Как отучить ребёнка от гаджетов и нужно ли это делать

Содержание

Бегом от гаджетов: как избавить ребенка от электронной зависимости?

Как отучить ребёнка от гаджетов и нужно ли это делать

Давным-давно, еще в прошлом веке, Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья».

Но самое страшное, когда только телефон — друг. А зависимость способна привести к этому: когда соцсети заменяют личные встречи и общение, СМС — разговоры и звонки, онлайн-просмотры — походы в кино и театр. Начинать борьбу с гаджет-зависимостью нужно с детства.

Ситуация №1: подросток все свободное время проводит с планшетом

«Мои друзья не знают, что делать с ребенком — все свободное от школы время он проводит за планшетом, сидя в соцсетях. На все их предложения пойти куда-то с одноклассниками, друзьями, даже просто прогуляться, он отвечает: “Мне это неинтересно”. Забирать планшет — действовало как временная мера, но в целом ситуация не меняется». Мария, 32 года.

Различают психологические и физические симптомы интернет-зависимости.

Психологические симптомы

  • эйфория за компьютером;
  • увеличение количества времени за компьютером;
  • пренебрежение семьей, друзьями;
  • проблемы с учебой, отказ делать уроки;
  • сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, игнорирование такой просьбы;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира.

Физические симптомы

  • сухость в глазах;
  • головные боли и боли в спине;
  • пропуск приемов пищи, нерегулярное питание;
  • пренебрежение гигиеной;
  • расстройство сна, изменение режима сна.

Подросток может начать страдать компьютерной зависимостью, если ему не с кем обсудить проблемы, у него нет друзей, а родители полноценно не общаются с ним (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу).

К сожалению, проблему интернет-зависимости своего ребенка родители осознают иногда очень поздно, ведь с виду все вполне прилично: сын или дочь не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер — это часть современной жизни. Родителям удобно: ребенок не мешает, можно заниматься своими делами. Такой образ жизни постепенно приводит семью к отдалению друг от друга и уходу подростка в альтернативную реальность.

Решение проблемы: 

  • Предложите своему ребенку поиграть в игру «день тишины» — отключите в субботу или воскресение все сотовые телефоны и посвятите это время общению друг с другом. Постарайтесь сделать так, чтобы день прошел интересно для ребенка и ему захотелось и в следующие выходные устроить «день тишины».
  • Придумайте семейную традицию, например, «вечернее чаепитие». Пусть это будет особое время, когда можно говорить друг с другом по душам.
  • Старайтесь быть для своего сына или дочери не только заботливым и строгим родителем, но и добрым другом.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или клуб.

Чего не следует делать:

Не запрещайте ребенку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

Если подросток проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на замечания и не идет с вами на контакт — обратитесь за помощью к психологу.

Ситуация № 2: школьник не делает уроки

«8-летний сын моих друзей как-то после школы сказал: “У меня есть только один настоящий друг и пять ненастоящих. Я сегодня специально не взял с собой телефон, так ненастоящие не стали со мной даже разговаривать”.

 Но в то же время ребенок признался, что без телефона ему было очень дискомфортно, он нервничал. А дома он постоянно играет либо что-то смотрит в смартфоне причем в ущерб урокам.

Помогает только одно — отбирать, но в этом случае мальчик становится нервозным и обижается, что его ущемляют в правах». Анна, 36 лет.

Причины телефонной зависимости (номофобии) сходны с компьютерной, поскольку современный телефон — это тот же компьютер.

Признаки номофобии

Специалисты считают, можно говорить о болезненной зависимости от сотового телефона, если:

  • ребенок не может хотя бы на короткое время отключить его или расстаться с ним даже на минуту;
  • проявляет постоянное беспокойство по поводу того, что батарейка может разрядиться;
  • непрестанно проверяет SMS-сообщения, электронную почту;
  • часто просит пополнить счет своего мобильника.

Мобильный телефон является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребенок достаточно общается с родителями, а они всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством. Ну а если он одинок, на помощь всегда готов прийти телефон с интернет-общением.

Зависимость от электронных устройств специалисты в области психологии считают гормональной.

Гэри Смолл Нейропсихолог

Дофамин — гормон удовольствия — выделяется, как только человек получает очередную порцию новой информации.

Мы постоянно сканируем пространство в поисках чего-то, на что можно отвлечься: СМС, сообщение в соцсети, телефонный звонок.

Дофаминовые рецепторы возбуждены — мы находимся в состоянии перманентного предвкушения чего-то новенького и, как нам кажется, более интересного, чем то, чем мы сейчас должны заниматься.

Люди думают, что устройства позволяют им больше успевать, но все время отвлекаясь и делая несколько дел одновременно, человек не может сосредоточиться на главном и допускает обидные ошибки в простых вещах. Социологи даже изобрели термин — «поколение рассредоточенных людей». 

 За подготовку материала благодарим нашего эксперта:

Татьяна Климина,
практикующий психолог

Читайте больше интересных статей о воспитании:

Источник: https://www.yapokupayu.ru/blogs/post/begom-ot-gadzhetov-kak-izbavit-rebenka-ot-elektronnoy-zavisimosti

Как отвлечь ребенка от смартфона? Что нужно и чего нельзя делать, чтобы отучить детей от гаджетов

Как отучить ребёнка от гаджетов и нужно ли это делать

Вопрос, как отучить ребенка от телефона, планшета или компьютера, задают многие родители, дедушки и бабушки. Между тем проблема набирает обороты — среднестатистический подросток проводит со смартфоном в руках от 4 до 5 часов в день.

Это катастрофические цифры, особенно если учесть, что излучение, исходящее от голубого экрана, нервирует и провоцирует проблемы со сном. Кроме того, увлечение компьютерными играми и Интернетом пагубно сказывается на учебе, социальной адаптации и здоровье.

В каких случаях стоит бить тревогу? Попробуем разобраться.

Как возникает зависимость

Зависимость от телефона носит психологический характер, однако механизм действия у нее тот же, что и у химической. Во время использования гаджетов в организме выделяется повышенное количество дофамина, и подросток чувствует себя счастливым. База для этого формируется еще в детстве, когда мама, занятая хлопотами по хозяйству, занимает ребенка планшетом, чтобы не мешал.

Зависимость от Интернета и игр может развиться уже в среднем школьном возрасте. Погруженность в виртуальный мир может говорить о наличии серьезных психологических проблем различного характера.

Это может быть неуверенность в себе, сложности в общении со сверстниками, родителями.

Телефон в этом случае становится своего рода укрытием, где отрок может спрятаться от трудностей, почувствовать себя авторитетным, «душой компании».

Вред мобильного и других гаджетов

Прежде всего, чрезмерное увлечение телефоном негативно отражается на здоровье.

Врачи называют ряд последствий: ухудшение зрения и памяти, нарушения концентрации внимания, заболевания опорно-двигательного аппарата, бессонница.

Кроме того, использование гаджетов перегружает неокрепшую сенсорную систему подростка, делает его раздражительным, рассеянным, подрывает состояние нервной системы.

Вторая, не менее серьезная опасность — доступ к нежелательным и запрещенным ресурсам. Благодаря смартфонам, ребенок может находиться в Интернете сколько угодно, посещать любые сайты, паблики и сообщества. Это таит в себе множество социально-психологических угроз.

Например, скандально известная группа в социальной сети, носившая название «Синий кит». Кураторы этого сообщества занимались настоящей травлей подростков, склоняли к агрессии и попыткам суицида.

Позднее появилось еще одно — «Исчезновение на 24 часа». Теперь подросткам предлагается сбежать из дома на сутки, не предупредив старших. Сюда же отнесем сообщества, разжигающие расовую, половую, классовую ненависть, а также порноресурсы.

Согласитесь, это совсем не для детских глаз!

Как не стоит действовать?

Первое, что приходит на ум большинству родителей, установка программы «Родительский контроль» на устройства, которыми пользуется ребенок или подросток.

Оно защищает от скачивания нежелательных приложений, закрывает доступ к «взрослым» сайтам, ограничивает время в Сети. Однако, чем старше ребенок, тем сложнее ему будет смириться с фактом тотального контроля со стороны взрослых.

К тому же современные дети настолько продвинутые пользователи гаджетов и ПК, что обойти «Родительский контроль» многим труда не составит.

Еще одна неверная тактика — запреты и отъем телефона. Отбирать у ребенка гаджет — не выход. Напротив, это побудит подростка врать, выкручиваться, хитрить. Доверие в семье пошатнется и, возможно, будет даже утрачено.

Подростки нуждаются в телефоне каждый день, чтобы держать связь со сверстниками, друзьями. Про современных детей говорят так: родился «с телефоном в руках», поэтому общаться с подростком посредством силы — идея плохая.

Вместо этого установите некоторые правила, которым будут следовать все члены семьи, включая взрослых.

Как минимизировать вред от смартфона

  1. Постарайтесь установить с детьми доверительные отношения, расскажите о правилах пользования телефоном и Интернетом. Примерно так, как можно объяснить правила дорожного движения, — спокойно, последовательно, аргументированно. Не пытайтесь угрожать, обещать поощрения. Сделайте так, чтобы подросток вас понял.

  2. Попросите сына или дочь не выкладывать в общий доступ фото родственников, братьев и сестер, не ставить геолокацию на фото и не сообщать о крупных событиях. Например, не рассказывать в Сети о том, что семья едет в отпуск или планирует серьезную покупку. И, конечно, никаких фото / скан-копий паспортов и других документов.

  3. Научите ребенка, что смартфон — средство первой необходимости, созданное чтобы «быть на связи», а не развлечение и не игрушка. Он необходим, чтобы общаться с близкими людьми и друзьями. И, напротив, «зависать» в телефоне — значит отдаляться от семьи, от родных. Скажите ребенку, что вам обидно, что он все чаще вас игнорирует.

    Не давите, но дайте понять, что вы этим обстоятельством огорчены.

Как отвлечь ребенка от телефона?

  1. Договоритесь не пользоваться телефоном, например, на уроках, во время приготовления домашнего задания и, конечно, при передвижении пешком по городу. Ходить по улицам в наушниках, прослушивая музыку или разговаривая с подругой, должно стать табу раз и навсегда — опасно для жизни. Это нужно усвоить твердо, как и то, что нельзя разговаривать с незнакомцами.

  2. Заведите привычку убирать телефон в сторону за завтраком, ужином и обедом, особенно если у вас гости. Расскажите подростку, что во время трапезы нужно общаться с родными, а не смотреть в экран. Это невежливо, да и «бабушка расстроится».
  3. Не подавайте детям дурного примера — лимитируйте и свое время пользования телефоном.

    Если мама и папа привыкли не выпускать гаджет из рук, вряд ли младшие члены семьи будут поступать иначе. И помните, правила существуют для всех. Если сын и дочь должны убирать телефон в сторону за обедом, значит, и родители должны делать то же самое.

  4. Введите систему бонусов. Например, один (целый) день без Интернета и игр будет поощряться карманными деньгами.

    Сумму предложите небольшую, но обещанное всегда должно быть выполнено. Рано или поздно чадо замотивируется и начнет пользоваться телефоном меньше.

  5. Если есть возможность устроить выходные без Интернета, сделайте это.

    Например, забронируйте номер в отеле, где нет безлимитного Wi-Fi, или отправьтесь кататься на лыжах и коньках, позовите детей поиграть в настольные игры, порыбачить, погулять в лесу или отправиться на велопрогулку.

  6. Наконец, можно пойти на хитрость — сказать, что сломался роутер или повредился провод, Интернет отключили за неуплату, а зарплата только послезавтра.

    Такие приемы малоэффективны на перспективу, но могут выручить в крайних случаях. Например, если вы заметили, что ребенок посещал «нехорошие» сайты, а к откровенной воспитательной беседе пока не готовы. Проделывать такое можно нечасто, иначе отрок смекнет, что его обманывают. Этого допустить нельзя, в противном случае доверие будет подорвано.

И главное — никакого насилия и запретов. Предложите подростку альтернативу, а не заберите единственное доступное ему увлечение. Покажите, что отдыхать можно и без смартфона, продемонстрируйте, насколько интересен бывает окружающий мир, и ребенок сам отложит планшет в сторону.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Источник: https://PitanieMalysha.ru/rekomendacii/kak-otvlech-rebenka-ot-smartfona-chto-mozhno-i-chego-nelzja-delat-chtoby-otuchit-detej-ot-gadzhetov/

7 способов отучить ребенка от гаджетов

Как отучить ребёнка от гаджетов и нужно ли это делать

Современный двухлетний малыш уже активно пользуется гаджетами. Он умеет включать музыку и фильмы, играть и заходить в интернет. Многие родители радуются успехом крохи и отмечают то, какой он уже смышленый к своим годам. Кроме того, у взрослых появляется свободное время.

Но врачи и психологи отмечают негативное влияние гаджетов на здоровье детей. Малыши за короткий срок привязываются к смартфонам и планшетам. К школьному возрасту у ребёнка уже формируется зависимость от интернета и игр. Такие дети растут агрессивными и нервными. Они не умеют общаться и контактировать с окружением, хуже учатся.

Из-за планшетов и смартфонов ухудшается зрение и сон, падает иммунитет, наблюдается задержка в развитии речи и моторики. Подробные исследования ученых о влиянии гаджетов на детей вы найдете здесь.

Чтобы избежать зависимости и негативного влияния гаджетов, не рекомендуется приобщать малыша к технике минимум до двух лет. Важно подбирать подходящий детский контент и ограничивать время пользования. Так, детям трех-пяти лет педиатры советуют проводить за смартфонами не дольше часа в день. Ребятам 6-18 лет – до двух часов в день.

Если же малыш уже пристрастился к гаджетам, важно подобрать подход к ребёнку, чтобы не навредить еще больше и не испортить отношения с детьми. Давайте разберемся как отучить ребенка от телефона и планшета.

Не станьте для ребенка врагом

Не забирайте телефон или планшет, иначе легко потеряете контакт с ребенком. Для него смартфон, интернет и социальные сети стали уже неотъемлемой частью жизни, которую трудно игнорировать. Большая часть общения происходит именно через гаджеты. Лишая детей средств связи, вы лишаете его общения с друзьями и сверстниками. Отбирая смартфон, вы практически изолируете ребенка.

Не ругайте компьютер и другую современную технику. Так вы станете в его глазах врагом номер один, потеряете контакт и вступите в конфликт. Не будьте слишком категоричны. Гаджеты сегодня помогают в учебе, содержат много полезной информации и включают обучающие программы.

Единственная категория детей, которую нужно полностью ограничить от гаджетов – малыши до двух лет. Даже развивающие игры в этом возрасте дают минимальную пользу и то только, если родители играют или смотрят видео вместе с крохой. Здесь важно объяснять каждое действие и то, что происходит на экране.

Поставьте на некоторые программы пароль, удалите развлекательные приложения и заблокируйте подобные порталы. Оставьте развивающие игры и приложения, книги и загадки, обучающие программы. Тогда малышу станет не интересно слишком долго сидеть за смартфоном.

1. Откажитесь от гаджетов сами

Родители – главный пример для детей. Современные родители сами практически не выпускают телефон из рук. Поэтому начните с себя – реже пользуйтесь техникой, особенно при малыше.

Поддерживайте контакт с ребенком, вместе играйте, читайте, гуляйте. Даже пользоваться планшетом, смотреть телевизор тоже можно вместе.

Доказывайте собственным примером, что в жизни много интересных занятий, кроме гаджетов;

2. Вместе трудитесь

Совместная деятельность детей и родителей вытекает из предыдущего пункта. Это не только развлечения, но и бытовые дела. Приучайте детей к уборке, готовке, уходу за домашними животными, труду на даче и так далее. Это не должна быть обычная формальность. Пусть малыш несет ответственность за проделанную работу.

Отмечайте успехи, хвалите и оценивайте вклад, который он вносит в дела семьи. Отмечайте, если ребенок проявляет инициативу и самостоятельно убирается, гуляет с собакой или выполняет другую важную работу без напоминаний и указаний взрослых. Тогда любой труд обретет смысл. Он станет важен и интересен малышу.

3. Найдите альтернативное занятие

Подумайте, чем можно заменить игры на компьютере и общение в социальных сетях. Это должна быть равнозначная замена и желательно социальная. Подходящим вариантом станет детский садик, кружки, студии и даже классическая детская площадка во дворе.

По совету детского психолога, нужно предложить такие занятия, которые покажутся более интересными и захватывающими, чем компьютерные игры. Учитывайте, что нравится малышу.

Если он следит за любимой футбольной командой, поиграйте вместе в футбол или отдайте малыша в соответствующую секцию. С фанатом музыкальных групп чаще ходите на концерты. Если дети любят пиццу, приготовьте блюдо вместе.

4. Помогите ребенку социализироваться

Научите малыша принципам общения, помогите найти друзей и поощряйте совместные игры. Для улицы выбирайте активные и спортивные игры, для дома – спокойные развивающие и настольные.

Игры и общение со сверстниками помогут оторвать ребенка от планшета или смартфона. Кроме того, это формирует характер, учит отстаивать собственные интересы, работать в команде, договариваться и т.д.

С помощью игр со сверстниками малыш получает новые знания и умения.

Лучшая социализация – отправить малыша в детский сад или другое подобное заведение. Здесь дети соблюдают режим, учится общаться с другими детками. В детском саду в почете классические игрушки, среди которых куклы и машинки, кубики и конструкторы, пирамидки и так далее. Для детей проводят игры и развивающие занятия. Они занимаются спортом и гуляют несколько раз в день.

Как показывает практика, в детском саду малыши охотно помогают накрывать на стол и убирать посуду после еды. Приобщайте детей к таким процессам и дома. Пусть они раскладывают салфетки, вилки и ложки, расставляют кружки и тарелки. Не ругайтесь, если у крохи что-то не получается!

5. Запишите ребенка в секцию

Здесь важно учитывать интересы малыша, а не реализовывать родительские желания и амбиции. Если он еще маленький и не может самостоятельно определиться, понаблюдайте за ним и попробуйте разные варианты. Вы можете выбрать творческие или спортивные кружки. Выбранная деятельность должна помочь ребенку почувствовать себя важным. Кроме прочего, она должна быть интересной и полезной.

6. Заведите домашнее животное

К такому шагу готов не каждый родитель. Но в первую очередь должен быть готов малыш. Помните, что животное – это не игрушка, а большая ответственность. Доверьте малышу часть забот по уходу за питомцем.

Он может кормить и гулять с животным. Не обязательно заводить собаку или кошку. Можно остановиться черепашке или хомячке, которые не занимают много места и не требуют выгула.

Но каждый питомец отличается особенностями ухода.

Кстати, это отличное решение, если у малыша мало друзей и сложно с социализацией. Общение и уход за домашним животным раскрепощает ребенка. Он становится более активным и живым, легче идет на контакт и общается.

Начните с малого. Подумайте, какого питомца вы бы могли завести. Изучайте литературу, смотрите видео по уходу за ним. Это уже сможет отвлечь ребенка от игр и интернета. Возьмите на время животное у друзей и проверьте, как малыш станет реагировать на питомца и осуществлять уход. Более подробные советы найдете в статье “Что делать, если ребенок просит собаку”.

7. Научитесь говорить “нет”

Не убирайте планшет на совсем, но введите строгое ограничение по времени, когда малыш сможет использовать технику. Установите временной лимит – 20, 30, 40, 60 минут в день. Не разрешайте пользоваться телефоном в процессе еды, прихода гостей, общения с родными, прогулки и так далее. Объясняйте, почему в данный момент малыш не может использовать гаджет.

Приучайте к тому, если приходят гости – нужно общаться. Выключайте компьютер и убирайте гаджеты. В первые десять минут дети могут обижаться. Но скоро они находят интересные занятия, начинают играть.

Введите специальные “свободные зоны”, где все члены семьи не могут использовать гаджеты. Это может быть кухня, столовая или гостиная. В своей комнате малыш может пользоваться телефоном, а в “свободной зоне” – нет. Важно, чтобы это правило соблюдали все члены семьи!

Ребенок не может отрываться от гаджетов, если только его жизнь не наполнена интересными и яркими событиями. Если он видит, что увлечения и деятельность не интересны и не важны для родителей. Если у крохи совсем нет друзей и не с кем общаться.

Кроме того, ребенок может замечать, что для родителей и семьи планшет или смартфон являются приоритетными и важными вещами. Поэтому отложите гаджеты в сторону и займитесь малышом. А чем занять ребенка в 1-3 года дома, читайте по ссылке https://vskormi.ru/children/chem-zanyat-rebenka-doma-v-god-dva-i-tri/.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a23961577d0e62b8c133408/5d7f9d57f73d9d00ad51cb46

Зависимость подростков от гаджетов: что делать, если ребёнок не отлипает от телефона?

Как отучить ребёнка от гаджетов и нужно ли это делать

«Дочь постоянно в телефоне, устала бороться. Что делать?»  «Мой 13-летний сын целыми днями играет с планшетом, отказывается что-либо делать дома, грубит и скандалит, если прошу выключить гаджет. Прошу совета, помогите!»

Как отучить подростка от смартфона? Можно ли наказать ребёнка, забрав телефон? Как преодолеть зависимость детей от гаджетов? Этим вопросом задаются многие родители. В этой статье мы расскажем вам о том, чем опасна телефонная зависимость подростков и как справиться с этой проблемой. 

Что делать, если подросток постоянно залипает в телефоне?

Гаджет-зависимость у подростков

Как часто вы можете увидеть на улице, в магазине, в любом другом общественном месте подростка или ребёнка с гаджетом в руках? А как часто вы встречаете детей с книгой или просто общающихся между собой без гаджетов? Как часто ваши собственные дети проводят время с гаджетами, предпочитая их общество общению с вами, друзьями, чтению книг и пр.? Вопрос взаимодействия детей и подростков с гаджетами далеко не праздный. С каждым годом их контакт становится всё прочнее, в то время как контакт с реальным миром ослабевает. Почему так происходит и что с этим делать?

Современных подростков, тех кто родился после 2000 года, часто называют поколением Z.  У поколения Z, или как его ещё называют — поколения iGen (Internet Generation), много особенностей, основными из которых являются:

  • повышенная лабильность в получении и добывании информации;
  • разница в восприятии информации (эти дети и подростки не умеют читать тексты, особенно длинные, и предпочитает короткие тексты, видеоролики и картинки).

Поколение Z — первое поколение, выросшее в эпоху онлайн трансляции, не знающее жизни без сотовых телефонов, смартфонов и прочих гаджетов. Даже компьютерная мышка для многих из них — анахронизм. iGenы не мыслят себя без Интернета. Подростки не готовы подолгу концентрировать внимание на чём-либо.

Средний максимальный период концентрации на одном объекте подростка из  поколения Z — 8 секунд, информация потребляется маленькими порциями, как бы «перекусами». В идеале информация должна быть наглядной — иконки, смайлики и картинки. Зачастую наглядная информация заменяет текст.

При этом нельзя говорить о том, что подростки сейчас глупее, чем раньше, — напротив, сейчас модно быть умным и развивать свой интеллект.

Онлайн среда для подростков — это ведущее измерение реальности, потому что в Сети легче общаться и делиться информацией, проще  искать информацию и удобнее покупать вещи. Но для поколения Z онлайн общение не заменяет, а дополняет общение реальное. Современные дети не бывают одни.

Мы стали намного сильнее опекать детей, и даже если никого нет рядом физически, всегда есть кто-то в онлайне. Одиночество зачастую страшит подростков,  так как нет навыков проживания жизни в одиночку. Подростки очень зависимы от оценки окружающих и боятся «выпадения» из социума.

Поколение Z умеет бесконфликтно взаимодействовать, не бунтуют открыто (в том числе и в семье), больше времени проводят дома. Всё это вызвано постоянной жизнью в онлайне и навыками постоянного нахождения в контакте с кем-либо.

Дети стараются следовать общепринятым нормам поведения, более реалистично смотрят на жизнь и «откладывают» своё взросление.

Согласно одному из исследований, средний возраст детей, получающих первый смартфон в США, сейчас составляет 10,3 года.

Многие из этих телефонов являются телефонами мам или пап, но среди детей от 12 до 17 лет почти 80% идентифицируются как пользователи смартфонов.

 Масштабные исследования на территории Росси не проводились, но то, что вы каждый день встречаете детей с гаджетами перед собой, говорит о повсеместной «гаджетизации» детей и подростков.

Чем опасна зависимость от гаджетов?

Вроде бы не всё так страшно. Да, подростки живут с гаджетами, но сейчас такое время. Так чем же опасна зависимость ребёнка от гаджетов?  

Основные опасности можно разделить на 2 группы: опасность для здоровья и опасность социально-психологическая.

Опасность для здоровья заключается в непосредственном воздействии гаджетов на организм. Работа гаджетов меняет работу мозга и сам мозг.

При постоянном взаимодействии с гаджетами происходит рассосредоточенность внимания (как уже говорилось выше — максимальное среднее время сосредоточенности на одном объекте — 8 сек), снижается объём памяти, так как отпадает необходимость удерживать в голове постоянно большие (а иногда уже и небольшие) объёмы информации. Зачем что-то запоминать, если это можно узнать в интернете за несколько секунд?

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет. 

Исследователи из Университета Сассекса и Университетского колледжа Лондона (Великобритания) выяснили, что частое использование гаджетов уменьшает количества серого вещества в мозге.

В эксперименте участвовали 75 человек, которые должны были ответить, как сильно они зависят от различных медиа-устройств, начиная от мобильных телефонов и компьютеров и заканчивая телевизором (кроме того, в опросник были включены также печатные издания).

Результаты опроса совместили с результатами МРТ мозга, и оказалось, что у тех, кто больше всего пользуется медиа-электроникой, меньше серого вещества в передней поясной коре, которая участвует в выполнении когнитивных задач и помогает контролировать эмоции. 

Постоянное использование гаджетов снижает качество и общую продолжительность сна.  Использование соцсетей, мессенджеров и пр. вызывает страх пропустить что-то «важное» или не увидеть чью-то «важную» новость.

Это заставляет проверять сообщения и свои страницы в соцсетях постоянно.

Исследования показали, что подавляющее большинство пользователей гаджетов (около 80 %) проверяют свой телефон непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.

Подростки спят со своими телефонами рядом с подушкой практически все, без исключения. Они проверяют сообщения и обновления в т.ч. и ночью — сразу, как только проснутся.

 Постоянное внутреннее напряжение мешает полноценному сну и не даёт возможность заснуть вовремя.

Согласно исследованию, проведённому в 2012-2015 годах в США, число подростков, которые спят меньше 7 часов в сутки, увеличилось на 22%.

Помимо беспокойного и неполноценного сна здесь таится ещё одна опасность.

Воздействие света от экрана гаджета воспринимается нашим мозгом как продолжение светового дня: это приводит к изменению  циркадных ритмов организма (внутренних часов), изменению в выработке мелатонина и бессоннице.

Также, как оказалось, наши глаза особенно чувствительны к синему свету, который излучают экраны современных устройств. Поэтому после использования гаджетов перед сном человеку (а подростку особенно) сложно уснуть, а если он и засыпает, то сон его очень беспокойный.  

Давно известен тот факт, что при концентрации взгляда на каком-либо объекте происходит уменьшение количества морганий.

Когда мы моргаем, то одновременно смачивается роговица глаза, и глаз получает краткосрочный отдых.

Чем меньше мы моргаем, тем суше роговица (это может привести к её воспалению, эрозии и прочим неприятным последствиям вплоть до серьезной потери зрения), и тем больше утомлён наш глаз.

Чем опасна зависимость от гаджетов

Помимо всего сказанного, предпочтение гаджетов общению сверстниками приводит к изменению физической активности. Если добавить к этому повсеместную доступность жирной и калорийной пищи, то опасность возникновения ожирения становиться очень ощутимой.

 Также снижение социального (живого) общения в отсроченной перспективе приводит к росту депрессивных состояний.

Опрос Monitoring the Future показал, что подростки, которые проводят больше среднего времени за «экранной» деятельностью, с большей вероятностью несчастливы, а те, которые больше занимаются «неэкранной» деятельностью — счастливы.

Опасность социально-психологическая заключается  в том, что в сети вы не можете защитить своего ребёнка от нежелательных контактов, не можете проконтролировать получаемую им информацию и не знаете точно с кем именно общается подросток.

Благодаря анонимности в социальных сетях и интернете в целом, общение там в основном идёт инкогнито.  В социальных сетях, на форумах подростки могут подвергаться кибербуллингу. Не все могут адекватно противостоять такому агрессивному воздействию и защищать себя в сети.

Зачастую подростки беззащитны перед оценкой окружающих, которая выливается на их страницы и комментарии к их фото, постам, блогам, заметкам и пр.

Подросток может подвергаться воздействию жестокого контента, даже если он не желал его просмотра. Агрессивная реклама в интернете, гиперссылки, рассылки, навязывание контента,  может привести к просмотру видео, фото или получению иной информации нежелательного содержания.

Источник: https://blog.cognifit.com/ru/%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BE%D1%82-%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2/

Как отучить ребёнка от гаджетов и нужно ли это делать

Как отучить ребёнка от гаджетов и нужно ли это делать

Все новые технологии, которые появляются вслед за интернетом, влияют на наше мышление.

Наука всё ещё не имеет однозначного ответа на вопрос, как действует цифровой прогресс на способность наших детей думать и на развитие личности ребёнка в целом.

Действительно ли гаджеты однозначно вредны? Как отучить ребёнка от телефона, компьютера или планшета? А нужно ли это делать? В конце вы найдёте список научных исследований о влиянии гаджетов на детей, а в статье мы делимся основными выводами.

Дети и гаджеты: вред или польза

Детский ум находится в процессе развития и формирования. Если ребёнок много времени проводит с цифровыми гаджетами, нейронные связи будут отличаться от тех, что сформированы у детей предыдущих поколений, не имевших контакта с этими устройствами.

Мы точно знаем, что чтение стимулирует воображение и концентрацию внимания. Тогда как использование интернета усиливает наши способности сканировать информацию эффективно и быстро.

Когда мы задаёмся вопросом, несут ли гаджеты пользу или вред развитию ребёнка, мы говорим об их влиянии на развитие таких качеств, как устойчивое внимание, память, способность к обучению и умение принимать верные решения. И, конечно, о взаимодействии с информационной нагрузкой — умении выбирать из потока ценное и полезное.

Аргументы против гаджетов

Устойчивое внимание — это ключ ко всем аспектам процесса мышления. Без него будут в значительной степени урезаны восприятие, память, развитие речи, творчество, способность принимать решения и организовать свою учебную деятельность.

Окружающая среда определяет, какой тип внимания разовьётся у ребёнка. В прошлом, когда в учёбе уделялось много времени чтению книг, от детей требовались длительное удержание внимания, память и воображение. В тишине урока внешних отвлекающих факторов было немного.

Телевидение принесло внешние визуальные стимулы, фрагментарное внимание; уменьшилась потребность в воображении. С приходом интернета дети оказались в огромной цифровой среде.

В ней стало нормой быстрое переключение, отвлечение на рекламу и другие раздражители. А длительное удержание внимания — почти невозможно, воображение — не нужно, а память оказалась встроенной в гаджеты.

 Цифровые технологии диктуют мозгу иначе перерабатывать информацию, чем при традиционном чтении.

Исследования показали, что дети быстрее читают, лучше понимают и запоминают прочитанное, если текст не прерывается гиперссылками, баннерами или объявлениями.

 Те учащиеся, которым было разрешено во время презентации учебного материала пользоваться интернетом, не могли вспомнить, о чём была презентация. Их результаты тестов по пройденному материалу также оказались ниже.

 Кроме того, традиционное чтение развивает словарный запас, рефлексию, критическое мышление, умение решать задачи лучше, чем визуальные средства.

Но данные выводы не значат, что влияние цифровых технологий на развитие детей является однозначно негативным.

Аргументы о пользе гаджетов

Исследования профессора Рочестерского университета Дафни Бавельер, показывают, что видеоигры развивают концентрацию внимания, пространственное воображение, быстроту реакции, способность быстро находить нужные предметы. Однако, в её исследованиях речь идёт о старшеклассниках.

Наверное, корректнее будет предположить, что гаджеты делают наших детей другими — происходит реконфигурация мозга.

Например, бороздя по просторам интернета, дети хуже помнят прочитанное, но лучше ориентируются в том, где найти ту или иную информацию.

Не имея нужды держать всю информацию в голове, возможно, мозг включается в мыслительные операции более высокого порядка. Такие, как созерцание, критическое мышление, решение проблем.

Несмотря на положительные аспекты, всё равно нужно контролировать время у экрана монитора. И обязательно добавить другие виды деятельности — чтение и свободную игру, требующих включения воображения. Иначе мозг детей ограничится в своих возможностях и будет не готов к новым вызовам в этом безумно быстром мире цифровых технологий.

Другая сторона проблемы детей и гаджетов — психологическая. Не выпуская из рук телефоны и планшеты, дети становятся одержимыми виртуальным миром, уходя от мира реального.

Дети постарше, у которых уже развилась зависимость от гаджетов, будут отрицать этот факт и доказывать, что компьютер или телефон учат их справляться с несколькими задачами одновременно. Однако, это иллюзия.

Нейрофизиологи доказали, что мозг не может выполнять одновременно две задачи. Он выполняет их последовательно, быстро переключаясь с одной на другую.

Цифровые устройства закрепляют хроническое частичное внимание ко всему происходящему.

Неспособность фокусироваться на длинном и детальном контенте приводит мозг в состояние постоянного кризиса, требуя новую информацию, которая даёт новую дозу допамина.

Мы говорим о зависимости всегда, когда устройства начинают влиять на здоровую функциональность ребёнка в реальном мире: он не может придерживаться своего рабочего распорядка, хорошо учиться, выполнять обязанности по дому, иметь друзей и т. д.

Согласно данным Американской Психиатрической Ассоциации, когда у зависимых детей отнимали доступ к гаджетам, они теряли интерес ко всему, активно протестовали и впадали в депрессию

Среди части психологов существует противоположное мнение по поводу психологического влияния гаджетов на детей.

Например, есть точка зрения, что социальные сети помогают подросткам не чувствовать себя одиноким, выразить себя так, как они не могут это сделать в реальном общении.

Однако дети, которые проводят много времени, общаясь в соцсетях, на самом деле не развивают базовых умений и навыков общения.

Большинство психологов, психиатров, нейрофизиологов и врачей сходятся во мнении, что нелимитированный доступ к телефонам и компьютерам вредит детям. У них притупляется способность читать эмоции и чувства людей, что приводит к неумению строить отношения и к поведенческим проблемам.

Американская Академия педиатров разработала возрастные ограничения по использованию гаджетов:до 3 лет малыш не должен иметь никаких контактов с устройствами;в возрасте с 3 до 5 лет — до 1 часа в день;с 6 до 18 лет — до 2 часов в день.

Врачи настоятельно рекомендуют родителям детей до 3 лет не давать в руки никаких гаджетов: они приводят к развитию синдрома дефицита внимания.

В мозгу малыша, смотрящего быстроменяющиеся визуальные картинки, развивается дефицит нейронных связей в лобных частях, отвечающих за регуляцию эмоций.

В результате возникают сложности с эмоциональной саморегуляцией, чаще возникают вспышки гнева и неконтролируемого поведения.

Что можно делать

  1. Понимать, что до 3 лет формирующийся мозг абсолютно не нуждается в цифровых устройствах.
  2. С 3 лет строго ограничивать время использования, согласно рекомендациям нейрофизиологов и врачей.
  3. Чётко определить правила, когда использование гаджетов разрешено.

    Распорядок и правила, с которыми ребёнок хорошо знаком, способствуют предотвращению конфликтных ситуаций.

  4. Поощряйте деятельность в реальном мире: игры во дворе, игры с обычными игрушками, работа в саду с бабушкой, рыбалка с папой и дедушкой, приготовление пищи с мамой, спорт, рисование, музыка, театральная и сценическая деятельность.

  5. Побольше общайтесь: обсуждайте книги и то, что происходит в саду или школе, о чём ребёнок думает, о чём мечтает, о событиях в окружающем его мире.
  6. Придумывайте совместные проекты, где будут задействованы все пять чувств: зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, вкусовое.

    Это может быть изготовление кормушек для птиц, совместная выпечка пирожков, изготовление подарка и т. д.

Чего делать не следует

  1. Не чувствуйте себя виноватым, если вам пришлось отобрать у ребёнка гаджет.
  2. Не уступайте капризам, потому что дети нуждаются в мудром, любящем, но твёрдом авторитете взрослого.
  3. Не уступайте, если ребёнок жалуется на скуку. Всегда можно найти полезную игру или занятие.

  4. Не уступайте, даже если подросток пытается вас убедить отдать обратно его телефон, потому что у него «экстренная ситуация».
  5. Не опускайте руки, если у вас не получается справиться с зависимостью ребёнка от гаджетов сразу. Будьте последовательны и настойчивы, и у вас всё получится.

J. Taylor. How Technology is Changing the Way Children Think and Focus.

Psychology Today, Dec. 4, 2012.M.Ritchel. Growing Up Digital, Wired for Distraction. Technology, Nov. 21, 2010.D.Bavelier. Video Games Boost Brain Power, Multitasking Skills. NPR, Listen to the Story, Dec. 7, 2010.www.aap.org/en-us/about-the-aap/aap-press-room/Pages/American-Academy-of-Pediatrics-Announces-New-Recommendations-for-Childrens-Media-Use.aspxhttps://blogs.bmj.

com/bmj/2014/10/23/richard-graham-is-technology-changing-the-brain-how-to-interpret-and-advise-on-the-evidence/Understanding the Distracted Brain. National Safety Council. January 17, 2019, p. 5Davidow, Bill. Exploiting the Neuroscience of Internet Addiction. The Atlantic. 18 Jul. 2012.Web. 11 Nov. 2014.Johnson, Chandra. “Face Time vs. Screen Time.” The Deseret News. 29 Aug.

2014.Web. 11Nov. 2014.

Автор — Ольга Селецкая
Фото с kickstarter.com, shutterstock.com

Источник: https://mchildren.ru/vliyanie-gadzhetov-dlya-detej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.