Гиперкинетические расстройства у детей и методы лечения

Содержание

Что такое гиперкинетические расстройства, симптомы и способы терапии

Гиперкинетические расстройства у детей и методы лечения

Синдром дефицита внимания (СДВ), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), гиперкинетическое расстройство и гиперактивность — различные термины, используемые пациентами и профессионалами.

Эти различия в терминологии иногда могут привести к путанице. Все вышеперечисленные термины описывают проблемы детей, которые показывают гиперактивное поведение и имеют трудности с концентрацией внимания.

Однако между этими понятиями и диагнозами есть некоторые различия.

Гиперкинетическое, или гиперактивное расстройство является поведенческим отклонением, которое часто становится очевидным в раннем детстве. Поведение характеризуется проявлением плохого внимания, гиперактивностью и импульсивностью.

Многие дети, особенно в возрасте до пяти лет, невнимательны и беспокойны. Это не означает, что они страдают синдромом гиперкинетического расстройства.

Невнимание или гиперактивность становится проблемой, когда они повышены, по сравнению с другими детьми того же возраста и когда они влияют на жизнь ребенка, его школьную успеваемость, социальную и семейную жизнь.

От 2% до 5% детей школьного возраста могут страдать гиперкинетическим расстройством, причем мальчики чаще.

Признаки и симптомы гиперкинетического расстройства

Медицинской практике и науке достоверно неизвестно, что именно вызывает у детей подобные расстройства. Однако есть множество предпосылок к тому, что патологии часто встречаются в пределах одной семьи, а также у детей, которые имеют значительные травматические переживания.

Иногда родители чувствуют вину за то, что слишком сильно контролировали своего ребенка, но нет никаких доказательств, что плохое воспитание непосредственно вызывает развитие гиперкинетического расстройства. Тем не менее, важно отметить, что родители могут играть решающую роль в содействии и поддержке ребенка с признаками синдрома.

Гиперкинетическое расстройство поведения у детей может проявляться в виде различных признаков, в зависимости от возраста, окружающей обстановки — школы, дома, детской площадки, и даже мотивации, например, при выполнении деятельности, которая ребенку нравится больше всего.

Не все дети показывают все эти симптомы. Это означает, что некоторые могут просто есть проблемы с недостаточным вниманием, в то время как другие, в основном, гиперактивны.

Дети с проблемами внимания могут оказаться забывчивыми, часто отвлекаться на мелочи, прерывать диалоги, дезорганизованы, часто начинают одновременно множество дел и ни одно не доводят до логического заверения.

Дети с гиперактивностью кажутся излишне беспокойными, суетливыми, полными энергии, выполняя все буквально «на лету». Они могут казаться слишком громкими, шумными, сочетая все свои действия с непрерывной болтовней.

Дети с симптомами импульсивности действуют не задумываясь. Они имеют трудности в ожидании своей очереди в играх или того момента, когда наступит возможность высказаться в разговоре.

Гиперкинетические расстройства у детей могут показать и другие признаки, такие как трудности в обучении, аутизм, расстройства поведения, беспокойство и депрессию. Неврологические проблемы — тики, синдром Туретта, эпилепсии и также могут присутствовать. У маленьких пациентов могут возникнуть проблемы с координацией, привитием социальных навыков и организации своей деятельности.

Один из трех детей с диагнозом гиперкинетическое расстройство, «вырастают» из этого состояния и не требуют никакого лечения и поддержки во взрослой жизни.

Большинство из таких пациентов, у которых была возможность в детстве встретить достойного специалиста с учетом их потребностей, могут быстро наверстать упущенное. Они смогут догнать программу обучения, повысить успеваемость в школе и завести новых друзей.

Некоторые в состоянии справиться и управлять путем адаптации их карьеры и семейной жизни. Тем не менее, некоторые из пациентов могут иметь серьезные проблемы, даже будучи взрослыми, причем таких, которые могут потребовать лечения. Они также могут бороться с трудностями в отношениях, на работе и своим настроением с помощью наркотиков или алкоголя.

Диагностика расстройства

Не существует ни одного простого зарезервированного диагностического метода для точной постановки диагноза гиперкинетическое расстройство. Проведение диагностики требует специалиста, как правило, из области детской психиатрии или психологии.

Диагноз ставится путем признания моделей поведения, наблюдая за ребенком, получения отчетов об их поведении в школе и дома. Иногда компьютерные тест способны помочь в постановке диагноза.

Некоторые дети также должны пройти специализированные тесты от клинического психиатра или педагога-психолога.

Ребенок, страдающий гиперкинетическим расстройством, нуждается в лечении во всех ситуациях, где возникают трудности. Это означает, поддержку и помощь на дому, в школе, с друзьями и сообществом.

Во-первых, очень важно для семьи, учителей и специалистов понять состояние ребенка и каким образом окружающие обстоятельства воздействуют на него. По мере взросления, пациент должен учиться самостоятельно управлять своими эмоциями и действиями.

Учителя и родители могут понадобиться для проведения поведенческих стратегий терапии. Для этих групп социальных сообществ разработаны специальные программы поведения и ответной реакции, которые направлены на общение с ребенком, страдающим гиперкинетическим расстройством.

В школе детям, возможно, потребуется конкретная образовательная поддержка и планы, чтобы помочь в их повседневной работе в классе, а также выполнении домашнего задание.

Также им нужна помощь, чтобы помочь выстроить доверие к своему социальному окружению и в развитии своих социальных навыков.

Важно, чтобы были хорошие двусторонние связи между домом, школой и специалистами, лечащими ребенка для того, чтобы симптомы болезни рассматривались со всех позиций как можно шире. В таком случае ребенок сможет достигнуть развития своего лучшего потенциала.

Лекарства могут играть важную роль в лечении гиперкинетического синдрома от умеренной до тяжелой степени расстройства. Лекарства могут помочь уменьшить гиперактивность и улучшить концентрацию. Улучшенная концентрация дает ребенку возможность и время, чтобы учиться и практиковать новые навыки.

Дети часто говорят, что лекарство помогает им ладить с людьми, думать более ясно, чтобы понять вещи лучше и чувствовать себя более уверенными в контроле своих эмоций и действий. Однако не все дети с синдромом нуждаются в препаратах.

Помощь родителей при гиперкинетическом расстройстве

Как уже отмечалось, гиперкинетическое расстройство поведения могут показывать очень сложное поведение дома, в школе или за ее пределами. Это обуславливает необходимость оказания помощи в организации деятельности пациента, прежде всего во избежание причинения вреда.

Наличие признаков расстройства не означает, что ребенок должен безусловно подчиняться родителям и с точность выполнять все просьбы и пожелания. Именно такого результата ждут многие родители, в чем сильно ошибаются. На этом фоне часты внутрисемейные срывы и неадекватное поведение со стороны взрослых, например, ругань или физические расправы.

Здоровый образ жизни, сбалансированная диета, направленная деятельность и теплая обстановка внутри семьи, только такие условия способны помочь.

Дети могут стать легко разочарованными, поскольку их обедненная концентрация внимания и высокий энергетический уровень часто не согласуются. Первого, как обычно, не хватает, а второе не находит возможности для выброса. Некоторые из следующих советов могут помочь управлять этими трудностями:

  • Давайте своим детям только простые инструкции. Небольшие пособия в качестве подсказок и последовательных алгоритмов выполнения рядом с ними, могут значительно помочь в этом вопросе. Доносите свои просьбы размеренно и спокойно, не нужно кричать через всю комнату.
  • Хвалите ребенка, когда он сделал то, что требуется, однако не восхищайтесь его успехами слишком сильно.
  • При необходимости, напишите полный список дел на день и оставьте на видной месте, например, на двери его комнаты.
  • Перерыв в выполнении любых задач, например, в выполнении домашнего задания не должен выходить за рамки 15-20 минут.
  • Дайте детям время и возможности на деятельность, чтобы максимально растратить свою энергию. Хорошо для этих целей подходят активные игры и спорт.
  • Измените рацион и избегайте добавок. Существует ряд доказательств о влиянии диеты на некоторых детей. Они могут быть чувствительны к определенным пищевым добавкам и красителям. Если родители замечают, что некоторые продукты повышают гиперактивность, их прием должен быть прекращен. Лучше всего этот момент обсудить с врачом или диетологом.

Многие родители считают, что полезно посещать родительские программы, независимо от того, проходит лечение или нет. Некоторые клубы предлагают программы воспитания и группы поддержки, специально для родителей детей, страдающих гиперкинетической активностью.

Особенности фармакологической терапии

Лекарственные средства, используемые для лечения гиперкинетического расстройства, можно разделить на две группы:

  • Стимуляторы, такие как метилфенидат и дексамфетамин.
  • Нестимуляторы, такие как атомоксетин.

Стимуляторы обладают эффектом повышения бдительности, энергичности, причем эти явления будут направлены на полезное распределение.

Метилфенидат доступен в виде различные форм. Немедленное освобождение активной части препарата оказывает краткосрочное действие.

Препарат применяется достаточно часто в силу его гибкости в дозировании и может быть использован для определения правильного уровня дозы при ее корректировке.

Медленное и модифицированное высвобождение метилфенидата происходит в течение 8 — 12 часов, поэтому препарат применяют ​​один раз в день. Это более удобно, поскольку ребенку не приходится принимать лекарственное средство в школе, что снижает уровень стигматизации.

Нестимулирующие препараты, по своей природе, не делают пациентов более активными. Тем ни менее, при гиперкинетическом расстройстве они могут улучшить симптомы невнимательности и гиперактивности. Они включают в себя такие препараты, как атомоксетином.

Иногда другие средства могут быть использованы, чтобы помочь с проблемами со сном и сложным поведением, которые связаны с синдромом.

Практически все лекарственные средства воздействуют на определенное химическое вещество в мозге под названием — норадреналин. Именно этот гормон влияет на те части головного мозга, которые контролируют внимание и организовывают поведение человека. Препараты не лечат расстройство, они помогают контролировать симптомы плохого внимания, гиперактивности или импульсивности.

Стимулирующие препараты типа метилфенидата обычно назначают первыми. Тип стимулятора будет зависеть от целого ряда вещей — от симптомов, легкости подачи лекарства и даже стоимости средства.

Если метилфенидат вызывает неприятные побочные эффекты или не оказывает положительного эффекта, могут быть предписаны другие стимуляторы (дексамфетамин) или нестимулирующие препараты. Иногда ребенок может реагировать на другую форму метилфенидата.

Положительным эффектом после приема лекарственного средства стоит считать:

  • Концентрация ребенка значительно улучшилась.
  • Его проявление беспокойства или чрезмерной активности стали более сглаженными.
  • Ребенок может лучше себя контролировать.
  • Иногда учителя отмечают улучшение, прежде чем сами родители.

Как и у большинства лекарственных средств, у подобного рода лекарств могут быть некоторые побочные эффекты. Тем не менее, не каждый пациента получает их, а большинство нежелательных действий являются умеренными и исчезают при продолжении использования лекарственного средства.

Проявление побочных эффектов менее вероятно, если доза постепенно увеличивается после начала приема препарата. Некоторые родители беспокоятся о привыкании, но нет основания полагать, что это проблема.

Некоторые из общих побочных эффектов метилфенидата включают:

  • потеря аппетита,
  • затрудненное засыпание,
  • головокружение.

Менее распространенные побочные эффекты:

  • повышенная сонливость и спокойствие. Это может быть признаком того, что доза слишком высока,
  • тревога, нервозность, раздражительность или плаксивость,
  • боли в области живота,
  • головная боль,
  • тики или подергивания.

В долгосрочной перспективе, возможно снижение активности роста ребенка. Исследования показывают, что общее снижение может составить 2,5 см в условиях приема метилфенидатов.

Этот список побочных эффектов не является исчерпывающим. При появлении неспецифических признаков нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Источник: http://onevroze.ru/chto-takoe-giperkineticheskie-rasstrojstva-simptomy-i-sposoby-terapii.html

Причины и лечение гиперкинетического синдрома у детей

Гиперкинетические расстройства у детей и методы лечения

Гиперкинетический синдром у детей – расстройство, при котором наблюдаются неконтролируемые сокращения отдельных мышечных групп. Патология затрагивает мышцы лица, шеи. Такое явление периодически повторяется, проявляясь с разной интенсивностью и продолжительностью. Гиперкинезы как признак различных заболеваний могут быть врождёнными или возникать по мере роста ребёнка.

Причины возникновения

Гиперкинетический синдром – это не самостоятельное заболевание, а лишь симптом патологий, поэтому факторы, предрасполагающие к его появлению, разнообразны. Основными причинами считаются:

  • Отклонения в развитии центральной нервной системы, заложенные в период внутриутробного формирования плода, генные и хромосомные аномалии.
  • Наследственные заболевания, характеризующиеся медленным разрушением нервных клеток. У родителей с нейродегенеративными патологиями с высокой долей вероятности рождаются дети с аномалиями, одним из признаков которых является гиперкинез. Болезни такого рода диагностируются в раннем возрасте. Эта группа включает в себя такие метаболические сбои, как отложение железа в головном мозге (в базальных ганглиях), нарушение обмена меди, болезни Хантингтона, Минора.
  • Черепно-мозговые травмы, повлекшие за собой повреждение органов центральной нервной системы. У грудничков гиперкинез может возникнуть вследствие прохождения по родовым путям, если родовая деятельность матери происходила с затруднениями. У детей постарше мышечные сокращения вызываются непосредственно травмами, приводящими к разрушению клеток центральной нервной системы.
  • Интоксикация препаратами: антипсихотическими, противосудорожными и другими лекарственными средствами, которые имеют способность накапливаться к нервной ткани, минуя преграду между капиллярной кровью и нейронами ЦНС. Прекращение приёма таких лекарственных средств приводит к исчезновению непроизвольных мышечных сокращений.
  • Эндотоксикоз вследствие гипертиреоза, высоких концентраций билирубина у новорожденных, при недостаточности функций почек и печени.
  • Аномалии движения крови по сосудам, снабжающим головной мозг. Сужение сосудов ведёт к кислородному голоданию и отмиранию клеток в центрах, отвечающих за координацию движений и мышечный тонус, что приводит к появлению гиперкинетического синдрома.
  • Воспалительные заболевания инфекционного характера. Менингит, энцефалит провоцируют гибель клеток в отделах мозга, координирующих движения. Вирусы приводят к разрушению миелиновых волокон, что провоцирует хаотические непреднамеренные сокращения мышц и ряд других симптомов.
  • Эмоционально-психические перегрузки. Ещё не сформировавшаяся центральная нервная система ребёнка не выдерживает чрезмерных стрессов, что приводит к расстройству психики, выражающемуся в том числе в резких непроизвольных движениях.

Кроме распространённых причин, выделяют также такие факторы: развитие опухолевых образований в головном мозге, системные аутоиммунные заболевания (ревматизм, волчанка и другие). В отдельную группу отнесены гиперкинезы при детском церебральном параличе.

Классификация и основные симптомы

В основу классификации заболевания положены разные признаки, и один из них – то, как видоизменяются движения у ребёнка с диагностированным гиперкинетическим расстройством. В соответствии с этим разделением существуют такие виды:

  • Быстрые, или гипотонические, гиперкинезы. Вызваны снижением длительного стойкого напряжения мышечных волокон. К этой группе относятся тикозный гиперкинез, хорея, миоклония, тремор.
  • Медленные, или дистонические. Вызваны непостоянством тонуса: одни мышцы испытывают чрезмерное напряжение, при этом другие гипотоничны. Такой тип непроизвольных сокращений характеризуется неестественностью положений тела в пространстве и включает в себя торсионную и цервикальную дистонию, сокращения круговой мышцы глаза, атетоз.

В соответствии с частотой, длительностью, интенсивностью аномальных сокращений и их локализацией выделяют такие формы патологии:

  • Тремор. Проявляется в виде дрожания конечностей, головы, является симптомом таких патологий, как паркинсонизм, болезнь Гентингтона.
  • Экстрапирамидная форма – расстройства этой группы вызваны поражением одноимённой системы, представлены многообразием видов: ритмический, тонический, фазический. Клинически проявляется в гримасах, аномальных движениях глазных яблок, непроизвольном произнесении звуков и слов, подёргиваниях конечностей.
  • Атетоз. Медленные тонические судороги, локализующиеся в мышцах туловища, конечностей, лица. Отсутствие лечения приводит к контрактуре суставов.
  • Оральный тип. К этому виду относятся гиперкинез языка у детей, сокращения мышц мягкого нёба, гортани, возникающие из-за инфекционных заболеваний.
  • Тики. У новорожденных часто проходят самостоятельно. Лечение тикозного гиперкинеза у детей затягивается, если отмечается нарушение мозгового кровообращения.
  • Хореическая форма. У детей диагностируется очень редко, представляет собой беспорядочные движения конечностей, могут быть задействованы также лицевые мышцы.
  • Дистонии. Затрагивают мышцы верхних и нижних конечностей, этот тип гиперкинезов у детей до года наиболее распространён.
  • Ознобоподобный тип. Выражается в виде дрожания, появления мурашек на коже, сопровождается поднятием температуры тела.
  • Истерическая форма. Характеризуется широкой амплитудой движений в отсутствие гипертонуса мышц, проявляется в состоянии нервного возбуждения и проходит, когда ребёнок успокаивается. Диагностируется у детей школьного возраста.

Основные симптомы гиперкинетического синдрома у детей, которые должны насторожить родителей:

  • дрожание;
  • непреднамеренные подергивания конечностей, головы, туловища;
  • дрожание мышц лица, глаз;
  • учащённое сердцебиение;
  • отсутствие симптоматики во время сна.

Необходимые исследования

Диагностика проходит в несколько этапов:

  1. Осмотр и опрос пациента и его родственников.
  2. Исследование головного мозга с помощью УЗИ.
  3. Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
  4. Электроэнцефалография мозга.
  5. Электромиография.
  6. Анализы крови: общий, биохимический.

На основании исследований врач делает вывод о природе гиперкинетического расстройства, о первичном заболевании, что позволяет принять решение относительно терапии синдрома.

Рекомендованное лечение

Коррекция гиперкинетических расстройств осуществляется в соответствии с поставленным диагнозом. Специфической терапии, которая была бы одинаковой для всех случаев гиперкинеза у детей, не существует.

Лечение направлено на устранение причины синдрома, что влечёт за собой и регрессию симптомов, но часто это лишь временная мера.

Кроме медикаментозного воздействия, рекомендованы некоторые физиотерапевтические процедуры, массаж, обучение родителей основам лечебной физкультуры для детей.

Препараты

Для устранения патологии у детей назначаются лекарственные средства следующих групп:

  • Противосудорожные. Показывают эффективность в терапии миоклоний, тикозных расстройств.
  • Холинолитические средства. Назначаются при гипотонических формах заболевания.
  • Миорелаксанты. Оказывают расслабляющее действие на мышцы.
  • Адреноблокаторы. Облегчают состояние пациента при такой форме патологии, как хорея.
  • Нейролептики. Блокируют дофаминовые рецепторы на стриарных нейронах, применяются при любой из форм гиперкинетического синдрома.
  • Препараты ДОФА, снимающие тремор, назначают в раннем детском возрасте.

Детям с диагностированным синдромом показан приём витаминно-минеральных комплексов.

Отдельные болезни требуют специфического врачебного вмешательства: хирургического при спастической кривошее и раннем (ювенильном) паркинсонизме, ревматологического при хореях ревматологической природы.

Нетрадиционные методы

Терапия средствами народной медицины должна осуществляться параллельно с традиционным лечением и под контролем врача. Для снятия мышечного напряжения и купирования приступов используют:

  • Отвар из подорожника, травы руты, семян аниса.
  • Компрессы из листьев герани.
  • Мумие.

В качестве общеукрепляющей терапии для детей рекомендуется закаливание, игры на улице.

Мероприятия по предупреждению патологии

Специфической профилактики гиперкинетического синдрома у детей не существует. В случае если ребёнок находится в зоне риска развития заболевания (наследственные патологии), рекомендуется:

  1. Сбалансированная диета, обогащённая витаминами и минералами, калием, магнием, глицином.
  2. Умеренные физические нагрузки – лечебная гимнастика, пешие прогулки в среднем темпе.
  3. Благоприятная психоэмоциональная обстановка.
  4. Отсутствие умственных и физических перегрузок.

Прогноз

В случаях, когда заболевание имеет генетически обусловленную природу или вызвано патологиями развития ЦНС, прогноз неблагоприятный. Часто синдром переходит в форму хронического заболевания. Последствием отсутствия своевременной терапии становится инвалидность.

Если аномалия вызвана перегрузками (психоэмоциональными или физическими) на фоне возрастной незрелости нервной системы или некоторыми другими факторами, при своевременной терапии возможно устранение симптомов.

(4 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://ProSindrom.ru/psychopathology/giperkinezy-u-detej.html

Как проявляется гиперкинетическое расстройство поведения у детей?

Гиперкинетические расстройства у детей и методы лечения

Гиперкинетическое расстройство поведения – отклонение, встречающееся у детей достаточно часто. Наиболее подвержены развитию заболевания мальчики младшего школьного возраста.

Патология в разном возрасте проявляется по–разному, но, вне зависимости от выраженности симптомов, нуждается в наблюдении со стороны специалиста. Лечение патологии заключается в оказании психологической помощи, приеме специальных медикаментов.

Как лечить астенический синдром у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

Гиперкинетическое расстройство поведения сопровождается выраженными отклонениями в поведении.

Характерные признаки патологии можно отметить у детей самого младшего возраста.

К числу таких признаков относят невнимательность, чрезмерную гиперактивность, беспокойность, гипервозбудимость. Эти проявления наблюдаются у многих детей, однако, это не повод говорить о том, что имеет место какая–либо патология, в большинстве случаев это просто особенности характера.

О наличии патологии можно говорить в том случае, если данные симптомы значительно сказываются на жизни ребенка, его успеваемости, взаимоотношениях со сверстниками.

Виды

В зависимости от возраста ребенка патология проявляется по–разному. Таким образом, выделяют 3 основных разновидности отклонений, в зависимости от возрастной принадлежности:

  • у детей 3-6 лет патология проявляется в виде повышенной подвижности, эмоциональной нестабильности. Такие дети непослушны, не воспринимают правила и запреты, установленные родителями или воспитателями детского сада. Отмечаются нарушения сна, ребенок часто просыпается по ночам, отказывается от дневного сна, что еще более негативно отражается на его эмоциональном состоянии;
  • у детей младшего школьного возраста отмечается наличие проблем с успеваемостью в школе, соблюдением школьной дисциплины. Ребенок не может сосредоточиться во время урока, ему тяжело даются самостоятельные занятия, во время которых он часто допускает элементарные ошибки. Ученику сложно сохранять усидчивость и внимательность на протяжении всего урока, в результате чего он часто отвлекается, не усваивает учебный материал;
  • у детей старшего школьного возраста отмечается склонность к неправильному образу жизни (курению, употреблению алкоголя, раннему началу половой жизни, беспорядочным связям, асоциальному поведению).

Как проявляется аутизм у ребенка? Читайте об этом здесь.

Симптомы и признаки

Патология может проявляться по–разному, в зависимости от особенностей характера ребенка, социальных условий, в которых он находится, а также от возрастной принадлежности.

Однако, существует ряд общих признаков, характерных для данного отклонения. Существует 3 основных вида симптомов.

ГруппаКлинические проявления
Невнимательность
  1. Невозможность внимательно следить за деталями выполняемой работы, в результате чего ребенок допускает грубые ошибки при ее выполнении.
  2. Неспособность сохранять должный уровень внимания в течении всего урока или на протяжении игры.
  3. Неспособность следовать инструкции, завершать работу вовремя.
  4. Неорганизованность при выполнении самостоятельных заданий.
  5. Ребенок старается избегать занятий, которые требуют определенной усидчивости, внимательности (например, выполнение домашней работы).
  6. Ребенок часто теряет свои личные вещи, игрушки.
  7. Забывчивость.
  8. Ребенок часто отвлекается в процессе какой – либо деятельности.
Гиперактивность
  1. Малыш не может долго усидеть на одном месте, постоянно двигает руками и ногами, вертится.
  2. Может произвольно покинуть свое место во время урока или выполнения домашнего задания.
  3. Избегает спокойных игр, часто шумит, бегает.
Импульсивность
  1. Ребенок может перебивать оппонента во время разговора.
  2. Во время игр или учебной деятельности не может дождаться своей очереди.
  3. Вмешивается в разговоры и игры сверстников.
  4. Много и громко говорит даже в тех случаях, когда это неуместно или запрещено.

У некоторых детей имеют место и другие признаки патологии. В частности, возможно нарушение координации движений, мелкой моторики рук. Ребенок нередко неадекватно реагирует на неудачи (раздражительность, агрессия, плаксивость).

Плохое поведение ребенка становится причиной неприятельских отношений в коллективе, что, в свою очередь, еще более обостряет эмоциональное состояние малыша.

Есть ли связь с дефицитом внимания?

Определенно, такая связь имеется. Неслучайно на протяжении долгих лет эти два понятия считали синонимами. Тем не менее, определенные отличия все–таки существуют, заключаются они в наборе характерных признаков.

Так, если дефицит внимания проявляется, в основном, в трудностях с обучением (что характерно так же и для детей с гиперактивностью), клиническая картина гиперкинетического расстройства поведения более обширная.

К каким докторам следует обращаться?

Если у малыша наблюдаются характерные симптомы, необходима консультация врача–психиатра.

Диагностика

Поставить точный диагноз может только врач–психиатр после изучения особенностей поведения и характера ребенка.

При выявлении признаков отклонения важно помнить, что они не должны быть единичными, то есть тот или иной симптом должен периодически повторяться на протяжении определенного периода времени (6-12 мес.). Используют следующие методы диагностики:

  1. Беседа с ребенком (часто малыш отрицает наличие тех или иных признаков патологии), а также с его родителями, воспитателями, учителями (взрослые, напротив, могут преувеличивать выраженность клинических проявлений).
  2. Наблюдение за поведением малыша в естественных для него условиях пребывания (дома, в детском саду, школе, других общественных местах).
  3. Создание искусственных жизненных ситуаций, оценка поведения малыша в них.

Рекомендации педиатров по облегчению симптомов акклиматизации у детей вы найдете на нашем сайте.

Требуется ли лечение?

Безусловно, оставлять без внимания такой тревожный сигнал нельзя. Ведь гиперкинетическое расстройство не всегда проходит с возрастом. По статистике, психические нарушения сохраняются у 75% детей в подростковом возрасте, в 50% случаев в зрелом.

Опасность заключается в том, что в некоторых случаях гиперкинетические расстройства могут привести к развитию антисоциального образа жизни, склонности к уголовным правонарушениям.

Какого–либо четко выработанного метода лечения патологии не существует.

Подход в каждом случае индивидуальный.

Некоторым маленьким пациентам назначают психологические тренинги, коррекционные меры в школе и дома.

Другим, в свою очередь, не обойтись без приема специальных медикаментозных препаратов.

Советы родителям по коррекции

Как уже отмечалось ранее, у детей с гиперкинетическими расстройствами наблюдаются определенные проблемы с обучением и поведением не только в общественных местах, но и в домашних условиях.

А это значит, что для достижения положительного результата необходима не только его коррекция в условиях школы, но и соблюдение родителями определенных правил в отношении малыша дома:

  1. Хорошо, если при выполнении какой–либо домашней работы малыш будет пользоваться несложными, но последовательно изложенными инструкциями и подсказками родителей. Это придаст ему уверенности в своих силах, поспособствует развитию самоорганизации.
  2. Просьбы родителей должны преподноситься ребенку в доступной для него форме, спокойным голосом.
  3. У малыша должны быть свои дела по дому. Список этих дел (на 1 день) необходимо выписать на отдельный лист бумаги, повесить его на видном месте, доступном для ребенка.
  4. При выполнении ребенком какой–либо работы, требующей усидчивости и внимания (например, самостоятельные учебные занятия дома), следите, чтобы малыш не уставал, разрешайте ему делать короткие (не более 15-20 минут) перерывы.
  5. У гиперактивного ребенка отмечается повышенный запас энергии, которую необходимо куда–то выплеснуть. Лучше всего для этих целей подходят активные игры на воздухе, занятия спортом.
  6. Следите за рационом малыша. Если вы замечаете, что ребенок после употребления определенных продуктов питания становится перевозбужденным, эти продукты необходимо исключить.

Прогнозы

При соблюдении всех необходимых условий (своевременное лечение, назначенное врачом, создание благоприятных эмоциональных условий, внимание со стороны родителей и учителей), прогноз в большинстве случаев, благоприятный.

Если же тревожные сигналы в виде симптомов гиперкинетического расстройства оставить без внимания, существует риск более серьезных психических отклонений, появляющихся уже в зрелом возрасте.

Это и антисоциальное поведение, агрессия, злоупотребление алкоголем, прием наркотиков, и прочие негативные проявления.

Многие маленькие дети склонны к чрезмерной подвижности, невнимательности, эмоциональности. Однако не всегда имеет место патологическое отклонение.

О гиперкинетическом расстройстве можно говорить тогда, когда эти особенности доставляют малышу определенные проблемы в учебе, взаимоотношениях. Конечно, данную патологию необходимо лечить, выбор того или иного метода лечения осуществляет врач, наблюдающий маленького пациента.

О симптомах и лечении повышенного внутричерепного давления у грудничков читайте тут.

Что делать при диагнозе «СДВГ» и «гиперактивность»? Узнайте об этом из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Источник: https://pediatrio.ru/g/giperkineticheskoe-rasstrojstvo/povedeniya-u-detej.html

Гиперкинетическое расстройство у детей: от истоков до лечения

Гиперкинетические расстройства у детей и методы лечения

Гиперкинетическое расстройство — это собирательное понятие, вобравшее в себя группу психосоматических расстройств у детей младшего возраста (обычно в первые пять лет жизни), проявляющихся поведенческими и эмоциональными отклонениями.

Оно выражается в излишней импульсивности, отсутствии настойчивости в когнитивной деятельности, рассеянности внимания, непродуктивной гиперактивности, нарушениями координации и восприятия.

Дети с гиперкинетическим расстройством поведения трудно поддаются обучению, позже начинают говорить и писать, причем как таковых проблем с интеллектом у них, как правило, не наблюдается. Эмоциональная неустойчивость проявляется порой в немотивированной агрессии, тревоге, подавленности.

Все эти бихевиоральные «причуды» могут дать о себе знать в любое время и в любом месте. Полное их «изъятие из обращения» возможно: достаточно проявить волю и настойчивость в воспитании ребенка и провести курс медикаментозной терапии и психологической реабилитации.

Тем не менее, случается, что симптомы гиперкинетического расстройства не оставляют ребенка и в школьные годы, и даже в более позднем возрасте.

Чем это чревато? Ничем приятным: трудностями во взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми, частыми попаданиями из-за безрассудного поведения в различные неприятные ситуации (иногда — с криминальным уклоном), асоциальность, девальвированное чувство собственного достоинства.

Природа гиперкинетических расстройств поведения у детей

Среди факторов, лежащих в основе патогенеза гиперкинетического расстройства у детей, есть психологические и соматические. Среди первых следует отметить:

  • сильные стрессы в младенческом возрасте (например, вследствие жестокого обращения родителей);
  • хроническую эмоциональную или сенсорную фрустрацию (нехватку соответствующих раздражителей, поступающих извне, что вызывает чувство изоляции);
  • слабаую психоэмоциональную устойчивость к стрессам;
  • беспокойный и мнительный характер.

К соматическим факторам относятся:

  • отягощенная наследственность;
  • травмы или дисфункции головного мозга (например, вследствие перинатальной энцефалопатии);
  • инфекции, в т.ч. тонзилогенные (вирусной или бактериальной природы);
  • перенесенный солнечный удар;
  • ионизирующее облучение;
  • интоксикации;
  • хроническое переутомление.

Кто поможет при гиперкинетическом расстройстве поведения у детей?

Помощь при гиперкинетическом расстройстве оказывают психиатр, психотерапевт, психолог, невролог, физиотерапевт, а также педагоги и социальные работники.

Если гиперкинетическое расстройство не принимает неких угрожающих форм, то лечение проводится амбулаторно, т.е.

родители приводят ребенка в лечебное учреждение, он проходит все терапевтические мероприятия и процедуры, и отправляется домой.

При стойком и неподдающемся амбулаторному лечению гиперкинетическом расстройстве, при серьезных проблемах в школе показано лечение в условиях стационара. 

Лечение проводится по двум направлениям: психосоциальные вмешательства и фармакологическая коррекция. В первом случае, помимо психотерапии и психологической помощи, используются и педагогические методики.

Фактор успешного исхода лечения во многом определяется ранней диагностикой гиперкинетического расстройства, поэтому, воспитатели детских садов, учителя, психологи и, в первую очередь, родители должны чутко и оперативно реагировать на любые тревожные звоночки, которые могут быть связаны с этим патологическим состоянием.

Как должно проходить лечение гиперкинетического расстройства у детей

В лечении гиперкинетического расстройства поведения у детей должен реализовываться комплексный подход, при этом необходимо учитывать индивидуальные личностные особенности каждого ребенка.

Работа должна вестись по всем направлениям, включая беседы с родителями,  воспитателями дошкольных учреждений и учителями, чтобы сформировать максимально комфортную среду для ребенка и повысить уровень компетентности в проблеме всех окружающих его людей.

Очень важно правильно диагностировать заболевание. Возможно, при прочтении этой статьи некоторым родителям клиническая картина гиперкинетического расстройства покажется до боли знакомой и вполне применимой к их не в меру активному ребенку. В этом и заключается сложность идентификации этого синдрома.

В первые годы жизни, даже будучи абсолютно здоровым (а скорее — именно поэтому), ребенок сам по себе является генератором активности, и здесь необходимо отделять зерна от плевел, а возрастную физиологическую подвижность от гиперкинетического расстройства поведения. В этой связи необходимо проводить углубленную дифференцированную диагностику гиперкинетического расстройства с учетом возраста и типа личности ребенка.

Программа лечения гиперкинетического расстройства предусматривает проведение индивидуальных бесед с родителями, воспитателями или учителями. Основываясь на полученной информации с учетом собранного анамнеза разрабатывается тактика дальнейших психосоциальных вмешательств.

Родители со своей стороны работают с психологом  с целью формирования правильного поведенческого алгоритма по отношению к ребенку. Проводится серия групповых (семейных) и индивидуальных психотерапевтических сеансов.

Медикаментозная терапия применяется в последнюю очередь при отсутствии должного эффекта от проводимых мероприятий.

Источник: https://www.realmedinfo.ru/giperkineticheskoe-rasstrojstvo-u-detej-ot-istokov-do-lecheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.