться к изменившимся условиям окружающей среды.

Успешность процесса зависит от индивидуальных особенностей личности и прилагаемых усилий.

Адаптационные возможности человека:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/adaptatsiya-v-psihologii.html

Общий адаптационный синдром и его стадии, патофизиология

Психологическая адаптация и важнейшие стадии адаптационного синдрома

Последовательность стадий развития стресса такова:

  • тревожность;
  • адаптация;
  • истощение или полное приспособление к сложившимся обстоятельствам.

Психологические механизмы начинают работать сразу после того, как поступает сигнал о любых изменениях. За этап тревожности отвечает вегетативная система.

Именно она приводит весь организм в боевую готовность, подавая сигнал эндокринной системе, которая, в свою очередь, активизирует выработку адреналина.

Для осуществления любого действия человеку нужно затратить некоторое количество энергии. Поэтому при поступлении сигнала об опасности резко усиливается обмен веществ.

https://www..com/watch?v=KDc9Kk8alQE

На стадии тревожности также резко увеличивается количество поступающего в кровь кислорода, за счёт чего улучшается работа ГМ. Всем этим занимается симпатический отдел головного мозга, на работу и реакции которого человек повлиять не в состоянии. На всё это уходит доля секунды. Период тревоги может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток.

Следующий период – адаптация. Он длится дольше всего. Время, которое организму придётся затратить на адаптацию, будет прямо пропорционально интенсивности и длительности воздействия стрессора. Адаптация может закончиться полным истощением организма или же поможет приспособиться к сложившейся ситуации. Рассмотрим подробнее адаптационный синдром и его проявления.

Виды приспособления

В биологическом плане адаптивные процессы разделяют на три признака:

  • морфологический;
  • физиологический;
  • поведенческий.

Примеры морфологической и физиологической адаптации можно найти в живой природе. К примеру, верблюд накапливает подкожный жир, который преобразуется в воду во время засухи.

Поведенческая адаптация также связана с миром флоры и фауны. Так, животные впадают в спячку, чтобы выжить зимой или инстинкт продолжения рода заставляют соблюдать брачные ритуалы.

В психологии виды адаптации разделяются следующим образом:

  • психофизиологическая;
  • социально-психологическая;
  • профессиональная;
  • организационная.

Подразумевает приспособление человека к новым для него нагрузкам. К нагрузкам относится:

  • физическое и психическое напряжение;
  • санитарно-гигиенические условия;
  • ритм труда;
  • внешние факторы (шум, свет, вибрация);
  • удобство места.

В первые дни на новом месте работы могут возникать утомляемость, несчастные случаи из-за психофизиологической нагрузки. Существует адаптация сенсорная, когда органы чувств приспосабливаются к раздражителям, к примеру, к темноте, шуму, запахам.

Понятие социально-психологической адаптации характеризуется приспособлением к новому социуму, поведению, коллективу. В одних случаях очень болезненно проходит этап привыкания к отношениям в группе.

В процессе социально-психологической адаптации идет вхождение в коллектив, усваиваются нормы и правила.

Примеры социально-психологической адаптации встречаются в семье, детском саду, школе, институте и трудовом коллективе.

Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.

Для психологической адаптации требуется различное время в зависимости от качеств человека и ситуации.

Если этапы социально-психологической адаптации протекают успешно, то человек благополучно вливается в социальную среду, устанавливает эмоциональные отношения в группе.

Сущность адаптации профессиональной заключается в совершенствовании трудовых способностей человека. Понятие организационной адаптации в психологии связано с усвоением роли на новой должности и приспособлением к организационной структуре.

Адаптационный синдром

Понятие «адаптационный синдром» предложил физиолог Ганс Селье. В середине тридцатых годов прошлого века он изучал влияние различных факторов на животных.

 Общий адаптационный синдром в теории Селье рассматривается как процесс включения специальных защит, которые помогают приспособиться к внешним факторам.

Исследования Селье адаптационного синдрома позволили выделить несколько стадий его развития.

Стадия тревоги

Она связана с усилением защитных свойств организма. В этот период возникают первоначальные реакции, которые помогают справиться с угрозой. Это стадия также носит название «аварийной». Этап задействует все психические и физические механизмы организма.

Если стрессовый фактор велик или действует на протяжении длительного времени, то на ступает эта стадия. Возникает устойчивая психическая адаптация. Ресурсы расходуется оптимально, организм готов выживать и бороться за жизнь.

Стадия истощения

Если показатель стресса не проходит, то наступает момент, когда с ним уже трудно справиться. Уже исчерпаны все физиологические и психологические ресурсы. На этой этапе происходят дезадаптивные нарушения, если стрессовый фактор не устранить, то организм теряет последние силы.

Теория общего адаптационного синдрома Г. Селье тесно связывает соматические и психические состояния. Психика может отреагировать на нервные потрясения соматическими симптомами.

При стрессе задействуются все системы организма — от сердечно-сосудистой — до желудочно-кишечной.

Стресс провоцирует ухудшение работы самого больного органа, он ослабляет иммунитет и повышает риск патологий.

Общий адаптационный синдром в работах канадского физиолога послужил основой для исследований многих ученых. Специалисты стали рассматривать связь между заболеваниями сердца и стресса.

https://www.youtube.com/watch?v=Q2HsQM4ZSKY\u0026list=PLA1JbrjNrua1sjuv2PKReR3NWmFSJuCYX

Адаптационный синдром проявляется гипертрофией коры надпочечников и стойкой повышенной выработкой кортикостероидов. Эти гормоны улучшают ток крови, оказывают антигистаминный эффект, повышают АД.

Все эти проявления связаны не только с самими их свойствами, но и с их способностью активизировать работу симпатического отдела головного мозга. Адаптационный синдром характеризуется снижением порога чувствительности.

Лишь в отдельных случаях чувствительность повышается.

Во время снижения интенсивности воздействия стрессора на организм, работа всех систем приходит в норму. Когда стрессор воздействует на организм постоянно, происходит его гибель.

Известен факт, что при перенапряжении может проявиться патологическая патофизиология определённой функции, которая станет началом цепочки последующих разрушений.

К примеру, перенапряжение в коре ГМ приводит к предельному торможению и отмиранию его клеток, что само по себе уже становится причиной ухудшения работы организма в целом.

Анализ последствий, которые вызывает рассматриваемый синдром, привёл к выводам, что хоть адаптация и является защитной реакцией организма, но при определённых обстоятельствах она может вызвать неадекватную реакцию.

Такую патологическую реакцию можно рассмотреть на следующем примере. Известным фактом является участие кортикоидов в защитных функциях организма при попадании в него аллергенов, вирусов и др.

Высокий же уровень глюкокортикоидов при адаптационном стрессе угнетает клетки организма, что провоцирует возникновение воспалительных процессов и аллергических реакций.

В такой среде попавшие внутрь микроорганизмы начинают очень быстро размножаться, начинается сепсис.

Три фазы общего адаптационного синдрома

Индивидуальные отличия

Стресс и адаптация у каждого человека будут проходить по-своему. Для кого-то повышение по службе и расширение обязанностей – предел мечтаний: к этому он и стремился. Для другого человека повышение смерти подобно: он не уверен в себе, боится брать на себя ответственность.

Привыкнуть к стрессовым ситуациям или полностью избегать их не получится, но каждый из нас может защитить себя от негативного воздействия постстрессового синдрома. Различают два вида стресса.

Рассматривая стресс, как защитную функцию организма, мы думаем, что он должен благотворно влиять на человеческий организм (эустресс), но во многих случаях происходит всё наоборот. Дело в том, что стресс имеет древние корни: если бы не способность к адаптации, человеческий организм вообще не смог бы выжить в условиях дикой природы.

Но если раньше стрессовые реакции заставляли человека бежать, драться или работать не покладая рук, чтобы выжить, то сегодня мало кто находится на грани жизни и смерти, где необходима такая работа, а организм всё равно при каждой возможности начинает активировать адаптационные способности. Частая ненужная активация всех систем приводит к истощению организма.

Такому виду стресса дали определение «дистресс».

Два варианта развития стресса

Поведение в экстремальной ситуации

Адаптация к стрессу относиться к важнейшим социальным характеристикам. Адаптивный уровень регулирования требует от человека особого напряжения. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям — особый личностный процесс.

Состояние у жертв экстремальных ситуаций отражает направленность отклонений. Существует три стиля поведения:

  • активно-оборонительный;
  • пассивно-оборонительный;
  • деструктивный.

Активно-оборонительный — это наиболее адаптивный стиль поведения. Методы поведенческой психологии учитывают, что поведение в экстремальной ситуации зависит от личности человека.

Адаптивный стиль характеризуется таким чертами:

  • стремление к независимости;
  • высокая самооценка;
  • отрицание конфликтных ситуаций;
  • идеализация семьи и работы.

Пассивный стиль — это дезадаптация. Психологическая сущность при экстремальной ситуации раскрывается в болезни, депрессии, отступлении, капитуляции перед трудностями.

При деструктивном стиле человек проходит несколько фаз, но для них характерна внутренняя напряженность, негативное отношение к лечению, конфликтные отношения, уход в алкоголизацию.

Реакции

Сегодня доказано, что при стрессе обеспечивается усиленная работа всего организма, что вызывает ряд постстрессовых патологических состояний:

  • язвы ЖКТ и кишечника;
  • расстройства в работе сердечной системы;
  • снижение защитных функций;
  • нарушения в синтезе веществ;
  • изменения состава крови;
  • проблемы с психикой (депрессия, неврозы разной степени тяжести).

Доказана связь стресса с развитием онкологических заболеваний, атеросклерозом. Физиологические аспекты стресса могут быть спровоцированы и болевым синдромом. В критическом состоянии организм старается научиться жить с болью, т. е. снизить свою чувствительность к сильному внешнему раздражителю.

Особенности терапии

Расстройства при психосоматических заболеваниях нужно лечить комплексно. Исцеление направлено на психологическую адаптацию и устранение негативных последствий при помощи фармакологических средств. Способы психологического лечения включают в себя несколько разновидностей воздействий:

  • рациональная терапия;
  • поддерживающая терапия;
  • релаксационная терапия.

На сегодняшний день для купирования симптомов в любой фазе общего адаптационного синдрома применяются все существующие виды препаратов:

  • транквилизаторы;
  • седативные препараты;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотики;
  • бромиды;
  • ноотропы.

Социальная связь пациента с миром очень важна, поэтому наряду с лекарственными препаратами обязательно применяется адаптация индивидуума к социуму. В первую очередь, пациент должен осознать своё место и положение в обществе, научиться правильно себя подавать и общаться с людьми в любой ситуации.

Человек не должен отказываться от общения с людьми и замыкаться в себе. Нужно заложить в мозг программу по решению нестандартных задач, чтобы пациент имел возможность найти выход из нестандартной для него ситуации, например, обойти конфликт, найдя компромиссное решение или же перенеся разговор на более удобное время.

Для этого используются различные релаксационные методики, которые позволяют быстро расслабить тело и мозг.

https://www.youtube.com/watch?v=WT6rKoi1q5o\u0026list=PLA1JbrjNrua1sjuv2PKReR3NWmFSJuCYX

Все такие методики основаны на чётком самоконтроле, восстановлении дыхания, ведь при стрессе резко повышается АД, учащается сердцебиение, сбивается темп дыхания. После прохождения курса рекомендуется оценить адаптационный потенциал – навыки, приобретённые за время социальной адаптации.

Любые релаксационные методики и психологическая работа с пациентом требуют индивидуального подхода. Выбор метода работы будет зависеть от типа восприятия мира человеком, а также от его личной реакции на отдельные стрессовые ситуации.

При необходимости назначают лекарственные препараты. Подбирать их следует в индивидуальном порядке, в зависимости от интенсивности проявления адаптационного синдрома или его последствий.

Не рекомендуется назначать транквилизаторы и ингибиторы сроком более, чем 1 месяц, потому как эти виды препаратов могут вызвать стойкую зависимость, и тогда никакое лечение не даст результата.

Самыми действенными препаратами считаются седативные препараты на растительной основе: «Персен», «Валериана», «Седавит», «Фитосед» и др. Их можно заменить отварами трав.

Среди лекарственных растений положительное действие на клетки нервной системы оказывают мята, мелисса, зверобой, боярышник.

Следует отдавать предпочтение свежим овощам и фруктам, обогащённым витаминами и грубой клетчаткой, т. е. не следует забывать о правильном питании.

«Седавит» — успокоительный растительный препарат

Источник: https://papaprostatit.ru/serdtse/adaptatsionnyy-sindrom/

Психологическая адаптация человека

Психологическая адаптация и важнейшие стадии адаптационного синдрома

admin

Адаптация личности – это психологическое приспособление к изменениям окружающей среды. Основная составляющая психологической адаптации заключается в приспособлении человека к требованиям социума и собственным желаниям.

Психологическая адаптация подразумевает усвоение традиций социальной группы и принятых здесь ценностей. Она встречается повсеместно. Нам необходимо адаптироваться к ситуации в детском саду, в школе, на работе, в незнакомой компании.

Проявление и способы психологической адаптации

Психологическая адаптация – процесс, происходящий с раннего детства и до конца существования. Приспособление к окружающим условиям существования в детском возрасте чрезвычайно важно. Именно от психологической и социальной адаптации человека в детстве зависит его дальнейшая жизнь в социуме.

Все мы наслышаны об историях детей-Маугли. Человек, который в раннем возрасте адаптировался к диким условиям и жизни среди животных, не сможет вести активную социальную жизнь в обществе людей.

Необходимость психологической адаптации к жизни среди себе подобных вызывает у Маугли шок. В редких случаях людям, выросшим без человеческого общества, удается приспособится к социуму.

Чаще всего они возвращаются к прежней жизни, где психологическая адаптация – пройденный этап.

Главное проявление психологической адаптации — общение и другие виды взаимодействия. Активное взаимодействие с обществом и привыкание к нормам и устоям делают возможными процесс обучения и работы, построение отношений с другими членами общества, изменение поведения человека для соответствия ожиданиям окружающих.

Способы психологической адаптации:

Метод проб и ошибок. Встречаясь с жизненным препятствием на пути, человек преодолевает его, опираясь на собственный опыт. Не всегда испробованные способы преодоления решают возникшую проблему. Со временем человек отбрасывает в сторону методы, которые не привели к нужному результату, и находит новые пути решения.Формирование реакции. Так называемая своеобразная «дрессировка».

Правильная реакция на изменения общества подкрепляется вознаграждением на психологическом или физическом уровне. Этот способ адаптации не осознано используют родители в отношении детей. В тот момент, когда ребенок произносит членораздельные звуки, матери кажется, что он зовет именно ее. Она встречает начинание малыша с восторгом, что стимулирует ребенка к дальнейшему развитию.

Наблюдение. Попадая в незнакомую среду, человек наблюдает за поведением окружающих. Он подражает людям, которые уже адаптировались к условиям взаимодействия в этом обществе, не задумываясь над тем, зачем он это делает. Со временем человек полностью принимает линию поведения, включая осознание целей и последствий.

Латентная адаптация. Человек постоянно получает сигналы от окружающего мира. Часть из них воспринимается, другая понимается не так четко, а третья не осознается вовсе.

В подсознании сохраняются определенные методы взаимодействия с обществом, которые используются по мере необходимости и возникновения ситуаций.Инсайт.

Это реакция мозга на ситуацию, когда разбросанные в памяти варианты поведения и способы решения проблемы объединяются, и человек получает сигнал о том, какая реакция на окружающий мир станет единственно верной. Решение спонтанно и уникально, поэтому инсайт похож на творческий процесс.

Рассуждения. Обсуждая проблему или незнакомую ситуацию, человек ищет решение или способ адаптации к окружению. Выводы, полученные в результате рассуждений, в дальнейшем используются при аналогичных ситуациях.

Адаптационные расстройства личности

Не всегда процесс психологической адаптации человека проходит гладко. Если непривычная ситуация затягивается, то возможно появление адаптационных расстройств. Это может случится при затяжном семейном конфликте, при расставании с близкими людьми, при потери прежнего положения в социуме или при тяжелом заболевании.

https://www.youtube.com/watch?v=UtHGiyKZa60\u0026list=PLUJY4SKVOJ3m2zU-ik3gkdn01sjQ2wd1R

Опасные звоночки проявляются постепенно. Развитие адаптационного расстройства занимает около месяца и в дальнейшем может либо исчезнуть, либо перерасти в психическое заболевание, требующее вмешательства врача.

Варианты адаптационного расстройства человека:

Кратковременная депрессия, которая заключается в резком понижении настроения, апатичности и безразличия, медлительности мышления, ощущении бессилия и неуверенности в себе;
Пролонгированная депрессия, которая подразумевает продолжительность симптомов кратковременной до двух лет. Проявляется, когда конфликтная жизненная ситуация затягивается, а человек не может с ней справится и адаптироваться к изменениям собственной жизни;Тревожность, проявляющаяся в форме беспокойства, как двигательного, так и вегетативного;

Нарушение эмоционального фона, когда наряду с депрессией и тревожностью, проявляется агрессия, раздражительность, подверженность состоянию гнева и злости;

Нарушения поведения, проявляющееся в поступках, которые намеренно нарушают этические и моральные нормы, принятые в обществе. Такие отклонения характерны для подросткового возраста, когда необходимость психологической адаптации вызывает в человеке отрицание и подталкивает на бессмысленные действия.
Расстройства, связанные с психологической адаптацией человека, распространены в обществе. Однако подобный диагноз ставится врачом только в случае нарушения функциональности человека, как полноценного члена общества. Чаще всего адаптационными расстройствами личности страдают женщины.

Среди людей, которые не смогли психологически адаптироваться к происходящему, преобладают те, которые считают себя несчастными. Это одинокие люди, не имеющие семьи или разведенные, социальное и материальное положение человека с расстройством, как правило, оставляет желать лучшего.

Адаптационные расстройства успешно поддаются лечению и в большинстве случаев имеют благоприятный исход, если вовремя обратится к специалисту и принять меры. Психологическая адаптация – обязательный процесс для гармоничного существования в обществе и общения с его членами.

14 марта 2014, 11:25

Дополнительная скидка +8% на все украшения SUNLIGHT при доставке (промокод «стиль8») Действует только при онлайн-заказе до 31.05.2020. Скидка не распространяется на золотые цепи, цепочные браслеты, золотые обручальные кольца, акционные товары и товары Хит-цена. Не суммируется с остальными скидками.

Источник: https://sunmag.me/sovety/14-03-2014-psikhologicheskaya-adaptatsiya-cheloveka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.