Методика оценки агрессивности педагога А

Содержание

Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки

Методика оценки агрессивности педагога А

Материал Psylab.info – энциклопедии психодиагностики

Опросник агрессивности Басса – Дарки (англ. Buss – Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений. На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

Теоретические основы

Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному определяют агрессию и агрессивность:

  • как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри);
  • как установку к господству (Моррисон);
  • как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Миллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений.

Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности».

Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

Валидизация

Выборку стандартизации составили 646 подростков 16 – 17 лет, проживающих в городе Новокузнецке, обучающихся в общеобразовательных школах (400 человек), гимназиях (180 человек), детских домах-интернатах (66 человек). Таким подбором испытуемых мы стремились обеспечить репрезентативность выборки.

Данная выборка была проверена на нормальность распределения. Значения рассчитывались отдельно для каждой шкалы опросника, в двух вариантах:

  1. для «сырых» баллов, где за каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл
  2. «сырые» баллы умножены на предложенный коэффициент

Оба показателя не превышают в три раза свою ошибку репрезентативности, из чего мы можем заключить, что распределение не отличается от нормального. Таким образом, можно утверждать, что введение коэффициента не приводит к искажению данных.

Для проверки устойчивости распределения было проверено половинное (полученное на половине выборки) распределение. Устойчивость распределения проверяется с целью определения способности выборки моделировать распределение генеральной совокупности.

Предполагается, что если половинное распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то целое распределение будет также хорошо моделировать распределение генеральной совокупности.Из выборки случайным образом были отобраны 323 анкеты и просчитаны вышеописанным способом.

Полученные результаты также свидетельствуют о том, что распределение не отличается от нормального.

«Сырые» баллы переводятся в «стены». Среднее арифметическое в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

При сопоставлении типов распределения обнаружилось, что распределения шкал физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и чувство вины достоверно отличаются от распределений шкал косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида.

Кроме того провели корреляционное сравнение между всеми шкалами опросника. Практически все шкалы между собой положительно коррелируют, при уровне значимости p = 0,01 и p = 0,05.

Отсутствие корреляции выявлено между шкалами: физическая агрессия/чувство вины, вербальная агрессия/обида, вербальная агрессия/чувство вины и негативизм/чувство вины.

Наиболее сильная положительная корреляционная связь обнаружена между шкалами: косвенная агрессия/раздражение (0,52), подозрительность/обида (0,48), вербальная агрессия/ раздражение (0,45).

Внутренняя структура

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Шкала Прямые утвержденияОбратные утверждения Коэффициент
Физическая агрессия 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 9, 17, 41 10
Косвенная агрессия 2, 18, 34, 42, 56, 63 10, 26, 49 8
Раздражение 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 11, 35, 69 11
Негативизм 4, 12, 20, 23, 36 20
Обида 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 44 9
Подозрительность6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 65, 70 10
Вербальная агрессия 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73 39, 66, 74, 75 13
Чувство вины 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 11

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого – привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены Результаты в баллах Интерпретация Физическая агрессия Косвенная агрессия Вербальная агрессия Раздражение Негативизм Подозрительность Чувство вины Обида
1 0 -20 0 низкий уровень
2 20 – 30 0 – 14
3 31 – 41 15 – 25средний уровень
4 42 -52 26 – 36
5 53- 63 37 – 47 повышенный уровень
6 64 -74 48 – 58
7 75 – 85 59 – 69 высокий
8 86 – 96 70 – 80 очень высокий
9 97 и более 81 – 92
10 92 и более

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Стены Результаты в баллах Интерпретация Агрессивность Враждебность
1 0 -170низкий уровень
2 18 – 27 0 – 14
3 28 – 38 15 – 25средний уровень
4 39 – 49 26 – 36
5 50 – 60 37 – 47повышенный уровень
6 61 – 71 48 – 58
7 72 – 82 59 – 69высокий
8 83 – 93 70 – 80очень высокий
9 94 и более 81 – 92
10 92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д.

См. также

Опросник стилей юмора Мартина

Опросник уровня агрессивности Басса – Перри

Опросник провокации агрессии О'Коннера

Методика диагностики реакции гнева Новако

Шкала враждебности Кука – Медли

Опросник легитимизированной агрессии

Литература

  1. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004
  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998
  3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. – М.-Воронеж, 1996
  4. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008, № 1, — с. 35-58.

Источник: https://psylab.info/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F_%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%91%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0_-_%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8

Диагностика агрессивности (стр. 1 из 2)

Методика оценки агрессивности педагога А

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ КОММУНИКАЦИЙ И ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ

Диагностика агрессивности

контрольная работа по психодиагностике

Выполнила

Студентка 4 курса

гр. 1031 ОЗО

Плесовских Татьяна

Проверил:

Максимова С.Г.

_____________

Барнаул 2007г.

Введение. 3

Диагностика агрессивности. 4

Определение агрессии и агрессивности. 4

Типы и виды агрессии. 5

Диагностика уровня агрессивности. 6

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. 6

Опросник «Баса-Дарки». 7

Тест Ассингера. 9

Личностные шкалы измерения агрессии. 9

Опросные методы изучения агрессии. 10

Проективные методы.. 11

Заключение. 13

Литература. 14

Введение

В современном мире часто происходят террористические акты, постоянно растет уровень преступности, причем преступники становятся все более молодыми и все более жестокими. Чем это вызвано? Как диагностировать уровень агрессивности человека? Можно ли предупредить проявления агрессивности и минимизировать возможный вред? На эти вопросы призваны ответить психологи.

Агрессию изучают в различных подходах. Это этологический, психоаналитический, фрустрационный и бихевиористический подходы. Проблему агрессивности поднимали в своих трудах Э.Фромм, З. Фрейд, Л. Берковиц и другие известные психологи.

Цель данной работы – нахождение различных подходов к диагностике агрессивности.

Определение агрессии и агрессивности

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. (4)

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. (7)

Агрессия – открытая неприязнь, вызывающая враждебность (2).

Агрессия – сложное явление, обусловленное множеством причин, трудно прогнозируемое и контролируемое (8).

Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению.

Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых – нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии.

Важны также и истолкование намерений окружающих, возможность получения обратной связи, провоцирующее влияние оружия и т.д.

Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д.

Психологически Агрессивное поведение выступает одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

Агрессивные действия выступают в качестве :

· Средства достижения какой-либо цели;

· Способа психологической разрядки;

· Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Некоторые агрессивные проявления могут быть признаком развивающихся психопатологических изменений личности.

В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживания агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности(4).

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для защиты занимаемой территории (Лоренц, Ардри), как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард) (7).

Типы и виды агрессии

В научной литературе выделяют следующие виды агрессии:

1. физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица или объекта;

2. вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза , проклятие, ругань);

3. прямая агрессия – непосредственно направленная на кого –либо;

4. косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.д.), действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д.).

5. инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;

6. враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;

7. аутоагрессия – проявляется в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Выделяют также агрессию инструментальную, которая отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средство достижения этой цели; а также реактивную агрессию, которая возникает как реакция человека на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Здесь выделяют агрессию аффективную, импульсивную и экспрессивную.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Методика создана Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком в 1954 году(1). Была предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений выделяются два фактора: доминирование подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия.

Для представления основных социальных ориентаций Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы.

В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены 4 ориентации: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность.

Схема Лири основана на предположении, что чем ближе результаты опрашиваемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Анализ данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей.

Доминирование

Агрессивность Дружелюбие

Подчинение

Опросник «Баса-Дарки»

Авторы данного теста (1) считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения.

Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личность.

Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперации и т.д.

Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на два типа:

1. мотивационная агрессия, как самоценность;

2. инструменталлная – как средство.

Определив уровень таких деструктивных тенденций. Можно с большей вероятностью прогнозировать возможность проявления агрессивности.

А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А.Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

1. физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

2. косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. негативизм – оппозиционна манера в поведении от пасивногг сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред.

7. вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Норморй агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = – 4, а враждебности 6,5+ – 3.При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей стемень проявления агрессивности.

Источник: https://mirznanii.com/a/200330/diagnostika-agressivnosti

Популярные методики для диагностики агрессивности Басса-Дарки и других авторов

Методика оценки агрессивности педагога А

В процессе своей жизнедеятельности человек строит межличностные и профессиональные взаимоотношения, интегрируется в социум, однако не всем это дается одинаково легко.

Одна из причин, которая приводит к сложностям во взаимоотношениях — повышенная агрессия.

Как выявить склонность человека к агрессии? Какие методики для этого используются и в чем еще заключается необходимость их применения?

Как стать добрее и спокойнее? Советы психологов помогут вам.

Общие сведения

Методики на выявление агрессии — что это и для чего они используются?

Слово «агрессия» происходит от латинского «agressio», что дословно переводится, как «приступ», «нападение».

Означает этот термин деструктивное поведение человека, которое нарушает нормы общественной морали и приносит психологический дискомфорт, а в некоторых случаях и физический ущерб объекту, который был подвержен агрессии.

Для взрослого человека склонность к агрессивному поведению может быть причиной, не позволяющей выстроить нормальные, доверительные отношения в профессиональном коллективе, что значительно снизит его потенциал успешной деятельности.

Также такое поведение может ухудшить его межличностные отношения в самой малой ячейке общества — в семье, излишняя агрессия может стать причиной психологического, а иногда и физического травмирования детей.

Очень часто излишняя неконтролируемая агрессивность приводит и к нарушению закона.

Однако наиболее остро вопрос агрессивности стоит в подростковом возрасте, в период становления личности, когда обостряются черты характера, часто выходя на уровень, граничащий с нарушениями работы психики.

Около 10-15 % подростков оказываются неприспособленными к взаимодействию с обществом, причем большинство из них проявляют склонность к агрессивному поведению.

Проявление агрессии у подростков может заключаться не только в физическом насилии, невербальном или вербальном выражении к другому человеку, но и распространяться на невоодушевленные предметы, а также проявляться и по отношению к самому себе — такое явление называют аутоагрессией.

Ее последствием может быть большое количество психологических проблем в более зрелом возрасте.

Формирование агрессии происходит в детском и подростковом возрасте. Поэтому именно в это время существует острая необходимость выявления склонности к агрессивности для последующей коррекции поведения подростка.

Для этой цели используются различные методики, в основе которых лежат следующие подходы к агрессии:
  1. Нормативный подход. Заключается в противопоставлении поведения определенного человека нормам общественной морали. При этом поведение признается агрессивным, если оно отвечает двум следующим тезисам: объекту агрессии был причинен ущерб; поведение агрессора нарушало общественные нормы.
  2. Глубинный психологический подход. Рассматривает агрессию, как инстинктивное проявление по аналогии с другими высшими животными, «инстинкт смерти», также часто отмечается связь агрессии и сексуального поведения.
  3. Целевой подход. Определяет агрессию, как необходимую для самоутверждения, выживания и доминирования функцию. Согласно этой точке зрения, данная черта играет ведущую роль для охвата индивидуумом необходимых для его жизнедеятельности ресурсов.
  4. Результативный подход. В данном случае агрессивность рассматривается с точки зрения нанесенного жертве ущерба, то есть определяется, исходя из результатов агрессивного поведения.
  5. Оценка намерений агрессора. Агрессивное поведение оценивается, исходя из намерения и мотивов агрессора причинить вред объекту, который, со своей стороны, не желает подобного обращения с собой.
  6. Эмоциональный подход. В основе этого подхода акцент внимания приходится на агрессивные чувства и связанные с ними действия.
  7. Недифференцированный подход. Определяет агрессивность, исходя из отдельных психологических теорий. Например, с точки зрения бихевиоризма это — рефлекс, реакция на внешний раздражитель, вызывающий дискомфорт.

    Когнитивная психология рассматривает агрессию, как результат обучения, при котором индивидуум выбирает для себя наиболее правильную, с точки зрения предыдущего опыта, линию поведения.

  8. Многоаспектный подход. Затрагивает несколько или все вышеперечисленные подходы, рассматривая агрессию, как сложное проявление поведения, включающее в себя множество аспектов.

Разработанные методики помогают определить общий уровень агрессивности человека, а также выявить тенденции к отклонениям в эмоционально-аффективной сфере.

Они могут представлять собой опросники, проективные задания, интервью или какую-либо другую форму, предназначаться для взрослых или детей, уделять особое внимание проявлениям агрессии или лежащей в ее основе мотивации.

Несуществующее животное

Проективный тест, позволяющий выявить у ребенка тенденции к агрессии. Ребенку предлагается нарисовать любое несуществующее животное и назвать его.

За основу интерпретации берутся психомоторные закономерности, их отношения к пространству и представление, что каждая мысль имеет тенденцию превращаться в осознанное или неосознанное движение.

В процессе рисования определяют направленность движений — взмахи, выпрямление, подъемы, падения. Также оценивают расположение рисунка в пространстве и связывают его с временными переживаниями, где прошлое соответствует левому краю листа, будущее — правому, настоящее — середине.

Напряжение мышц рук и ног при рисовании может говорить о подсознательном желании защитить себя, уйти от агрессии.

Дом, дерево, человек

Ребенку предлагается нарисовать мягким простым карандашом (именно в случае использования мягкого карандаша легче определить силу нажима на него при рисовании) дом, дерево и человека на отдельных листах или одном сложенном листе бумаги.

Интерпретация теста представляет собой оценку самих рисунков, где их детализация говорят о заинтересованности ребенка в разных аспектах жизнедеятельности, пропорции — о важности, значимости тех или иных вещей для ребенка, а перспектива — об отношении ребенка к его окружению.

Затем проводится беседа с ребенком, в процессе которой он рассказывает о своем рисунке — при этом считается, что его свободные высказывания соответствуют представлениям и жизненной позиции.

Методика А. Басса и А. Дарки

Была разработана в 1957 году вышеназванными американскими психологами. Авторы проводили разграничение между агрессией и враждебностью.

Враждебность — это непроявленная реакция на раздражитель, который вызвал дискомфорт, негативную психологическую реакцию.

Агрессия — ответные действия человека на вызвавший негатив раздражитель.

При этом выделается враждебность двух видов — подозрительность и обида, а также пять видов агрессии — физическая, вербальная, косвенная, раздражения и негатив.

Опросник составлен так, что каждый вопрос соответствует какому-либо одному виду агрессии, а его формулировка специально произведена так, чтобы ослабить сопротивление тестируемого проявлению агрессии.

Достигалось это следующими методами:

  1. Предполагается, что агрессия уже была произведена и спрашивалось о предпочтительной форме ее проявления.
  2. Формулировка предусматривает оправдание для агрессивного поведения.
  3. Используются вызывающие одобрение высказывание — например, «Я не выполню просьбу, если меня не попросят по-хорошему».

Всего в опроснике А. Басса и А. Дарки 75 суждений, с которыми опрашиваемый может согласиться, ответив «да» или не согласиться ответом «нет».

Инструкция представляет собой расшифровку ответов в соответствии с 8 шкалами проявления агрессии:

  1. Физическая — применение физической силы в агрессивном состоянии.
  2. Косвенная — взрывы ярости, которая не имеет определенной направленности, злые шутки.
  3. Склонность к раздражению — вспыльчивость, проявления грубости по незначительным поводам.
  4. Негативизм — преимущественно оппозиционное поведение, особенно по отношению к авторитетам или руководителям, устоявшимся нормам и законам.
  5. Обида — ненависть к окружающим людям, обусловленная реальными или надуманными страданиями, которые они причиняют.
  6. Подозрительность — убежденность в том, что окружающие желают причинить вред или несут какую-либо иную угрозу для человека.
  7. Вербальная агрессия — представляет собой вербальное проявление негативных чувств в виде крика, ругательств.
  8. Чувство вины — предполагает убежденность человека в том, что он — плохой. Данная форма говорит об угрызениях совести.

Для каждой шкалы тестируемый набирает определенной количество баллов.

При этом суммирование первой, второй и седьмой шкалы говорит об общем уровне агрессивных проявлений человека, первой, третьей и седьмой — об мотивации к агрессивному поведению, а пятой и шестой — об уровне враждебности человека.

Опросник агрессивности Басса-Дарки.

Методика Ассингера

Данная методика позволяет оценить уровень агрессии при профессиональном общении и межличностных отношениях.

Тест представляет собой двадцать вопросов, описывающих, в основном, различные конфликтные ситуации, с тремя вариантами ответов, при этом каждому ответу соответствует определенное количество баллов — от 1 до 3.

По итогам тестирования набранные очки суммируются, после чего определяется соответствие тестируемого одному из трех уровней агрессивности:

  • 36-44 баллов — человек умеренно агрессивен. В конфликтных ситуациях способен защитить свои честь и достоинство, что соответствует норме;
  • 45 и больше баллов — человек склонен к повышенной агрессивности, может быть жесток по отношению к окружающим. Соответственно, окружающие также могут проявлять к нему негативную ответную реакцию;
  • 35 и менее баллов — человек излишне миролюбив и может пожертвовать своими интересами, если это поможет избежать конфликта.

Также рассматриваются крайние проявления агрессивности и ухода от конфликта.

Если по семи и более ответам в опроснике человек набрал по 3 балла — это свидетельствует о чрезмерной вспыльчивости, низком аффективном пороге, а набранные по семи и более ответам 1 балл говорит о том, что человек замкнут, и предпочитает сдерживать негативные чувства, не показывая их на людях.

Методика диагностики агрессивности Ассингера — тест.

Личностные шкалы ориентации гнева

Разработана в 1985 году.

Методика характеризует агрессию по двум шакалам — одна показывает на склонность к проявлению гнева и формам его выражения, вторая — на подавление гнева.

Взаимное корреляция этих двух шкал позволяет определить общий уровень агрессии и ее направленность.

Наибольшее распространение получили такие методики для выявления агрессии, как методика Ассингера и Басса — Дарки.

Они позволяют получить наиболее конкретные данные об уровне агрессии человека, в то время как остальные методы используются чаще, как вторичные и нуждаются в дополнительном тестировании.

Психологический тест «Насколько вы агрессивны?»:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/stressy-depressii/metodika-bassa-darki-dlya-diagnostiki-agressivnosti.html

Тест Ассингера. Диагностика агрессивности личности

Методика оценки агрессивности педагога А

Тест Ассингера

Ф. И. О. оцениваемого_________________________________________
Возраст (полных лет)_________________________________________
Должность_________________________________________
Подразделение_________________________________________
Дата заполнения_________________________________________

Тестовое задание

1Я склонен искать пути к примирению после очередного служебного конфликта. 1) Иногда 2) Никогда 3) Всегда
2В критической ситуации я… 1) Сохраняю полное спокойствие 2) Внутренне закипаю 3) Теряю самообладание
3Коллеги меня считают… 1) Дружелюбным 2) Спокойным и независтливым 3) Самоуверенным и завистливым
4Если мне предложат ответственную должность… 1) Соглашусь без колебаний 2) Приму ее с некоторыми опасениями 3) Откажусь ради собственного спокойствия
5Если кто-то из коллег возьмет без разрешения с моего стола бумагу… 1) Заставлю вернуть 2) Спрошу, не нужно ли ему еще что-нибудь 3) Выдам ему «по первое число»
6Если муж (жена) вернется с работы позже обычного, то я скажу: 1) «Я уже начал(а) волноваться» 2) «Где ты торчишь допоздна?» 3) «Что это тебя так задержало?»
7Если я буду вести машину, а какая-то другая машина меня обгонит… 1) Постараюсь ее обогнать 2) Помчусь с такой скоростью, чтобы больше никто меня не обогнал 3) Мне это будет все равно
8Свои взгляды на жизнь я считаю… 1) Легкомысленными 2) Сбалансированными 3) Крайне жесткими
9Если мне что-то не удается, тогда я… 1) Становлюсь впредь осторожнее 2) Смиряюсь 3) Пытаюсь свалить вину на другого
10Когда я читаю статьи про распущенность среди молодежи, то у меня возникает такая мысль: 1) «Пора бы уже запретить им такие развлечения» 2) «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать» 3) «И чего мы столько с ними возимся?»
11Если место, которое я хотел занять, достанется другому, я подумаю: 1) «Может быть, мне это удастся в другой раз» 2) «Видно, его физиономия шефу приятнее» 3) «И зачем я только на это нервы тратил?»
12Когда я смотрю страшный фильм, то… 1) Скучаю 2) Получаю искреннее удовольствие 3) Боюсь
13Если из-за дорожной пробки я опоздаю на важное совещание, то… 1) Попытаюсь вызвать снисходительность партнеров 2) Буду нервничать во время заседания 3) Огорчусь
14К своим спортивным занятиям я отношусь так: 1) Мне нравится чувствовать себя молодым 2) Очень сержусь, если не везет 3) Обязательно стараюсь выиграть, победить
15Если меня плохо обслужили в магазине, то я… 1) Отправлюсь с жалобой к директору магазина 2) Буду терпеть, избегая скандала 3) Сделаю замечание
16Если моего ребенка обидят в школе, то я… 1) Поговорю с учителем 2) Устрою скандал 3) Посоветую ребенку дать сдачи
17Я – человек… 1) Самоуверенный 2) Обычный, простой 3) Пробивной
18Если мой подчиненный случайно ударит меня дверью, я скажу: 1) «А повнимательней Вы быть не можете?!» 2) «Ничего, пустяки» 3) «Это моя вина»
19Когда я вижу подростков-хулиганов, то мне думается, что… 1) Полиция должна вести более активные действия для противодействия хулиганам 2) Виноваты во всем родители, потому что мало били подростков ремнем 3) Подростков плохо воспитывают в школе
20Если бы мне предстояло заново родиться, но уже животным, я бы выбрал: 1) Тигра или леопарда 2) Медведя 3) Домашнюю кошку

Спасибо за ответы!

Описание

Опросник А. Ассингера определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Опросник можно применять и в профессиональной психологической деятельности, и в самотестировании. Для полноты картины рекомендуется использовать его в сочетании с другими методиками на коммуникативные особенности.

Примерное время выполнения теста: 10 минут.

Ключ к тесту

Для обработки результатов тестирования воспользуйтесь ключом, представленным ниже.

Шкала «Уход от тестирования»

По каждому вопросу: если нет ответа, то +1.

Шкала «Агрессивность»

1) Если 2, то +2. Если 1, то +1.

2) Если 3, то +2. Если 2, то +1.

3) Если 3, то +2. Если 2, то +1.

4) Если 1, то +2. Если 2, то +1.

5) Если 3, то +2. Если 1, то +1.

6) Если 2, то +2. Если 3, то +1.

7) Если 1, то +2. Если 2, то +1.

8) Если 3, то +2. Если 1, то +1.

9) Если 3, то +2. Если 2, то +1.

10) Если 3, то +2. Если 1, то +1.

11) Если 2, то +2. Если 3, то +1.

12) Если 2, то +2. Если 3, то +1.

13) Если 2, то +2. Если 1, то +1.

14) Если 2, то +2. Если 3, то +1.

15) Если 1, то +2. Если 3, то +2.

16) Если 2, то +2. Если 3, то +1.

17) Если 3, то +2. Если 1, то +1.

18) Если 1, то +2. Если 2, то +1.

19) Если 2, то +2. Если 1, то +1.

20) Если 1, то +2. Если 2, то +1.

Интерпретация результата

Уход от тестирования:

  • 0–4 балла – результат достоверен;
  • 5–20 баллов – выявлен уход от тестирования; результат недостоверен.

Агрессивность:

  • 0–9 баллов. Личность чрезмерно миролюбивая, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что человек как травинка гнется под любым ветерком. И все же больше решительности не помешает.
  • 10–31 балл. Умеренно агрессивная личность, но вполне успешно идет по жизни, поскольку в ней достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
  • 32–40 баллов. Излишне агрессивная личность, притом нередко бывает неуравновешенной и жестокой по отношению к другим. Человек надеется добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому его не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности он стараетесь их за это наказать.
  • Психология: личность и бизнес

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/tool/test-assingera-diagnostika-agressivnosti-lichnosti

Тест А. Ассингера (Оценка агрессивности в отношениях)

Методика оценки агрессивности педагога А

Флегматичный человек редко проявляет себя как интересный собеседник, но и с чрезмерно агрессивным, набрасывающимся как тигр из засады, человеком неприятно общаться.

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Подчеркните ответ

I. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

II. Как вы ведете себя в критической ситуации?

  1. Внутренне кипите.
  2. Сохраняете полное спокойствие.
  3. Теряете самообладание.

III. Каким считают вас коллеги?

  1. Самоуверенным и завистливым.
  2. Дружелюбным.
  3. Спокойным и независтливым.

IV. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

  1. Примите ее с некоторыми опасениями.
  2. Согласитесь без колебаний.
  3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

V. Как вы будете себя вести, если кто то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

  1. Выдадите ему по первое число.
  2. Заставите вернуть.
  3. Спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь.

VI. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся(лась) с работы позже обычного?

  1. Что это тебя так задержало?
  2. Где ты торчишь допоздна?
  3. Я уже начал(а) волноваться.

VII. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

  1. Стараетесь обогнать машину, которая показала вам хвост?
  2. Вам все равно, сколько машин вас обошло.
  3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.

VIII. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

  1. Сбалансированными.
  2. Легкомысленными.
  3. Крайне жесткими.

IX. Что вы предпринимаете, если не все удается?

  1. Пытаетесь свалить вину на другого.
  2. Смиряетесь.
  3. Становитесь впредь осторожнее.

X. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

  1. Пора бы уже запретить им такие развлечения.
  2. Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать.
  3. И чего мы столько с ними возимся?

XI. Что вы ощущаете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?

  1. И зачем я только на это нервы тратил?
  2. Видно, его физиономия шефу приятнее.
  3. Может быть, мне это удастся в другой раз.

XII. Как вы смотрите страшный фильм?

  1. Боитесь.
  2. Скучаете.
  3. Получаете искреннее удовольствие.

XIII. Если из за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

  1. Будете нервничать во время заседания.
  2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
  3. Огорчитесь.

XIV. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

  1. Обязательно стараетесь выиграть.
  2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
  3. Очень сердитесь, если не везет.

XV. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

  1. Стерпите, избегая скандала.
  2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.
  3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

XVI. Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?

  1. Поговорите с учителем.
  2. Устроите скандал родителям малолетнего преступника.
  3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

XVII. Какой, по вашему, вы человек?

  1. Средний.
  2. Самоуверенный.
  3. Пробивной.

XVIII. Что вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

  1. Простите, это моя вина.
  2. Ничего, пустяки.
  3. А повнимательней вы быть не можете?

XIX. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

  1. Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?
  2. Надо бы ввести телесные наказания.
  3. Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели.

XX. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете?

  1. Тигра или леопарда.
  2. Домашнюю кошку.
  3. Медведя.

Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.

Результаты

45 и более очков. Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих верхов, рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать.

36 – 44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности вам не помешает!

Если по 7 и более вопросам вы набрали по 3 очка и менее чем по 7 вопросам – по 1 очку, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по 7 и более вопросам вы получили по 1 очку, и менее чем по 7 вопросам – по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Источник: https://Psylist.net/praktikum/00002.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.