Неврозы у детей (депрессивный, логоневроз, невроз навязчивых состояний) – причины, симптомы, лечение

Содержание

Неврозы у детей – причины, виды и лечение

Неврозы у детей (депрессивный, логоневроз, невроз навязчивых состояний) – причины, симптомы, лечение

Психическое здоровье ребенка не менее важно, чем физическое. Без адекватного лечения любые нарушения в работе центральной нервной системы у малышей прогрессируют. В результате психогенные проблемы никуда не исчезают, оставаясь и в подростковом, и во взрослом возрасте.

Невроз – что это такое?

Главной причиной пренебрежения этой группой заболеваний считается непонимание их сути и серьезности. Родителям важно скрупулезно изучить невроз – что это в медицине, по каким причинам возникает и как с ним бороться.

Специалисты определяют данную патологию как расстройство, вызванное реакцией личности на внезапную, острую или продолжительную психологическую травму. Болезнь не может возникнуть в возрасте до 3-х лет, она диагностируется преимущественно у дошкольников и подростков.

Уровень психического развития малышей слишком примитивный для личностных реакций.

Невроз – виды и причины

Указанная группа патологий провоцируется разными факторами в зависимости от формы нарушений психики. Виды неврозов у детей:

  • навязчивые состояния;
  • истерия;
  • депрессивные эпизоды;
  • неврастения;
  • ипохондрия;
  • логоневроз;
  • сомнамбулизм;
  • анорексия.

Невроз навязчивых состояний у детей

Другое название этого типа заболевания – обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Оно включает невроз навязчивых движений у детей, тревожных идей и мыслей. Представленная болезнь считается мультифакторной. ОКР могут провоцировать сразу несколько причин:

  • генетическая предрасположенность;
  • инфекции (корь, мононуклеоз, гепатит);
  • острые психологические травмы;
  • необоснованные страхи.

Толчком к развитию синдрома навязчивых состояний часто являются фобии. Сначала малыш долго не может избавиться от пугающих мыслей или фантазий (обсессий).

Постепенно его мозг приспосабливается к ним, вырабатывая странный защитный механизм – навязчивые действия (компульсии).

Ребенку приходится выполнять какие-то обязательные ритуалы, чтобы его страхи не материализовались, например, прыгнуть 5 раз перед заходом в лифт или темную комнату, трижды вымыть руки после общения с незнакомцем и другие.

В большинстве случаев сложно на ранних стадиях заподозрить этот невроз у детей – симптомы могут долго оставаться скрытыми, особенно если присутствуют только навязчивые мысли, которые ребенок держит в себе. Вероятные признаки:

  • необоснованные опасения и страхи;
  • фобии;
  • категорический отказ посещения определенных мест, мероприятий, выполнения простых действий;
  • многократно повторяющиеся движения (моргание, почесывание, облизывание губ);
  • навязчивые влечения (читать, считать что-то, сортировать еду по цвету);
  • обкусывание ногтей;
  • выдергивание, жевание волос;
  • расчесывание, повреждение кожи;
  • тик и другие.

Истерический невроз у детей

Основной причиной рассматриваемой формы заболевания считаются погрешности в воспитании. Чаще диагностируются истерические неврозы у детей дошкольного возраста, иногда они наблюдаются у подростков.

Нарушение психики начинается на фоне внутреннего конфликта, когда уровень ожиданий или требований окружающих выше реальных возможностей ребенка.

Особенно подвержены патологии малыши, которых в семье идеализируют (эгоцентрическое воспитание), избаловывают.

В раннем возрасте истерия выглядит как дыхательный невроз у детей – аффективно-респираторные припадки. Они развиваются одновременно с плачем, вызванным гневом, недовольством малыша из-за неудовлетворения его желаний, прямых отказов.

Параллельно с приступом задержки дыхания ребенок сознательно усиливает эффект истерии – падает на пол, демонстративно корчится, закатывает глаза. Для таких действий характерна наигранность и театральность. Приступы могут продолжаться до нескольких часов, если есть «зрители».

Подростки имитируют эпилептические припадки и удушье.

Депрессивный невроз

Описываемая форма заболевания является самой трудной в плане диагностики. Такие неврозы у детей сложно распознать из-за многообразия симптомов, редко соответствующих типичной картине «взрослой» депрессии. Причинами патологии служат любые психологические травмы:

  • разлука с близкими;
  • смерть одного из членов семьи;
  • развод родителей;
  • скандалы между родственниками;
  • очевидное отставание в развитии от сверстников;
  • дефекты внешности;
  • инвалидность;
  • сиротство;
  • избыточная требовательность родителей;
  • безответные чувства;
  • проблемы с гендерной идентификацией;
  • сексуальная ориентация и аналогичные.

Депрессивные неврозы у детей и подростков не имеют специфических признаков. Клиническая картина зависит от возраста ребенка, его характера, окружения, отношений в семье и других индивидуальных особенностей. Возможные симптомы:

  • заторможенность;
  • апатия;
  • перепады настроения;
  • желание уединения;
  • раздражительность;
  • сонливость;
  • тихая речь;
  • плаксивость;
  • скудная мимика;
  • озлобленность;
  • грубость;
  • капризность;
  • задумчивость;
  • тревожность;
  • моторное беспокойство и подобные поведенческие изменения.

Неврастения у детей

В отличие от предыдущих типов болезни эта форма может возникнуть у маленького ребенка, 1-2 лет. Существует много факторов, провоцирующих данный невроз – причины:

  • наследственность;
  • эмоциональная нестабильность матери в период беременности;
  • страхи;
  • жестокие наказания;
  • развод;
  • переезд;
  • начало посещения детского сада или школы;
  • смерть в семье;
  • предвзятое отношение педагогов и родителей;
  • напряженная обстановка дома и другие психоэмоциональные травмы.

Неврастения характеризуется специфической клинической картиной:

  • нарушения сна;
  • раздражительность;
  • частые смены настроения;
  • плаксивость;
  • бурные вспышки гнева, переходящие в раскаяние;
  • невнимательность;
  • головная боль;
  • сильная утомляемость;
  • ухудшение работоспособности;
  • расстройства интеллектуальной деятельности.

Ипохондрия у детей

Представленному типу болезни сильнее подвержены малыши, которых чрезмерно опекают, водят к врачу при незначительных проблемах. Есть и другие причины неврозов у детей с признаками ипохондрии:

  • психологическая травма;
  • тяжелое заболевание у одного из членов семьи;
  • смерть родственника от какой-то патологии;
  • фобии;
  • серьезные болезни, перенесенные ребенком ранее;
  • запрет на проявление слабости («Мужчины не плачут»);
  • воспитание запугиванием.

Такие неврозы у детей имеют нетипичные симптомы, напоминающие другие психические расстройства:

  • постоянное волнение;
  • головокружения и тошнота;
  • необоснованные страхи;
  • предобморочные состояния;
  • сильная потливость;
  • иногда – тремор рук;
  • брезгливость;
  • неприятие поцелуев, объятий, рукопожатий и прикосновений;
  • самостоятельная изоляция в социуме;
  • замкнутость;
  • навязчивые действия, связанные с гигиеной (мытье рук, использование платка) и другие.

Логоневроз у детей

Рассматриваемая патология еще известна как заикание, у него всего 2 основные причины. Логоневроз – это результат наследственной предрасположенности к речевым расстройствам или последствие сильного испуга.

Заикание представляет собой острое нарушение плавности и ритма разговора из-за судорог речевых мышц.

Иногда оно сопровождается сопутствующими симптомами – тиком лица, притоптыванием, пощелкиванием пальцами и аналогичными действиями.

Сомнамбулизм у детей

Лунатизмом страдают многие малыши, часто его провоцируют генетические факторы. Сомнамбулические неврозы у детей могут возникнуть и по другим причинам:

  • избыточная эмоциональная нагрузка;
  • психологическая травма;
  • черепно-мозговое повреждение;
  • эпилепсия;
  • аномалии развития мозга;
  • энцефалопатия;
  • конфликты в семье;
  • нейроинфекции;
  • интоксикации и аналогичные.

Диагностировать лунатизм легко по его типичным признакам – хождению, разговорам, активным действиям во сне. Развитие неврозов у детей опасно, сомнамбулизм часто приводит к увечьям, иногда со смертельным исходом (выпадение из окна, удар виском). При прогрессирующем заболевании ребенок может вести себя агрессивно во время припадка, наносить вред окружающим людям.

Нервная анорексия у детей

Главной причиной полного отказа от еды является желание похудеть, поэтому описываемой болезни сильнее подвержены девочки-подростки. В остальных случаях анорексия сопровождает другие психоэмоциональные расстройства – депрессию, ипохондрию, истерию. Признаки невроза у детей включают физиологические и поведенческие нарушения:

  • сухость кожи;
  • выраженное снижение веса;
  • страх ожирения;
  • искаженное представление о массе своего тела;
  • чувство неполноценности;
  • выпадение волос;
  • запоры;
  • обезвоживание;
  • утомляемость;
  • желтуха;
  • боли в животе;
  • отрицание голода;
  • аменорея у девочек;
  • плохая переносимость холода;
  • апатия;
  • ломкость ногтей и другие.

Лечение неврозов у детей

Бороться с рассмотренными патологиями необходимо с помощью квалифицированных врачей. Основным методом лечения считается психотерапия при неврозах. Она проводится индивидуально, в кругу семьи и группах с другими больными.

Способы воздействия доктор подбирает индивидуально для каждого ребенка. Препараты при неврозах у детей имеют второстепенное значение. Стандартно применяются растительные средства, витаминные комплексы, медикаменты для улучшения кровообращения в мозгу.

Подбором лекарств занимается только врач, самостоятельно давать малышу препараты нельзя.

Профилактика неврозов у детей

Превентивные мероприятия не требуют приема никаких медикаментов.

Предотвратить неврозы у маленьких детей и остановить их дальнейшее прогрессирование помогает нормализация режима дня, создание комфортного эмоционального климата в семье, правильное воспитание и неподдельная любовь родителей.

Если ребенок склонен к психическим расстройствам, необходимо подобрать ему хорошего психолога и увлекательные хобби. Эффективной будет игровая и арт-терапия при неврозах, посещение специальных детских групп, сеансы общения с животными.

Аллергия на холод у детей – как избежать неприятных проявлений? Аллергия на холод у детей нередко появляется зимой. Обычные раздражения станут источником только небольшого дискомфорта, но при сильной реакции может возникнуть даже опасность для жизни. По этой причине оставлять без внимания яркие симптомы нельзя. Белок в моче у ребенка – когда нужно бить тревогу? Обнаруженный белок в моче у ребенка становится поводом для беспокойства мам. Врачи спешат их успокоить: возможно, это физиологическое повышение, наблюдаемое у грудничков. Однако у ребят старшего возраста данное явление часто выступает симптомом нарушения.
Вопросом о том, что это такое – амблиопия у детей, и как ее лечить, задаются те, кто впервые столкнулся с недугом. Важно понимать всю опасность снижения зрения, которое может привести к инвалидности, если не получить своевременную помощь врачей. Пузырно-мочеточниковый рефлюкс – причины и лечение всех видов патологии Пузырно-мочеточниковый рефлюкс – патология, сопровождающаяся нарушением динамики мочи. Начало заболевания бессимптомное, обнаруживается оно, когда развивается воспаление в почках. Терапия определяется формой болезни и выраженностью клиники.

Источник: https://womanadvice.ru/nevrozy-u-detey-prichiny-vidy-i-lechenie

Невроз навязчивых состояний у детей

Неврозы у детей (депрессивный, логоневроз, невроз навязчивых состояний) – причины, симптомы, лечение

Невроз навязчивых состояний у детей – это обессивная форма заболевания, которая имеет психогенный характер. Патологический процесс развивается преимущественно у мнительных детей. При навязчивом состоянии у детей они не могут контролировать собственные мысли и движения.

Причины патологии

Навязчивый симптом развивается у маленьких пациентов по разнообразным причинам. Заболевание развивается у пациентов при генетической предрасположенности. Если у близких родственников ребенка диагностировался патологический процесс, то он находится в группа риска.

Заболевание появляется при воздействии разнообразных провоцирующих факторов. В группе риска находится ребёнок, который растет в плохой семейной обстановке. Патологическое состояние появляется у детей при частых умственных и физических нагрузках. При плохих отношениях со сверстниками у ребенка может диагностироваться заболевание. Оно диагностируется при информативной перегруженности.

Навязчивость возникает при  серьезной травме психики. Наиболее часто ее диагностируют у детей, которые переживают развод родителей или смерть близкого человека. Если родители воспитывают ребенка неправильно, то это может привести к развитию болезни.

Она появляется у детей, к которым родители заявляют чрезмерно высокие требования.

Навязчивое действие и связанное с ним заболевание развивается при воздействии разнообразных психотравмирующих факторов, поэтому родителям рекомендуется внимательно относится к здоровью и воспитанию ребенка.

Симптомы

Симптоматика патологии навязчивое состояние рекомендуется отличать от тика и навязчивого движения. Тик является непроизвольным мышечным сокращением, которое не поддается контролю. Навязчивые движения – это симптомы невроза, которые возникают в виде реакции на психологический дискомфорт. При возникновении желания такое движение останавливается силой воли.

Синдром навязчивого состояния характеризуется наличием определенной симптоматики, что позволяет родителям самостоятельно определить этот патологический процесс. При заболевании маленький пациент постоянно грызет ногти. Ребенок может периодически щелкать пальцами. Пациент периодически мотает головой.

При патологическом процессе ребенок покусывает губы. Еще один симптом болезни проявляется в виде пощипывания собственного тела. Некоторые дети ищут трещины на асфальте и переступают через них. По пути они обходят преграды принципиально только с одной стороны.

Невроз навязчивого состояния проявляется по-разному, поэтому все его признаки перечислить невозможно. Отличительной особенностью заболевания является то, что малыш периодически повторяет одно и то же действие.

У детей может диагностироваться истерия, которая появляется внезапно. При заболевании наблюдается возникновение бессонницы. У некоторых детей отсутствует аппетит, что приводит к снижению массы тела. Ребенок становится вялым и чрезмерно плаксивым.

Детский невроз может иметь разнообразную клиническую картину, что усложняет процесс его диагностики. Именно поэтому при возникновении первых признаков у малыша рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.

Диагностические мероприятия

При появлении первых признаков патологического процесса рекомендуется обратиться за помощью к доктору. Только опытный специалист сможет правильно поставить диагноз пациенту. Он сначала проводит осмотр пациента и сбор анамнеза. Также рекомендуется проведение наблюдений и бесед с психологом  или с психотерапевтом. Зачастую этих мероприятий достаточно, чтобы правильно поставить диагноз.

Если у доктора имеются подозрения на протекание других патологий в организме, то рекомендовано применение инструментальных диагностических методов. Ребенок должен пройти компьютерную и магниторезонансную томографию.

Это высокоинформативные методы, которые дают возможность получения снимков послойного изображения исследуемой области. При заболевании  пациентам рекомендовано проведение электроэнцефалографии, электромиографии, эхоэнцефалографии.

Эти диагностические методики позволяют определить изменения в сером веществе и сосудах головного мозга. В некоторых случаях рекомендуется применение тепловидения и ультразвукового исследования.

Диагностика заболевания должна быть комплексной, что позволит точно его определить и назначить действенную терапию.

Лечение болезни

Если патологический процесс протекает в легкой форме, то рекомендовано применение психокоррекции. С этой целью осуществляется использование общеукрепляющих упражнений и психотерапевтических методик:

  • Поведенческой терапии;
  • Игровой психотерапии;
  • Арттерапии;
  • Аутогенных тренировок.

Для того чтобы восстановить  психические и поведенческие реакции малыша, степень нарушения которых зависит от особенностей протекания заболевания, рекомендовано применение комплексного лечения. В этом случае проводится прием медикаментозных препаратов и психотерапевтических техник. Методика требует использовать определенные приемы :

  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Малыш в ходе беседы должен прожить свой страх,  что обеспечивает снятие тревожности.
  • В ходе бесед используется психогимнастика, с помощью которой корректируются эмоции, мысли, поведение.
  • Для того чтобы устранить навязчивые мысли и движения школьника обучают контролировать эмоции.  Также он знакомиться при занятиях с психотерапевтом с методами подавления тревоги и агрессии.
  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Для устранения тревожности специалист создает ситуации, которые заставляют ребенка снова пережить свой страх.
  • В период лечения патологического процесса рекомендовано организовать полезное общение с людьми. Маленьким пациентам показывают примеры поведения в социуме.
  • При лечении болезни психотерапевт работает с родителями малыша, что позволяет устранить ее причину. Он обучает правильным взаимоотношениям в семье, а также корректирует методы воспитания.

Существуют разнообразные психокорректирующие методики, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для пациента.  Выбор метода лечения осуществляется доктором в соответствии с особенностями протекания патологии.

Рекомендации родителям

При возникновении патологии у ребенка родителям рекомендовано откорректировать свое поведение. Родители должны откорректировать свое поведение. Категорически запрещается ссориться при ребенке или травмировать его психику другими ситуациями. При воспитании малыша родители не должны оказывать на него чрезмерное давление.

Если мама укладывает ребенка, то она должна петь ему колыбельные или читать сказки в соответствии с его возрастными особенностями. Высоким эффектом воздействия обладает танцевальная терапия. В период проигрывания музыки ребенок выплескивает негативную энергию, которая в нем скапливается. Полезными будут совместные занятия с ребенком.

В дошкольном возрасте родителям рекомендуется заняться рисованием. Для того чтобы порадовать ребенка, ему можно приготовить любимую еду.

Родители должны концентрировать снимание на своем поведении, так как оно играет важную роль в формировании патологии. Большинство из людей не являются идеальными родителями. Но, если в доме растет ребенок с предрасположенностью к неврозу, то нужно стремиться к этому.

В период лечения патологического процесса категорически запрещается ругать малыша за навязчивые движения и мысли.

Если родители замечают, что ребенок начинает грызть ногти или щипать себя, то с ним рекомендовано сразу же поговорить о проблеме.

В момент протекания патологического процесса рекомендовано стараться уделять ему как можно больше  внимания и времени. Ребенку не рекомендуется во время терапии заболевания  просматривать телевизор или играть за компьютером.

Малышу рекомендовано обеспечить ежедневные прогулки на свежем воздухе, длительность  которых составляет не менее 3 часов.

Если родители будут благосклонно и правильно относится к своему ребенку во время терапии болезни, то это положительно отобразится на этом процессе.

Народные средства

Для борьбы с патологическим процессом разрешается применение средств народной медицины. Они являются не только эффективными, но и безопасными, что позволяет их применять для терапии широкого круга пациентов. Можно готовить лекарства с применением разнообразных народных препаратов.

  • Перед сном пациентам рекомендуется питье медовой воды. Для этого берется стакан воды комнатной температуры, в которой рекомендовано растворить ложку меда. После тщательного перемешивания состава его принимают внутрь. Если патологический процесс протекает летом, то ребенку рекомендовано ходить голыми ногами по песку, земле и траве.
  • Для борьбы с нервным перенапряжением и стрессом рекомендовано применение лечебной ванны. В нее рекомендуется добавить предварительно морскую соль. Также можно готовить настои на основе мяты и лаванды. Для приготовления лекарств рекомендовано использовать предварительно измельченную и высушенную наземную часть растений.
  • Лаванда и мята смешиваются в одинаковом количестве. 8 ложек сырья заливается 3 литрами кипятка и настаивается в течение 2 часов. После этого средство процеживается и добавляется в лечебную ванну.
  • Пациентам рекомендовано употреблять внутрь отвары. Для их приготовления осуществляется применение пустырника, золототысячника, боярышника, корня валерианы, мяты. Для того чтобы приготовить лекарство, нужно взять сухое и измельченное сырье. Столовая ложка любой из трав или их смеси заливается стаканом кипятка. Лекарство томиться на водяной бане несколько минут, после чего снимается и настаивается до полного остывания. После процеживания лекарство нужно принимать внутрь по половине стакана.
  • Зерна овса при патологии характеризуются высоким уровнем эффективности. Сырье рекомендовано тщательно помыть с использованием холодной воды. После этого оно заливается чистой водой и проваривается до полуготовности. После процеживания в отвар добавляется чайная ложка меда. Прием препарата проводится в течение дня небольшими порциями. Суточная доза препарата составляет 1 стакан.

Несмотря на высокую эффективность средств народной медицины перед их применением  рекомендовано проконсультироваться с доктором, что исключит возможность развития нежелательных эффектов.

Медикаментозная терапия

Если патологический процесс протекает в острой форме, то лечение невроза проводится с применением медикаментозных препаратов. Пациентам рекомендован прием:

Антидепрессанты

Действие препаратов положительно отображается на психоэмоциональном состоянии человека. При использовании лекарств у ребенка купируется страх, тревожность, паническая атака.  Благодаря медикаментам устраняется патологическая сосредоточенность на определенных действиях и мыслях. Препараты применяются для купирования вегетативных нарушений.

Лечение заболевания может проводиться Гуморилом, Бефолом, Амитриптилином. Прием медикаментов начинается с минимальной дозировки. При возникновении необходимости ее увеличивают только после предварительной консультации с врачом.

Транквилизаторы

Препараты характеризуются наличием снотворного действия, поэтому их широко применяют при бессоннице. Рекомендовано использование лекарств для борьбы с тревожностью, так как они обладают успокаивающим эффектом. Если у ребенка наблюдается страх и нарастающая тревожность, то им прописывают лекарства этой группы.

Терапия патологического процесса проводится Феназепамом, Диазепамом, Мебутаматом. Препараты могут иметь негативное отображение на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, то их применение рекомендуется в крайне редких случаях и по назначению врача.

Нейролептики

Препараты характеризуются наличием выраженного антипсихотического действия, поэтому рекомендовано их применение при неврозах разнообразного генеза. Благодаря универсальному составу лекарств в период их применения купируется чувство страха,  что приводит к снятию напряжения. С помощью лекарств проводится борьба с угнетенным психоэмоциональным состоянием.

Во избежание развития побочных эффектов рекомендовано, чтобы лекарства подбирались для ребенка доктором.

Ноотропные средства

Применение лекарств рекомендуется только на начальной стадии развития патологического процесса.  Благодаря медикаментам обеспечивается стойкость психики человека к разнообразным психотравмирующим ситуациям. Применение медикаментов рекомендуется для улучшения памяти и концентрации внимания.

При использовании лекарств наблюдается увеличение уровня интеллектуальной активности ребенка. пациентам рекомендован прием Церебролизина, Актовегина, Пантогана.

Препараты обладают слабо выраженным антидепрессивным эффектом, что позволяет их использовать при психомоторной заторможенности. Действие лекарств направлено на насыщение головного мозга ребенка и улучшить состояние пациента.

Заключение

Невроз навязчивого состояния у ребенка – это патология, которая может привести к нежелательным последствиям. Именно поэтому категорически запрещается ее игнорировать. При обнаружении первых симптомов болезни родители должны показать ребенка доктору.

Только специалист может поставить правильный диагноз после определенных исследований. Это предоставляет возможность назначения действенного лечения с применением медикаментов и психорректироующих методик.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/vegetativnoj-nervnoj-sistemy/nevroz/navyazchivyh-sostoyanij-u-detej.html

Неврозы у детей

Неврозы у детей (депрессивный, логоневроз, невроз навязчивых состояний) – причины, симптомы, лечение

Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения.

Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий.

Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально.

Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне.

По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Неврозы у детей

Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:

  • Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
  • Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
  • Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
  • Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
  • Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).

Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС.

У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость.

При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.

Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера.

У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта.

Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.

Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:

Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.

Истерический невроз

К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.

Невроз навязчивых состояний

Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.

Присутствует обсессивная составляющая, которая реализуется судорожными спазмами, навязчивыми движениями (моргание, покашливание, наморщивание лба). У детей существуют «успокаивающие» ритуалы, например, сосание края подушки, длительное мытье рук.

Системные (малосимптомные) неврозы

Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом.

К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез).

Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид.

По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера.

Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
  • Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.

Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.

Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:

  • транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
  • седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
  • нейролептики, преимущественно галоперидол;
  • психостимуляторы из группы метилфенидата;
  • ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
  • поливитаминные комплексы.

Психотерапия

Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности.

Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой.

Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.

Физиотерапия

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью.

Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны.

Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен.

К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка.

В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/neurosis

Невроз у детей симптомы +11 советов – На нервах

Неврозы у детей (депрессивный, логоневроз, невроз навязчивых состояний) – причины, симптомы, лечение

Дети, как и взрослые, подвержены нервным расстройствам. Нервная система ребенка уже в возрасте нескольких лет может претерпевать психологические неурядицы. Невроз это вполне обратимое расстройство психологического спектра, влияющее на физическое самочувствие человека. Наличие невроза зачастую говорит о том, что в жизни ребёнка имеются потрясения.

Неврозы у детей дошкольного возраста часто списывают на появление капризов и различных возрастных особенностей из-за становления личности. Неврозы у старших детей и подростков также могут восприниматься родителями в качестве определенного этапа развития и буйства гормонов.

Чтобы понять суть данного заболевания перейдем к рассмотрению вопроса «Невроз у детей симптомы».

Признаки невроза у детей со стороны деятельности ЦНС:

  • повышенная чувствительность с проявлениями раздражительности, плаксивости и агрессии;
  • постоянная слабость, пассивность;
  • чрезмерная боязливость и неоправданная тревога;
  • появление заикания, тиков или тремора;
  • ночное недержание мочи;
  • резкое появление ярко выраженных черт характера;
  • нарушение концентрации внимания;
  • плохой сон с тревожными пробуждениями.

Как проявляется невроз у детей на физиологическом уровне:

  • скачки артериального давления;
  • потливость;
  • нарушение дыхания;
  • жалобы на боли в различных частях тела без явной причины и четкой локализации (зачастую головные боли, боли в желудке и кишечнике);
  • явные нарушения работы ЖКТ: вздутие, затрудненное опорожнение кишечника или жидкий стул
  • постоянная слабость

Данные признаки невроза у детей помогут в дальнейшей постановке диагноза Детский невроз, однако любые симптомы необходимо рассматривать в совокупности с причинами возникновения заболевания.

Вероятность возникновения и опасность невроза в детском возрасте

Распознать заболевание помогает выявление причины неврозов у детей и отнесение их к определенной группе риска. Сюда входят дети:

  1. с наследственной предрасположенностью к нарушениям в работе ЦНС;
  2. дети, у которых наблюдалась патология процесса внутриутробного развития (например, гипоксия) или родовая травма;
  3. находящиеся в естественных периодах становления личности;
  4. подверженные стрессам из-за внешних обстоятельств.

В первых трех случаях приходится бороться лишь с результатами имеющихся стрессовых или паталогических ситуаций. Четвертая же группа характеризуется тем, что невроз у детей симптомы и вероятность возникновения заболевания находятся в непосредственной связи с родительской заботой.

В данном случае взрослые могут предупреждать возможные причины неврозов у детей дошкольного, школьного и подросткового возраста.

Назовите фактор способствующий возникновению неврозов у детей чаще всего? Зачастую сюда включаются  неправильные действия родителей в процессе воспитания ребенка и в отношениях друг к другу, если их наблюдает ребенок, а также изменения в составе семьи.

Кроме того изменения привычной обстановки при переездах и посещении образовательных учреждений могут явиться внешней причиной при появлении неврозов. Физическое и эмоциональное напряжение, заболевания, недосыпание и недоедание – все это также может запустить механизм возникновения невроза.

Усугубить положение вещей в более позднем детском возрасте может сложившийся устойчивый характер и особенности воспитания, а также астенический тип конституции.

Невроз у детей симптомы и причины возникновения стоит детально рассматривать в раннем возрасте, потому что это может плачевно сказаться на развитии высшей нервной системы в целом. Недолеченные неврозы повлияют на развитие характера ребенка, а во взрослом состоянии могут обернуться более тяжелыми психологическими проявлениями.

Диагностика и Лечение

Действия при диагностике схожи для любого возраста:

  1. выявление в анамнезе родителей психологических заболеваний;
  2. определение психологической обстановки в семье и наличия стрессовых ситуаций;
  3. беседа с ребенком напрямую либо в игровой форме;
  4. просьба выполнить различные задания и наблюдение за ребенком.

Неврозы у детей имеют различные причины происхождения, поэтому можно выделить следующие виды неврозов, проявляющихся в психологической плоскости:

  1. неврастения проявляется как хроническая психологическая и физическая слабость;
  2. депрессивный невроз характеризуется наличием постоянного угнетенного состояния;
  3. истерический невроз у детей проявляется в демонстративных эмоциональных реакциях, применяемых зачастую для привлечения внимания;
  4. невроз беспочвенного страха / тревожный невроз, который может перерастать в невроз навязчивых состояний, часто проявляющий симптомы даже у самых маленьких детей;
  5. невроз навязчивых состояний у детей подразумевает наличие глубоких фобий и повторяющихся успокаивающих действий. Именно поэтому невроз навязчивых состояний у детей предполагает лечение с избавлением в первую очередь от устойчивых страхов. Может быть тесно связан с ипохондрическим неврозом;
  6. ипохондрический невроз характеризуется чрезмерной заботой о своем здоровье и наличием необоснованных страхов по этому поводу;
  7. невроз навязчивых движений или не вполне логичных повторяющихся движений у детей может повлечь за собой более сложное лечение из-за возможных травмоопасных действий;
  8. пищевой поведенческий невроз у детей в крайней степени выражающийся в виде анорексии, также предполагающей более серьезное лечение.

Невроз у детей симптомы и проявления физиологического спектра:

  1. логоневроз характеризуется наличием дефектов речи, чаще всего заикания;
  2. невротический энурез и энкопрез – непроизвольное мочеиспускание или испражнение;
  3. невроз ЖКТ в комплексном варианте, а также такие отдельные проявления как невроз желудка и невроз кишечника характеризуется болью неясной локализации, расстройством стула и т.д.;
  4. дыхательный невроз у детей это ничто иное как респираторный невроз, который заключается в дыхательной дисфункции;
  5. двигательный невроз характеризуется нарушением моторных функций, тиками и тремором из-за непроизвольных мышечных сокращений;
  6. невроз глотки у ребенка это нечастое явление, поэтому необходимо тщательно выявлять симптомы и подбирать лечение;
  7. невроз сердца со множеством симптомов, требующих особо внимания и др.

Рассмотрев, что представляет из себя невроз у детей, а также его симптомы, необходимо обсудить и лечение данного состояния.

Распространенное лечение неврозов у детей это психотерапия. При этом она разделяется на семейную, индивидуальную и групповую. Медикаментозная терапия направлена на невроз у детей симптомы и признаки вторичного характера или применяется в комплексной терапии. При этом она работает в основном на стабилизацию общего психологического состояния.

Чем еще можно лечить невроз у ребенка:

  • физиотерапия: электрофорез, электросон, душ Шарко и т.д.;
  • фитованны;
  • лечебный массаж;
  • чаи и настои также с общеукрепляющим и успокаивающим эффектом.

Чтобы вылечить или избежать невроз у детей симптомы и проявления можно обратиться к следующим советам.

Топ 11 советов невроза у детей:

  1. Учитывать диагноз Невроз и иные неврологические заболевания в анамнезе ближайших родственников, обращая внимание на схожие симптомы и признаки у детей;
  2. Не игнорировать возможные проблемы и своевременно консультироваться с врачами для наиболее быстрого устранения неврозов и их возможных последствий;
  3. Необходимо выстраивать теплые и доверительные отношения в семье между взрослыми и с ребенком.. Это не только поспособствует лечению, но и поможет в принципе избежать невроз у детей симптомы и причины его появления;
  4. Кроме того, необходимо воспитывать ребенка без крайних проявления опеки, безразличия и агрессии;
  5. Также не нужно ставить перед ребенком завышенных планок, адекватно оценивая его возможности по достижению цели и предрасположенность к различным видам деятельности;
  6. Выстраивать временные рамки адаптационного периода в новых условиях необходимо исходя из характера ребенка и его реакции на происходящие изменения, а не с оглядкой на другие семьи;
  7. Соблюдать режима дня и рацион питания с нужным количеством витаминов и микроэлементов;
  8. Обеспечить достаточное количество часов для отдыха, в том числе ночного;
  9. Вводить новые занятия (без перегрузок), положительно влияющих на общий тонус организма и психологическое самочувствие, будь то посещение бассейна или арттерапию, игровую и музыкальную терапию, а также терапию с участием животных;
  10. Заниматься общим укреплением иммунитета с первых лет жизни, рационально используя различные методы закаливания;
  11. При возникновении возможных психотравмирующих ситуаций проводить с ребенком успокаивающие и ободряющие беседы, так как это хорошая профилактика неврозов у детей.

Заключение 

Детально рассмотрев вопрос о том, что представляет собой невроз у детей симптомы и способы его лечения, можно сделать следующий вывод.

Дети особо подвержены негативному влиянию окружающей среды из-за того, что их психика находится в стадии формирования.

В любом случае родителям необходимо нести ответственность за воспитание ребенка и не списывать все ситуации на возрастные кризисы. Важно создание благоприятной атмосферы для нормального развития личности.

Источник: https://na-nervah.ru/nevroz/nevroz-u-detej-simptomy-11-sovetov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.