Объясните связь понятий социализация саморазвитие самореализация

Содержание

Определение понятия

Объясните связь понятий социализация саморазвитие самореализация

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Самореализация важна для человека. Добиться вершин жизни люди стремятся с раннего возраста. Качество помогает достичь поставленных целей в профессии, реализовать творческий потенциал, переступить через трудности, стать гармонично развитой личностью.

Определение

Понятие «самореализация» означает воплощение талантов, задатков и умений человека в жизнь путем конкретной деятельности. Для этого сначала осознают наличие таких задатков, понимают сильные стороны, чтобы претворять в жизнь потенциал.

Возможности людей велики, не все это понимают. И способность к саморазвитию безгранична. У нас есть пути для движения вперед.

Самореализация не ограничена, у нее нет строгих рамок. Достигнув одного уровня, переходите к следующему.

Потребность человека в самореализации

Самореализация в индивидууме заложена с рождения. Она основа всех достижений личности.

Психологи советуют начинать самопрограммирование с анализа возможностей. Люди, которые добились в жизни и карьере высот, достигли этого благодаря раскрытию творческого потенциала.

Психологи выделяют «пирамиду потребностей»:

  1. Способность выявить реальные цели, отделить их от фантазий.
  2. Простое, естественное поведение.
  3. Высокий уровень ответственности.
  4. Тяга к самопознанию.
  5. Восприятие себя такими, как есть.
  6. Готовность к постоянному обучению.
  7. Любовь творчества.
  8. Исследуют окружающий мир, не перестают удивляться новому.
  9. Сдержанны, дружелюбны.
  10. Преданны семье, собственным идеалам.

Не нужно быть одаренным и с нестандартным мышлением. Путь к самовыражению – умение обучаться новому, анализировать себя, поведение и не бояться делать ошибки.

В человеке всегда есть как положительные черты, так и отрицательные. Последние могут мешать самореализации личности. Подробнее об этих чертах и как с ними справляться в нашей статье  отрицательные черты характера →

Виды самореализации

С момента выделения этого понятия в психологии провели немало исследований, тестов, что помогли определить ее виды и формы.

Личностная

Это определение собственных возможностей и стремлений. Личностная реализация актуальна в подростковом возрасте. Подросткам тяжело понять, кто они на самом деле.

Воспитание накладывает отпечаток. Общаясь с семьей, дети перенимают взгляды, поведение, отношение взрослых. Это неправильно. Важно осознание и развитие себя как личности, выявление собственных сильных качеств, постановка целей для достижения результатов.

Родители делают ошибки при воспитании самостоятельной личности.

Поэтому более 60% людей среднего возраста не могут определить жизненные цели и подобрать занятие по душе. Даже получение высшего образования не способствует достижению высот в дальнейшем.

Причина – гиперопека с детского возраста. Препятствовать развитию проблемы можно:

  • позволять ребенку принимать самостоятельные решения;
  • давать свободу действий с ранних лет;
  • допускать совершать ошибки.

На самостоятельных решениях и ошибках происходит процесс становления личности, формирование характера и собственного мнения.

Спокойствие — то качество личности, которое никогда не бывает лишним. Читайте статью как стать спокойнее →

Творческая

Это способность реализовать себя в профессии. Процесс запускается, когда подросток получает образование, выбирает профессиональное направление. В каждой деятельности есть место творчеству, развитию способностей. Человек должен иметь стремление к достижению целей.

https://www.youtube.com/watch?v=lQyqOsOMtKk\u0026list=PLqUODNgmpH2EAJPL2arc9yRK6stdcBC1f

Основа творческой реализации – свобода. Она помогает стимулировать:

  • самостоятельную деятельность;
  • свободу поступков, поведения;
  • независимости от окружающих;
  • смелость мыслей, умение выражать идеи.

Эти факторы обеспечивают успех мероприятия, заставляют обратить внимание на индивида, прислушаться к нему.

Профессиональная

Это становление на профессиональном поприще. Самореализация в профессии гарантирует получение удовольствия от работы.

Признаки осознанного выбора профессии:

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

  1. Желание профессионального совершенствования, карьерного роста.
  2. Раскрытие потенциала сотрудника.
  3. Достижение рабочих целей.
  4. Признание умений, творческих способностей человека, профессионализма.
  5. Творческое вдохновение при выполнении задач.

Основная особенность – работа приносит удовольствие.

Социальная

Для социальной реализации человек должен провести самооценку, понять свою роль для общества:

  • оценить индивидуальность;
  • познать себя интеллектуально;
  • развиваться;
  • научиться быть собой, не играть на публику.

Это умение находить подход в общении с людьми также поможет реализовать себя.

Основные факторы развития личностной самореализации

Основными факторами считают:

  1. Внутренние. Восприятие окружающего мира, личные интересы, предпочтения, отношение к правилам, законам.
  2. Внешние. Отношение с родителями и педагогическое воспитание.
  3. Общественные. Среда обитания человека, социум, законы и нравы государства, где родился и живет человек.
  4. Наследственные. Генетика важна для самореализации. Дети получают на биологическом уровне черты своих родителей, перенимают таланты. Уникальные способности можно развивать.

Для каждого индивидуума осуществление становления личности проходит по особой программе. Это подтверждает уникальность каждого из нас.

Способы самореализации для женщины могут иметь отличия от методов, которые выбирают мужчины. Имеет значение возраст, страна обитания, генетика. Но на основании характеристик факторов можно оценить уровень самореализации человека, стремление к этому.

Читайте в нашей статье секреты уверенности в себе →

Проблемы самореализации

Проблемы с самореализацией начинаются с детства.

Ошибки можно найти на любом этапе:

  1. Воспитание – родители опекают детей, не позволяя им ошибаться, принимать самостоятельные решения. Люди вырастают со взглядами и поведением, которые копируют отношения на окружающий мир членов семьи. Эти люди неспособны на постановку целей и разработку стратегии их достижения.
  2. Система образования. Школьная программа не позволяет допускать ошибки, потому что неправильное мнение наказуемо. Школьники вынуждены повторять то, что пишет книга, выполнять упражнения в соответствии с примерами в учебнике. Занятия приносят шаблонные знания, но не помогают вырабатывать умение выражать мысли, анализировать действия, принимать решения.
  3. Социум. Ошибаться – это выставлять себя на посмешище. Чтобы не унижать чувство собственного достоинства, люди играют на публику, притворяются кем-то другим, стараются не высказывать свои креативные, но не всем понятные идеи.
  4. Генетика. Дети могут получить от родителей как таланты, так и сложные генетические заболевания. Это тяжело предусмотреть. Справиться с проблемами сложно. Накладывает отпечаток на реализацию людей с генетическими заболеваниями скептическое восприятие их в обществе.

Общественное мнение заметно тормозит самореализацию современного индивидуума.

Психологи давно отмечают эту проблему (в частности буллинга), ради чего проводят специальные тренинги, ведут частные приемы для помощи людям, которые оказались заложниками такого отношений в обществе.

Движущие силы самореализации

Реализовать себя поможет грамотный план действий.

https://www.youtube.com/watch?v=ZZR3OiuozxM\u0026list=PLqUODNgmpH2EAJPL2arc9yRK6stdcBC1f

Начинать нужно с шагов:

  1. Диагностика страхов, сомнений. Их нужно определить и стараться переступать в дальнейшем.
  2. Не обращать внимания на давление со стороны других людей.
  3. Стараться преодолевать сложности, искать средства выходы из запутанных ситуаций.
  4. Ценить себя, уважать других.
  5. Избавиться от перфекционизма. Люди имеют право на ошибку. Важно признавать промахи и решать проблемы.

Нужно слушать себя, не подражать другим и не бояться ошибаться. Люди, которые критикуют себя за малейших промах, рискуют остаться на задворках жизни.

Для самореализации необходимо и такое качество как самоконтроль. Подробнее о самоконтроле и контроле личности →

Стратегии самореализации личности

Современная жизнь влияет на выбор стратегии – спроектированных планов личности на ближайшее будущее, которые сформированы на жизненных ценностях и стремлениях.

Прогрессивная

Стратегия предполагает активацию внутренних факторов реализации. Индивидуум адекватно воспринимает окружающий мир и свою роль в нем.

Это помогает ему добиться высокой оценки общества, признания своих творческих способностей, реализоваться в профессии.

Рецептивная

Рецептивная – задействует внешние факторы для достижения социальных успехов и получения благ в обществе. Целостного восприятия, планов себя в мире нет. Индивидуум потребляет успехи окружающих, социальные блага общества.

8 способов развития самореализации

Современные книги по эффективной самореализации в обществе дают рекомендации для развития этого ценного качества.

Существует 8 основных способов ее развития:

  1. Зарекомендовать себя с положительной стороны. Работодатель должен запомнить сотрудника, оценить его перспективность, потенциал.
  2. Упорно трудиться. Успех не любит лентяев!
  3. Учиться отдыхать. Рабочее время нужно распределять правильно, иначе есть риск достичь сильного истощения.
  4. Личное мнение. Быть оригиналом, а не копией, выдавая идеи других людей за свои.
  5. Умение общаться в социуме.
  6. Стремление к самообразованию, повышению квалификации. Достичь пределов совершенства нельзя. Всегда есть чему учиться. Не упускайте эту возможность.
  7. Осознать уникальность.
  8. Не бояться ошибок и творческих кризисов. Проблемы в профессиональной сфере у образованных людей психологи связывают с переломным моментом. Часто это становится просто этапом перехода на новый уровень деятельности.

Жизнь без цели теряет смысл. И нужно ставить себе новые цели, начинать к ним идти. Важно, чтобы они были достижимыми, имели реальные сроки выполнения. Недостижимые цели губительно сказываются на самореализации. Человек перегорает, теряет веру в успех и начинает воспринимать самореализацию как нечто недостижимое.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Источник: https://turbo-suslik.org/samorealizaciya/

Социализация и ее влияние на процесс саморазвития человека

Объясните связь понятий социализация саморазвитие самореализация

Чтобы как можно глубже проанализировать заданную тему и определить, как происходит саморазвитие человека в процессе социализации, для начала стоит разобраться с основной терминологией.

Саморазвитие — где начало?

Саморазвитие — это постоянное обучение человека чему-то новому, его стремление к знаниям. Оно является основной частью в становлении личности.

Саморазвитие начинается с самых ранних лет и продолжается на протяжении всей жизни.

Человек учится самыми различными способами: получает новые знания из книг, жизненного опыта и, что, пожалуй, самое главное — из общения с людьми. Это и называется социализацией.

https://www.youtube.com/watch?v=O-__D7eEp8g

Если говорить точнее, социализация — это вхождение человека в социальную среду, с помощью овладения ее социальными нормами, правилами и ценностями. Обучается этому человек с помощью других людей, социума, и без него невозможно развитие.

А без социализации и саморазвития не происходит самореализации, которая является основной потребностью любого человека. Человек так или иначе стремится реализовать свои желания и потребности, а он не сделает этого без определенного набора навыков и умений.

В пирамиде потребностей Маслоу самореализация стоит на самой ее верхушке. Также там присутствуют необходимость принадлежности к обществу и в познаниях, поэтому саморазвитие, социализация и самореализация — это не просто естественные этапы становления личности, а реальные потребности, без удовлетворения которых жизнь не будет комфортной и полноценной.

Стадии и фазы социализации личности

Социализация стоит в основе всего, что было упомянуто выше. Между тем, это сложный процесс, включающий в себя несколько стадий.

Этапы социализации

Происходит от рождения ребенка до приблизительно того возраста, когда он пойдет в школу. Ее агентами в первую очередь выступают родители, а также другие близкие родственники. Агентами называют конкретных людей, которые и проецируют те или иные культурные нормы и обучают им человека. Они присутствуют и в первичной, и во вторичной социализации.

Именно в семье, с ее самобытными устоями, правилами и порядками закладывается личность ребенка, его собственное мироощущение.

Так, например, в религиозной семье, ребенок с самого детства будет приучен к той или иной религии и для него не будет существовать никаких иных, альтернативных вариантов, поскольку такой образ мышления и жизни в целом закладывала в него семья, единственные, кто на тот момент имеет для него значение.

В процесс первичной социализации входит также подготовка ко взрослой жизни, путем ролевых игр в «дочки-матери» или семью. Дети имитируют то, что видят в семье, и это становится необходимым этапом взросления.

Она начинается, когда круг важных для ребенка людей перестает ограничиваться только семьей, обычно это совпадает с поступлением в школу. Появляются учителя, а потом и друзья — то есть другие люди, к чьему мнению и взглядам ребенок будет прислушиваться, а его кругозор станет расти. Процесс вторичной социализации или ресоциализации длится всю жизнь, до самой смерти человека.

Также присутствуют другие, более конкретные виды социализации.

То есть перенимания норм поведения какой-то конкретной социальной группы. К социальным группам относится что угодно: и этническая группа, и возрастная, и профессиональная. Она бывает как большой, например, целая нация, так и маленькой.

У каждой социальной группы есть свои особенности и нормы поведения. Человек, попавший в нее, так или иначе, в той или иной степени должен вписаться в них, иначе он не сможет интегрировать.

Это принятие ролей, которые относятся к мужскому или женскому полу. В наши дни с этим сложно определиться, поскольку за последние сто лет эти роли, устанавливающиеся веками, сильно поменялись, и не всегда есть способ определить, что к чему относится и есть ли сейчас гендерные роли в принципе.

Безусловно, они также обусловлены менталитетом и религией. Так, например, в мусульманских странах гендерные роли выражены куда более четко, чем в государствах Европы и США.

В вопросе гендерной социализации в последние годы на первый план выходит также проблема трансгендерности. Из-за генетических сбоев во время формирования плода, человек может быть физически одного пола, а психологически другого. В этом случае также непонятно, что делать с гендерными ролями.

Существуют два глобальных института социализации.

Основным и самым ключевым является семья. Дальше идет учебное заведение, группы сверстников и т. д. Это базовые и основные институты, те, которые оказывают наибольшее влияние.

Они, в свою очередь, более второстепенные. К ним относится государство, церковь, СМИ и прочее.

Социализация как фактор развития личности школьника

Во многом, конечно, социализация важна в школьном возрасте, и на то есть ряд определенных причин.

Во-первых, когда ребенок только приходит в школу, то у него как раз начинается процесс вторичной социализации. Там для него все новое: и учителя, которые могут нести совсем другие мысли и вести себя иначе, чем привычные родители, и новый коллектив, с которым также предстоит выстроить грамотное общение.

Подобное для ребенка в новинку, и это может быть достаточно сложным периодом для него, но он необходим для будущего развития. Человеку нужно учиться жить в социуме за пределами семьи и уметь общаться с самыми разными людьми.

Немаловажен также и подростковый период, когда ребенок учится в средних и старших классах. В процессе пубертата меняется не только тело, но и образ мышления. Родители, их мнение и образ жизни обычно уходят на второй план, а освободившееся место занимают друзья. Тяжелее всего в этой ситуации придется детям ведомым, их могут подмять под себя более авторитетные личности.

И, конечно же, не стоит забывать про «эффект маятника». В знак протеста, который является неразрывным спутником переходного возраста, ребенок захочет чего-то противоположного, чем то, что есть у него в семье, а это способно привести к плачевным последствиям. Поэтому родителям важно держать руку на пульсе и контролировать ребенка.

Понятие и факторы саморазвития личности

Саморазвитие — это постоянная усердная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. Как и социализация, этот процесс длится на протяжении всей жизни.

Этапы саморазвития

  • Самопознание, а также анализ собственной личности и деятельности в самых разнообразных ее проявлениях.

Самое главное и основное для личности — это понимание, кто она такая, какие у нее сильные стороны, какие недостатки. К чему ей стремиться, а чего не хватает. Без самоанализа не получится и никакого развития, человек просто не будет понимать, что ему делать и зачем.

  • Формирование идеального образа.

Грубо говоря — постановка конкретных целей. Человек решает каким он хочет быть, а потом переходит к следующему этапу.

  • Создание плана саморазвития.

На этом этапе создается четкий план: человек уже не только понимает, чего он хочет, но и знает, как этого добиться.

  • Реализация плана саморазвития.

Тут все понятно из названия: человек создает четкий план и строго ему следует ради достижения своей цели.

После того, как цель достигнута, человек анализирует весь процесс еще раз с самого начала.

Основные формы саморазвития

  • Самоутверждение. Оно дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, с помощью подтверждения в той или иной форме.
  • Самосовершенствование. Стремление стать еще лучше в соответствии с заранее созданным идеальным образом.
  • Самоактуализация. Стремление выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни, а также использовать свои возможности по максимуму для достижения этой цели.

Факторы саморазвития

К ним относятся личные качества человека, мировосприятие, предпочтения, а также личные интересы и цели.

К внешним факторам относится все, что окружает человека: семья, система обучения, государственные органы и т.д., а также их влияние на него и его развитие.

К социальным факторам относится среда обитания человека, ее особенности и то, как она воздействует на него. Важную роль здесь также играет самоидентификация, а точнее, ощущает ли человек принадлежность к той или иной социальной группе или нет.

К ним относятся любые факторы, которые передаются по наследству и могут как-то влиять на его жизнь. Например, к этому относится предрасположенность к психиатрическим болезням.

Зависимость процесса от воспитания и ближайшего окружения

Без всяких сомнений, наибольшее влияние на человека оказывают агенты его первичной социализации. Личность ребенка формируется примерно в возрасте пяти-шести лет и дальше она уже глобально не изменяется, может лишь поддаваться легкой корректировке либо же человек будет притворяться для достижения тех или иных целей.

Становление личности напрямую зависит от событий, происходящих в жизни ребенка до, примерно, шестилетнего возраста. Не зря психологи говорят, что все проблемы идут из детства. Так все события, произошедшие в детстве, несут неизгладимый отпечаток на личность и остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

Примечательно, что на разных людей одинаковые события оказывают различное влияние. Это обусловлено личными качествами и темпераментами. Поэтому и не бывает одинаковых случаев и проблем.

Пример из психологии, который продемонстрирует и важность социализации, и влияние действий на развитие личности: мать по обстоятельствам или личными убеждениями, не подходила к плачущему младенцу в колыбельке по первому его крику. Ребенок чувствовал себя брошенным и всеми покинутым. Когда он вырос, то стал крайне болезненно относиться к расставаниям с девушками, до такой степени, что понадобилась помощь профессионала, чтобы продолжать полноценную жизнь.

Такое могло случиться только с этим конкретным человеком. На любого другого описанная ситуация повлияла бы иным образом либо бы вообще никак не отразилась. Тут нельзя предугадать наверняка.

Поэтому родителям никогда неизвестно, каким образом повлияют на ребенка те или иные действия и повлияют ли вообще. Конечно, такие определенные явления, как жестокое обращение либо насилие оставят неизгладимый отпечаток, но чаще всего невозможно предугадать, что и как повлияет на ребенка. Зачастую сильный эффект могут возыметь самые рядовые вещи.

Каждая семья выбирает собственный метод воспитания ребенка: в некоторых он излишне суровый и жесткий, в других — излишне либеральный, а в третьих — демократический. Это обусловлено взглядами родителей и их личным воспитанием.

Конечно, никто не вправе указывать родителям, как им воспитывать своего собственного ребенка. Но наилучший метод, позволяющий ребенку расти и нормально развиваться — это тот, где родители с ним регулярно общаются. Объясняют, почему так нельзя что-то делать, а не просто запрещают.

Рассказывают, за что будет наказание, и много общаются с ребенком, а также проводят с ним время за увлекательными занятиями. Что еще важно — родители должны быть последовательны.

У них не должно постоянно меняться мнение, а также и отец, и мать должны быть заодно, иначе ребенок будет расти полностью дезориентированным, с отсутствием какой-то системы ценности, а также достаточно неуверенным в себе.

Описанная система воспитания желательна для хорошего развития ребенка. Но, к сожалению, она не является гарантией или панацеей для чего-то.

Влияние факторов социализации на формирование характера и моральных качеств

На формирование характера влияет, как уже было не раз сказано до этого, только первичная социализация, воздействие вторичной сильно переоценено. С моральными качествами все гораздо сложнее. Конечно, у человека может поменяться мнение о различных вещах или отношение к тем или иным вещам на протяжении жизни, однако не настолько глобально.

Костяк, основные качества, которые были сформированы изначально, в самом детстве изменить невозможно, это сама суть человека.

Если ребенок вырос, например, в семье расистов и, соответственно придерживался такой же точки зрения всю свою жизнь, потому что по-другому не умел, то в какой-то момент в его жизни могут произойти события, заставившие его понять ее, смягчить либо полностью отказаться.

Это работает с вопросами убеждений и взглядов. Но если человек изначально был жадным, то это никуда не уйдет.

Он может притворяться, чтобы расположить к себе людей, может через силу раздавать пожертвования и казаться щедрым, может даже сам себе внушить, что он такой на самом деле, но он не сможет изменить себя.

Только скорректировать свое поведение так, чтобы оно его устраивало. Для этого нужно проделать гигантскую работу над собой и продолжать делать ее каждый день.

Поэтому на формирование характера влияет исключительно первичная социализация. На формирование моральных качеств и вторичная тоже, но что из них в большей степени сказать сложно.

Саморазвитие — это сложный, многогранный процесс. Вместе с этим он неразрывно связан с каждым человеком и является его постоянным спутником на протяжении всей жизни. Человек так или иначе развивается постоянно, его жизнь не стоит на месте: он получает новую информацию, знакомится с людьми, входит в новые социальные группы, поэтому изменения неизбежны.

В природе человека изначально заложена тенденция и к саморазвитию, и к самореализации, это то, к чему он стремится, и без чего невозможно представить его жизнь. Просто у кого-то это выражено в более яркой степени, а у кого-то в менее, поскольку каждый человек индивидуален, как и его потребности.

Самореализация — один из самых важных процессов в развитии человека, они неразрывно связаны, поскольку люди — существа социальные и им нужно общение.

Эти процессы также происходят всю жизнь человека, это нескончаемый процесс, который тем или иным образом помогает человеку добиться того, чего он хочет и к чему стремится. К нему нужно подходить с умом.

Ребенка стоит направлять в правильное русло и контролировать процессы его развития, и тогда он вырастет хорошим, гармоничным человеком без проблем в любых сферах жизнедеятельности.

Из следующего видео узнаете 20 правил личностного роста:

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/samorazvitie-cheloveka-v-protsesse-sotsializatsii.html

Самореализация и социализация

Объясните связь понятий социализация саморазвитие самореализация

В настоящее время социализация может рассматриваться с двух позиций, водоразделом в которых является ее соотношение с самореализацией. Первый подход, гуманистический, предполагает тесную связь понятий, в нем процесс социализации практически приравнивается к самореализации.

Определение 1

Социализация – это процесс формирования человеческой личности на основе усвоения социальных норм, правил, культуры, традиций и достижений, через активную, творчески-преобразовательную деятельность самого субъекта, совместно с другими людьми.

Данное определение находит свое отражение в рамах социальной педагогики, которая направлена на воспитание личности, самостоятельного, цельного, успешного человека, способного ориентироваться и действовать в обществе, имеющего потенциал дальнейшего развития. Он конструирует понятие социализации с идеалистической позиции, с той точки зрения как должен проходить этот процесс в современном обществе, задавая таким образом цель педагогической и психологической деятельности.

На другом полюсе находится реалистический подход, который рассматривает социализацию с точки зрения сегодняшнего дня, как она реализуется на данный момент.

Определение 2

Социализация – это процесс усвоения культурных норм и ценностей путем копирования и повторения внешне воспринятых образцов.

В данном подходе движущие силы социализации принадлежат не индивиду, а обществу, оно воздействует на личность, как на объект, адаптируя его к собственным условиям.

Человек при этом занимает пассивную позицию – он реципиент, которому транслируются стереотипы и образцы.

Социализация таким образом противопоставляется самореализации и личностному развитию в целом, так как оно предполагает активное переосмысление и переформулирование культурного опыта, а также собственную деятельную позицию субъекта.

Таким образом, обобщая вышеизложенные подходы можно выделить два вида социализации:

  • адаптация, как пассивное приспособление к среде, восприятие внешнего содержания
  • интеграция, рефлексивное взаимодействие со средой, предполагающее готовность к ее преобразованию

Интеграция или активная социализация представляет собой первый шаг к самореализации, однако следует понимать, что эта позиция лишь потенциальна.

То есть интеграция предполагает наличие у индивида потребности и готовности к самореализации через активное взаимодействие с социальной средой, тем не менее буде ли совершен следующий шаг и предприняты конкретные действия предсказать не возможно. Интеграция так и может остаться потенциальной возможностью на протяжении всей жизни человека.

Качественные характеристики и результативность процесса социализации во многом зависят от того, с привлечением каких систем он будет осуществляться. Д.В. Ольшанский выделял три основных системы:

  • целенаправленная
  • стихийная
  • самовоспитание личности

Целенаправленная социализация осуществляется посредством общественных институтов обучения и воспитания и предполагает прежде всего пассивный процесс адаптации. Это всеобщий и достаточно магистральный процесс, закладывающий основы нормативного быта и вместе с тем заковывающий личность в рамки.

Стихийная социализация происходит в неформальных объединениях и может выражаться в различных формах от молодежных субкультур, клубов по интересам, до уличных компаний или антисоциальных формирований.

Стихийная социализация предполагает более активное включение индивида, зачастую он вовлекается в процесс совместной деятельности, который и выступает основным проводником норм и правил, в отличие от дидактических методов и нравоучения.

Одновременно стихийная социализация может представлять опасность, в тех случаях, когда она складывается в неблагоприятной среде и человеком усваиваются антисоциальные нормы и ценности.

Самовоспитание представляет собой наиболее позднюю систему, которая выстраивается на основе реального опыта социального взаимодействия личности, его структуризации и переосмысления, и реализации в форме целенаправленной деятельности. Она наиболее близка к самореализации, так как предполагает собственную активность индивида во взаимодействии с социумом, его деятельную, преобразующую позицию.

Взаимосвязь понятий в культурно-историческом подходе

Культурно-исторический подход Л. С. Выготского активно развивающийся в отечественной психологии предполагает наиболее тесную и деятельную связь социализации и самореализации. Социализация рассматривается Выготским более широко, это не только усвоение социальных установок, но и всего культурно-исторического опыта, наследия среды, которое выражено прежде всего в семантике языка.

Язык позиционируется как универсальный инструмент, психологическое средство для восприятия и опосредования мира, как внешнего, так и внутреннего. Язык — это не просто система знаков для обозначения предметов, это система символов, смыслов, которая уникальна для каждой культурной реальности и развивается в процессе истории.

Социализируясь, т.е. воспринимая устоявшиеся способы взаимодействия личности с реальностью, как предметные, так и языковые, личность не просто воспринимает культуру, она вращивает в себя структуру деятельности, которая становится собственной структурой высших психических функций, после чего реализует эту структуру воздействуя на внешний мир.

Замечание 1

Таким образом социализация и самореализация образуют диалектическую спираль – усваивая общественное содержание в рамках социализации, субъект перерабатывает и интериоризирует его, после чего самореализуется, преобразую внешний мир в соответствии со своими внутренними условиями.

Проблемы социализации

Одна из фундаментальных проблем социализации, как педагогической реальности, состоит в современном прикладном и теоретическом восприятии данного процесса.

Социализация наиболее часто рассматривается и реализуется как процесс адаптации, что приводит к низведению человека до состояния объекта воздействия, «винтика системы».

Цель такой социализации состоит не в воспитании личности, а в воспроизводстве типичного члена общества, реакции которого должны быть стереотипы, предсказуемы и управляемы.

Именно такой подход реализуется через систему целенаправленной социализации, с которой личность неизбежно сталкивается в процессе своего становления, и взаимодействие с которой необходимо для ее развитие. Однако противоречия между собственными потребностями и системой могут приводит к возникновению различных психологических проблем, а в крайних случаях и расстройств.

Источник: https://2dip.su/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/

Самореализация личности – проблемы, особенности, факторы успеха

Объясните связь понятий социализация саморазвитие самореализация

В общем смысле самореализация личности — это деятельность, присущая психологически зрелым, по своему уникальным и имеющим собственную индивидуальность людям.

Конечно, продолжительность жизни определяется высшими силами, но глубина и ширина жизненного пути зависят только от действий личности. Проблема самореализации достаточно распространенная.

Как найти себя в обществе, какие факторы необходимы для успешной реализации себя, как успешной и гармоничной личности.

Что такое самореализация личности

Самореализация личности — это способность пройти путь самопознания и принять себя, найти собственную нишу и в полной мере раскрыть свои способности, раскрыть весь потенциал и получить удовольствие от каждого поступка и действия.

Многие психологи отмечают, что проблема самореализации требует всестороннего изучения и профессионального решения. В современной жизни часто встречается две категории людей:

  • первая категория долгие годы занимается поиском себя, но погружается в бушующий жизненный океан, не реализовав уникальные возможности и таланты;
  • вторая категория не предпринимает попыток раскрыть себя не задумываясь о том, что такое самореализация и проживает отведенные годы впустую.

Самореализация в психологии – это два критерия:

  • максимально полная реализация способностей, талантов, которыми природа наделила человека, или приобретенных в процессе саморазвития. Так же это называется самоактуализация личности;
  • результат, достигнутый человеком, в процессе реализации талантов, знаний, умений, которые оцениваются личностью, как часть успешной и полноценной жизни.

Самореализация в жизни человека – длительный процесс, на протяжении которого развиваются и применяются в обыденных условиях врожденные таланты и приобретенные навыки. В обществе такие люди воспринимаются, как состоявшиеся, психологически устойчивые личности.

Психология реализации личности предполагает несколько факторов, важных для достижения определенных высот в жизни:

  • познать суть интеллектуально;
  • принять свою неповторимость;
  • осознать и принять собственную устойчивость;
  • составить верную оценку собственной личности;
  • ежедневно работать над самосовершенствованием и расширением способностей. Подробней о необходимости самосовершенствования читайте в этой статье.

Важно! Самореализация – это непрерывный процесс приложения волевых усилий в условиях определенной сферы деятельности.

Основные условия личностной самореализации

Профессор школы социальной экологии Сальваторе Мадде в своих трудах определил факторы, способствующие самореализации личности.

  • Свобода, как условие самореализации личности.
  • Чувство абсолютного контроля над собственной жизнью.
  • Способность адаптироваться в жизненных условиях.
  • Спонтанность в принятии решений.
  • Наличие творческого потенциала.

Это важно! Очевидно одно – полноценная, успешная социальная и творческая самореализация личности возможна только при наличии уверенности в собственных силах и целеустремленности. Только при условии определенного жизненного азарта, трудолюбия и понимая поставленной цели можно стать
успешной личностью.

Стратегии самореализации

Какие условия для самореализации молодежи диктует современная жизнь? Прежде всего, это умение реагировать на жизненные требования, адаптироваться к ним, грамотно выбирать и видоизменять стратегии саморазвития, оставаясь психологически и эмоционально спокойным.

Человеческие цели – величина динамичная и изменяющаяся. Это объясняет, почему самореализация человека возможна только в деятельности. В разные периоды жизни у человека меняется социальный статус, приоритеты, состояние здоровья и потребности.

Например, психолог Мег Джей считает, что самое удачное время для самореализации — это период между двадцатью и тридцатью двумя годами. Почему так — она объясняет в своей книге: «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом».

Вы примерно в этом возрасте?

Таким образом, человек выбирает стратегию, ориентируясь на актуальные для себя цели.
Здесь можно прочитать о методах поиска цели.

Парень – старшеклассник стремится освоить престижную профессию. Для этого ему необходимо поступить в высшее учебное заведение. Его основные усилия сосредоточены на приобретение достаточно количества знаний. На данном этапе значение образования для самореализации превыше других целей и инструментов.

На следующем этапе молодой человек стремится реализоваться в выбранной профессии,
построить карьеру. В соответствии с поставленной целью видоизменяется стратегия.

Корректируются инструменты, способствующие самореализации личности, когда мужчина принимает решение создать семью, стать отцом.

Сферы самореализации

Люди использует разные инструменты для достижения целей. Раскрыть таланты, опыт и способности можно через творчество, науку, спорт, семью, профессиональную деятельность, творчество.

Это важно! Проявить себя в нескольких сферах одновременно невозможно, с этой задачей справляются лишь единицы.

Профессиональная самореализация

Что такое профессиональная самореализация – достижение определенных высот в выбранной трудовой сфере. В данном случае самореализация определяется выбором профессии и должности. В этой рубрике мы рассказываем о профессиональном росте.

Социальная самореализация

Предполагает достижение успехов во взаимоотношении с другими людьми. Цель – выстроить отношения в обществе, которые принесут ощущение свободы, счастья и удовлетворения.

В этом случае свобода, как условие самореализации личности, имеет важное значение. Речь идет о действиях, которые личность определяет для себя единственно необходимыми, а не о тех, которые навязывает общество.

Это может быть волонтерская деятельность, работа в приюте. Подробней о взаимоотношениях читайте здесь.

Творческая самореализация

Творческая самореализация личности предполагает успешное применение талантов. При этом речь идет не только об искусстве, но и о научной деятельности. Для творческих личностей жизненно необходимо создать шедевр в искусстве, сделать научное открытие. Эти возвышенные стремления становятся мотивацией на творческую самореализацию своего таланта.

Это важно! Психологи отдельно выделяют самореализацию для женщины, которая, как правило, трактуется предназначением, заложенным природой, — найти любовь, создать семью, родить ребенка и воспитать его.

Практические рекомендации

  1. Прежде всего, нужно грамотно и реально оценить собственные таланты и способности. Для этого психологи рекомендуют взять лист бумаги, создать спокойную, расслабляющую обстановку и записать качества и увлечения, над которыми необходимо работать.

  2. Честно и беспристрастно запишите все черты своего характера, независимо от того, насколько они ценятся обществом.
  3. Перечислите все виды деятельности, в которых вам хотелось бы реализовать себя. Вспомните о своих мечтах, чем вам хотелось заниматься в детстве. Как отмечают психологи, детские мечты отражают истинную личность человека.

    Напротив каждого вида деятельности запишите необходимые черты характера, которые помогут добиться успеха. Ведь только в деятельности происходит самореализация личности.

  4. Сравните списки и таким образом, вы увидите, какой вид деятельности подходит вам лучше всего.

    На первый взгляд, такой способ подходит только для подростков, которые не определились с профессией. Тем не менее, по статистике, большинство взрослых не удовлетворены своей работой и хотели бы сменить вид деятельности. Такая неудовлетворенность продиктована, прежде всего, неумением правильно определить свои таланты и расставить жизненные приоритеты.

  5. Многие ошибочно полагают, что реализовать себя можно только в профессиональной деятельности. Однако это всеобщее заблуждение. Необходимо абстрагироваться от традиционных взглядов и оценить себя всесторонне. Вполне возможно, что человеку удастся проявить себя во время отдыха или, занимаясь любимым хобби.

    Главное, чтобы процесс доставлял удовольствие – это основной признак того, что стратегия самореализации выбрана верно и проходит успешно.

Смотрите на видео — мнение эксперта о самореализации личности и поиске достойной цели в жизни.

Источник: https://myself-development.ru/samorealizatsiya-lichnosti-osobennosti-protsessy-problemy-faktory-uspeha/

Объясните связь понятий социализация саморазвитие самореализация

Объясните связь понятий социализация саморазвитие самореализация

Потребность в самореализации возникает у каждого человека. Этот то самое «топливо», которое заставляет двигаться вперед, а в движении, как известно заключен смысл жизни. Американский психолог Абрахам Маслоу в свое время вывел модель, которая получила название пирамиды потребностей.

Она использовалась Маслоу, как центральный аспект теории иерархических потребностей, которая считается одной из самых популярных теорий мотиваций человека. Расположение ступенек-потребностей определяется принципом поступательного движения от физиологического до эстетического. А на вершине пирамиды красуется потребность в самореализации.

Если верить Маслоу (а ему верит большинство современных психологов), то самореализация — это самое важное желание в жизни человека, высшая степень развития личности. Маслоу проводил многочисленные социологические эксперименты и ему удалось опросить десятки людей, которые считают себя успешными. В результате опроса он подвел итог и сгруппировал признаки самореализовавшейся личности:

  • Стойкость и умение выдерживать любые удары судьбы. Эти люди не впадают в безобразные истерики или апатию после того, как в жизни что-то идет не так.
  • Простота. Успешные люди никогда не тратят время на то, чтобы пустить пыль публике в глаза.
  • Умение отделять реальность от грез. Самодостаточный человек способен сам опускать себя с небес на землю и действовать по велению рассудка.
  • Ответственность.
  • Способность принять себя таким, какой ты есть. Вместо того, чтобы бороться со своими недостатками, которые невозможно исправить, эти люди учатся жить с ними и не зацикливаются на подобных мелочах.
  • Устойчивая система взглядов. Эти люди не имеют привычки менять свое мнение в зависимости от обстоятельств, но при этом обладают склонностью к самоанализу.
  • Внутренняя гармония. Способность договориться с собой и жить в мире со своим «Я» — залог успеха.
  • Хорошее чувство юмора. Они не превращают неприятности в драму, самокритично посмеются над ними — и идут дальше.
  • Сдержанность в эмоциях, но в кругу близких друзей эти люди любят проявлять свою любовь и заботу.
  • Умение подстраиваться под ситуацию. Самодостаточный человек периодически пересматривает свои жизненные цели. Если пора менять направление, они без сожалений поворачивают в другую сторону, не цепляясь за прошлые желания и стремления.
  • Терпимость. Они стараются понять мотивы других людей и не судят поверхностно.

Люди, которые смогли самореализоваться, обладают самодостаточностью. Они не впадают в зависимость от других, не цепляются за прошлое и не боятся остаться в одиночестве. Эта самая страшная химера человеческого сознания не имеет власти над успешным человеком и не руководит его действиями.

Основные цели

Самореализация – это процесс, который длится в течении всей жизни человека, начиная с рождения и заканчивая смертью. Она начинается с ранних лет, и меняется в течении жизни, в зависимости от условий, в которых находится человек. Попробуем рассмотреть изменение основных целей и стремлений человека, с течением времени.

Пора детства – зарождение основных целей и стремлений. В этот период начинается раскрытие интеллектуального и духовного потенциала личности. В текущее время выделяется несколько основных целей:

  • Интеллектуальное развитие человека, изучение различных предметов, а также становление характера.
  • Общение с ровесниками, начало дружеских отношений и появление особенностей личности.
  • Интерес различными видами творчества, возникновение талантов, появление личных предпочтений и вкусов.

Пора юности – выбор будущей профессии, появление личных отношений и последующий выбор, определяющий дальнейшую жизнь. В этот период возможны следующие цели:

  • Продолжение интеллектуального развития.
  • Духовные и физические изменения.
  • Постижение личных отношений и взаимоотношений с окружающими.
  • Попытки преодолеть общепринятые предрассудки и основные стереотипы.

Пора зрелости – самоутверждение в жизни, успехи в профессиональной сфере и личной жизни. В текущий период возможно выделить следующие цели:

Пора зрелости – самоутверждение в жизни, успехи в профессиональной сфере и личной жизни. В текущий период возможно выделить следующие цели:

  • Улучшение деятельности в профессиональной сфере, оттачивание навыков.
  • Появление особого авторитета среди коллег.
  • Успех в семейных отношениях.
  • Высокий социальный статус в обществе.

Как самореализоваться

Самореализация человека может быть разной, об этом мы уже упоминали выше. Рассмотрим каждый из типов более подробно.

Личностная самореализация заключается в одобрении поступков и уважении со стороны ближайшего окружения. Этого хочет любая психически здоровая личность.

Если человек осознанно становится изгоем и отгораживается от своих близких, значит его самореализация пошла по неверному пути. Способов для личностного роста всего три:

  • Продвижение по карьерной лестнице и достижение поставленных целей.
  • Развитие навыков и взращивание талантов.
  • Стремление к материальному благополучию.

Источник: https://stopzaraza.com/psixologiya/obyasnite-svyaz-ponyatij-socializaciya-samorazvitie-samorealizaciya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.