Дисграфия у детей школьного возраста, ее причины, основные симптомы и лечение

Содержание

Если ребенок пишет с ошибками или что такое дисграфия и как с ней бороться

Дисграфия у детей школьного возраста, ее причины, основные симптомы и лечение

Что такое дисграфия, ее симптомы, способы коррекции и профилактика

Что такое дисграфия

Дисграфией называется частичное расстройство процесса письма, которое связано с тем, что психические функции, которые принимают участие в реализации и контроле письменной речи недостаточно сформированы или разрушены.

Как проявляется дисграфия

Проявляется дисграфия стойкими, типичными и повторяющимися ошибками, которые человек делает при письме. Эти ошибки не исчезают сами по себе, знание правил русского языка не поможет полностью устранить это нарушение, необходимо специальная коррекция.

Как диагностируют дисграфию

Для диагностики дисграфии существует специальная методика, которая предполагает обследование письменной и устной речи, анализ письменных работ.

Как корректируется дисграфия

Для коррекции дисграфии необходимо устранить нарушения, которые возникли при развитии фонематических процессов, а также нарушения звукопроизношения, связной речи, грамматики и неречевых функций.

Причины дисграфии

Дисграфия обнаруживается примерно у трети детей школьного возраста, впервые, как правило, ее наличие определяют во втором классе. Нарушение процесса письма не возникает само по себе, кроме того эта проблема отражается также на:

  • звукопроизношении;
  • лексико-грамматической стороне речи;
  • фонематическом восприятии;
  • связности речи.

Нередко дислексия возникает на фоне дизартрии, дислалии, афазии, алалии, задержке психического развития, родовых травм. Нарушение письменной речи также может возникнуть в результате поражения головного мозга во время беременности и родов.

В целом к причинам появления дисграфии можно отнести множество факторов, которые влияют на ребенка с момента зачатия и на протяжении всей его жизни.

Профилактика дисграфии

Из вышесказанного следует, что профилактикой дисграфии следует заниматься с самого рождения ребенка. В первую очередь малыш всегда должен слышать правильную речь. Взрослые, общаясь с ребенком, должны произносить слова четко, не искажая их.

Кто может помочь ребенку с дисграфией

Коррекцию дисграфии проводит логопед, иными методами преодолеть данное нарушение практически невозможно.

Кто в группе риска

Если ваш ребенок готовится к школе или уже пошел в первый класс, проверьте, не относится ли он к группе риска:

  • у левшей дисграфия развивается намного чаще, чем у правшей;
  • у переученных левшей дисграфия развивается практически всегда;
  • в семьях, где общаются на нескольких язык, риск возникновения дисграфии у детей в разы выше;
  • дисграфия часто возникает у детей, которых слишком рано начали учить грамоте или слишком рано отправили в школу;
  • дисграфия частый спутник нарушений, связанных с вниманием и памятью;
  • если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением и он занимается с логопедом, вероятность возникновения дисграфии очень высокая.

Виды дисграфии

В настоящее время выделяется пять основных видов дисграфии:

Артикуляторно-акустическая

Возникает чаще у детей с нарушенным звукопроизношением. Во время письма при таком виде расстройства ребенок фиксирует в письменной речи свои речевые ошибки. При такой форме расстройства логопед в первую очередь занимается исправлением звукопроизношения.

Акустическая

В этом случае при письме ребенок заменяет правильные буквы на те, которые соответствуют близким им звукам. Например, вместо буквы П он может писать букву Б и наоборот. При таком виде расстройства, как правило проблем в звукопроизношении не наблюдается.

Аграмматическая

Эта форма дислексии вызвана недоразвитием грамматического строя речи. При этой форме расстройства учащийся допускает постоянные ошибки, несмотря на то, что прекрасно знает все правила русского языка. Основные признаки данной формы дисграфии начинают проявляться не раньше третьего класса.

Оптическая

Данная форма расстройства вызвана нарушениями в процессе пространственного и зрительного анализа. В этом случае ребенок просто не понимает различия между буквами и их элементами, поэтому не в состоянии писать правильно.

Моторная

Эта форма дисграфии возникает в результате нарушения языкового синтеза и анализа. Является самой частой формой дисграфии.

Выражается она проявлением специфических ошибок: пропуск букв или целых слогов; недописывании букв; переставление слогов и букв в слове; добавление лишних букв; повторение в слове букв или слогов; соединение в одно слово разных слов; написанием приставок раздельно, а предлогов слитно.

Дизорфография – одна из разновидностей дисграфии

Люди, страдающие дизорфографией не в состоянии освоить элементарные правила орфографии, несмотря на то, что могут знать их наизусть. Это нарушение не позволяет определить орфограмм, особенно если они содержат безударные гласные или находятся в окончаниях слов. Также при дизорфографии возникают трудности с овладением правилами синтаксиса и пунктуации.

Что делать, если вы обнаружили у ребенка признаки дисграфии

В первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Также следует пройти обследование у лора, окулиста, невролога и психолога.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59ac54054bf161a5f926a729/59e7077857906abf1f8d62a8

Дисграфия

Дисграфия у детей школьного возраста, ее причины, основные симптомы и лечение

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи.

Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в отечественной логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения.

Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата.

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Дисграфия

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).
  1. Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
  2. Социально-психологические факторы. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения.

В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается.

При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма:

1. Дисграфии:

  • Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

2. Дизорфографии:

  • Морфологические дизорфографии.
  • Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет).

В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е.

у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих – шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат – их компонентами).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова.

При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия

Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы.

Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, – о вербальной оптической дисграфии.

К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (“л” вместо “м”; “х” вместо “ж” и наоборот), зеркальное написание букв.

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:

  • проводится изучение и анализ письменных работ;
  • внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;
  • обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;
  • исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
  • производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте.

В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysgraphia

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

Дисграфия у детей школьного возраста, ее причины, основные симптомы и лечение

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков.

Вместо “п” пишет “б”, вместо “т” — “д”, неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните “предложение” — “бретлошение” и “предложение” — “придложение”. В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.

Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя.

В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого “дисграфик” не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не “пройдет само”. Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии “Алвиан” в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904. Обращайтесь по тел.:+74999400734 или +79150066186 — WhatsAppНа правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая “не ходит одна”: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить.

Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.

Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии.

Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки.

Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение.

В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что “дисграфик” очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Фото предоставлено Михаилом Мединым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/publ/156-1-0-5018

Причины, симптомы и лечение дисграфии у детей

Дисграфия у детей школьного возраста, ее причины, основные симптомы и лечение

Дисграфия является специфическим расстройством письменной речи, которое проявляется в стойких ошибках. Она возникает при нарушении формирования высших отделов ЦНС. Дисграфия препятствует овладением навыками грамматических особенностей языка.

Эта проблема достаточно актуальна для нашей страны. В российских школах количество учеников с диагнозом «Дисграфия» достигает 30% от общего количества детей.

Причины

  • Перинатальные факторы;Пораженные участки мозга при дисграфии и дислексии
  • Неравномерное развитие полушарий головного мозга;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Раннее изучение иностранного языка;
  • Заболевания в периоде новорожденности;
  • Перенесенные травмы и инфекции в раннем детстве;
  • Авторитарное воспитание в семье;
  • Просмотр телевизионных программ в раннем детстве;
  • Увлечение компьютером;
  • Неврологические проблемы (тики, гипервозбудимость);
  • Ребенок-левша;
  • Ребенок-переученный левша;
  • Двуязычная семья;
  • Индивидуальные занятия с логопедом;
  • Нарушение памяти и внимания;
  • Школьное обучение с 6 лет;
  • Дислексия.

Симптомы

Симптоматика дисграфии очень разнообразна и зависит от этиологии, которая ее вызвала. Дети с дисграфией чаще всего умные и смышленые, но в тетрадях у них много ошибок. Родители недоумевают, что является причиной плохой успеваемости любимого чада.

Они думают, что это либо нежелание учиться ребенка в школе, или у него плохой педагог. В младших классах дети, которые испытывают большие трудности с письменной речью, могут иметь хорошую успеваемость по другим предметам и хороший интеллект.

 Но они не пишут заглавные буквы в словах, в диктантах допускают много ошибок.

Плохая успеваемость в школе, критика родителей и учителей приводит к тому, что ребенок отказывается ходить на занятия.

Очень часто он становится объектом для насмешек со стороны одноклассников, начинает сильно переживать по этому поводу и замыкается в себе. Диктанты пишет очень медленно, часто плохим почерком.

Иногда дети с дисграфией стараются специально изменить свой почерк, в надежде, что таким образом некоторые ошибки не будут заметны учителю. Они часто путают начертания букв «Р» и «Ь», «З» и «Э».

В специальной литературе имеется несколько классификаций дисграфий (по видам и формам).

Виды

  1. Расстройство слухового восприятия звуков. Ребенок пропускает гласные и согласные («листопад» — «листпад», «лисопад»), не дописывает буквы или слоги («перевал» — «перева», «недосып» — «недосы»), иногда происходит наращивание слов лишними буквами или слогами («изложение» -«изложенимание»).

    Некоторые дети искажают слова до неузнаваемости («большой» — «бонькой»), пишут их слитно или делят по своему усмотрению («мед-мед», «загорами»). Они не могут определить границы предложений в тексте, поэтому несколько отдельных предложений пишут как одно большое: « Наступила весна птицы прилетели распустились цветочки».

    При дисграфии ребенок не понимает, как смягчать согласные в слове («печал», «мячик-мачик»);

  2. Нарушение лексической и грамматической особенности речи. Проявляется в виде пропуска слов в предложениях. Ученик заменяет слова по их звуковому сходству, не согласует слова в предложении («белая снег падала на земля»).

    Ребенок не понимает, что такое части слова, поэтому пишет приставки раздельно. В тексте часто можно увидеть слитное написание предлогов (« при-ступить», «замашиной»);

  3. Расстройство зрительного и пространственного гнозиса. Это нарушение происходит при оптической дисграфии.

    Ребенок заменяет буквы, которые по-разному располагаются в пространстве (например «п» и «в», «ч» и «э»), не отличает печатные буквы от письменных. Он путает графически сходные буквы («ц» и «ч», «ж» и «х»), или имеющие дополнительные элементы («и» — «ц», «о» — «ю»).

    Оптическая дисграфия проявляется в виде изменения графического образа букв (например, зеркально пишет «ы», «ю», «з»). В диктанте ученик пропускает буквы или пишет лишние.

Таблица: «Формы дисграфии».

Форма дисграфииОписание
Артикуляторно-акустическаяНе правильно произносит звуки и пишет буквы
Акустичекая
  • Заменяет буквы фонетически похожими звуками, но правильно произносит
  • Смешивает звонкие и глухие (Б – П, Д – Т)
  • Путает свистящие и шипящие (С – Ш, З – Ж).
  • Ошибочно обозначает мягкость согласных : «лубит», «больит».
Расстройство языкового анализа и синтеза.
  • Пропускает буквы и слоги
  • Меняет местами буквы и (или) слоги
  • Не пишет окончания
  • Пишет лишние буквы в слове
  • Повторяет буквы и (или) слоги
  • Смешивает слоги из разных слов
  • Слитное написание предлогов («настуле»)
  • Раздельное написание приставок («на шла»).
Аграмматическая
  • Расстройство грамматического строя речи (например, черный перчатка», «солнечная день»).
  • Не может склонять слова по падежам, числам и родам
  • Ошибается в окончаниях слов
  • Не согласует слова между собой
Оптическая
  • Расстройство зрительного и пространственного гнозиса
  • Буквы пишутся при помощи «черточек» и «кружочков».
  • Не дописывает элементы букв, например «Г» вместо» Р».
  • Добавляет лишние элементы в буквы
  • Не соединяет две буквы
  • Путает печатные и письменные буквы
  • Зеркальное отображение букв

Диагностические мероприятия

Школьные учителя должны вовремя провести диагностику дисграфии у детей и направить на коррекцию к специалисту. Очень часто они попадают на прием к логопеду после длительного «воздействия» педагогов.

Всем детям надо пройти обследование у логопеда, который заполняет речевую карту. В ней он указывает состояние общей и мелкой моторики.

Специалист должен описать артикуляционный аппарат, звукопроизношение, указать проблемы чтения и письма. В речевой карте логопед должен написать краткую характеристику на ребенка и логопедический диагноз.

После проведенной коррекционной работы он заполняет соответствующие графы, отражает результаты занятий.

Ранняя диагностика этого нарушения помогает бороться с дисграфией на начальных этапах развития.  Если она не была скорректирована в детском возрасте, то ее проявления могут наблюдаться у взрослых.

Лечение

Дисграфия включена в МКБ-10, лечением этого заболевания занимаются врачи-психиатры. В англоязычных странах для дисграфиков разработаны специальные учебные программы, к сожалению, в России такой возможности пока нет.

Коррекция дисграфии должна начинаться в детском саду. Это заболевание можно преодолеть только с помощью специальных методик и приемов, которыми в совершенстве владеют логопеды. Стандартная школьная программа не сможет устранить дисграфию у младших школьников.

Скорректировать полностью ее не удается никому, но приблизить к идеалу правильность написания слов можно.

Занятие с логопедом может протекать в виде игры. У младших школьников используются магнитные буквы для создания слов. Этим способом подкрепляется зрительное восприятие элементов букв. Ребенок должен писать диктанты, чтобы улучшить восприятие звуков на слух. Дома с родителями можно поиграть в историка, писать буквы на бумаге при помощи перьевой ручки и чернил.

Особое внимание надо уделять выбору ручек и карандашей. Лучше всего для ребенка покупать ручки с неровными поверхностями, они массируют дистальные концы пальцев рук, посылая, таким образом, дополнительные сигналы к головному мозгу. Фломастеры и карандаши также необходимо выбирать не гладкой формы (например, треугольной).

Оптическая дисграфия корректируется регулярными письменными упражнениями.

Чтобы быстрее овладеть навыком письма можно использовать гелевую ручку. Она поможет более отчетливо прописать элементы букв.

Для того, чтобы скорректировать почерк необходимо в среднем 3 недели занятий. Для этих целей можно купить специальную пропись или школьную тетрадь. При написании слов нужно прописать буквы в каждой клеточке.

Оптическая дисграфия устраняется путем тренировки зрительной памяти. Ученику предлагается нарисовать несколько букв мелом на доске, в воздухе или вылепить их из пластилина.

Существует несколько книг и пособий, например «Оптическая дисграфия». В них представлены примеры специальных занятий. Эти книги могут приобрести родители самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Родители должны набраться терпения и не ругать своих детей за ошибки в письме. Нельзя заставлять его часами заниматься уроками и лишать за плохие оценки полноценного отдыха и развлечений. Ребенок должен полностью доверять своим родителям, не должно быть панического страха перед ними. Только совместными усилиями с педагогами и психологами можно побороть дисграфию.

Пример занятия

Существует множество логопедических методик для коррекции дисграфии.

Одно из упражнений для домашнего выполнения называется «Корректурная правка». Для его выполнения нужен любой текст со средним шрифтом. Книга должна быть скучной для ребенка, и ранее им никогда не прочитанной. Родители предлагают найти в тексте и подчеркнуть сначала гласные буквы, например, только «О», затем только букву «А».

После того, как закончатся гласные буквы, можно переходить к согласным, желательно к тем, которые являются проблемными для ребенка. Ребенок ежедневно должен выполнять упражнение, но по времени это не должно продолжаться более 5 минут. При занятии обязательным условием является хорошее освещение.

Через неделю таких занятий, необходимо переключиться на две буквы. Например, находим их в слове и одну подчеркиваем, а другую зачеркиваем. Выбранные буквы должны быть для ученика «чем-то похожими друг на друга», например «Л» и «М», «Р» и «Т». Для обработки пары букв можно использовать любой текст, который был ранее написан ребенком.

Профилактическая работа

Профилактика дисграфии делится на первичную и вторичную.

Первичная профилактическая работа направлена на предупреждение патологического течения беременности и родов, снижение перинатальной патологии и родового травматизма у новорожденных.

Врачами-неонатологами должны быть разработаны меры по снижению факторов инфицированности новорожденного. Необходимо проводить ранее диагностику и лечение неврологической симптоматики.

Вторичная профилактика дислексии включает в себя своевременное выявление нарушения и педагогическую работу. Профилактические мероприятия должны проводиться с участием психолога, родителей, логопеда и воспитателей.

Предупреждение грамматических ошибок должно начинаться в дошкольном периоде. В детском саду воспитатели должны обращать внимание как ребенок произносит звуки и строит речевые предложения.

Педагог должен исправлять речевые ошибки дошкольников.

Некоторые родители хотят вырастить из своих детей гениев, поэтому начинают их учить английскому языку с трех лет. В результате такого раннего обучения развивается не только дислексия, но и дисграфия.

Родители в семье должны сами правильно произносить слова и фразы. Если они будут повторять произношение слов за ребенком (например, «лублу», «мясик»), изменяя звуки и слоги, это в последующем приведет к большим проблемам в формировании правильной речи и письма. Успех излечения от дисграфии зависит от терпения родителей и регулярных занятий с логопедом и дома.

Нарушение межполушарного взаимодействия и нестандартное мышление позволяет дисграфикам добиться больших успехов в жизни. Среди известных писателей много людей с дисграфией, среди них Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, Владимир Маяковский.

Источник: https://ODepressii.ru/deti/disgrafiya.html

Дисграфия у детей: как научить школьника правильно писать

Дисграфия у детей школьного возраста, ее причины, основные симптомы и лечение

Дисграфия у детей является заболеванием, выражающимся в нарушениях освоения письменной речи. Очень часто родители даже не подозревают, что это заболевание присутствует у ребенка.

Появление болезни обусловлено несформированностью некоторых психических функций, из-за которых и происходит частичное нарушение самого процесса написания слов. Дисграфия у младших школьников может проявляться в наличии стойких или часто повторяющихся ошибок.

Проблема никак не связана с незнанием орфографических правил ребенком.

Заболевание проявляется примерно у 30% детей школьного возраста, обычно у второклассников.

Многие родители считают, что в этой проблеме виноваты различные новые системы образования, вызывающие у школьников проблемы с обучением из-за перегрузки мозга.

Но это не верно, как и то, что это заболевание является следствием умственной отсталости малыша. Задержка умственного развития или нарушение данной функции никак не связаны с возникновением у школьников дисграфии.

Причины дисграфии у младших школьников

Нарушение процесса письма не может возникнуть без причин и редко существует само по себе. Как правило, проблема отражается и на:

  • лексико-грамматической стороне речи.
  • звукопроизношении.
  • связности речи.
  • фонематическом восприятии.

Поэтому очень часто функциональные и органические причины дисграфии совпадают с причинами появления таких расстройств, как:

  • дизартрия
  • дислалия
  • афазия
  • алалия
  • задержка психического развития.

Дисграфия у ребенка может появиться и в том случае, если у, него имеются энцефалиты, родовые травмы или была асфиксия в родах. Это касается и новорожденных. Симптомы дисграфии в школьном возрасте, как и симптомы дислексии, могут появиться и при поражении головного мозга или его недоразвитии в период беременности.

Нужно следить и за развитием инфекций у грудничков, их диетой. Вовремя лечить любые соматические заболевания, особенно в тяжелой форме, например, лечение ринолалии лучше не откладывать.

Отчего же возникает детская дисграфия

Сюда можно отнести множество факторов, окружающих младенца с момента рождения. Например:

  • двуязычие или многоязычие в семье.
  • дефицит общения и речевых контактов.
  • неправильная речь близких людей или нечеткое произношение слов.
  • слишком ранние попытки обучения ребенка грамоте, когда психологически он к этому шагу еще не готов.

Пример текста школьника с диагнозом дисграфии

В группу риска появления заболевания можно отнести детей с ЗПР, конституциональной предрасположенностью, а также тех, кто имеет какие-либо речевые нарушения. Заболевание лучше постараться предотвратить, а для этого необходимо вовремя устранить любые речевые отклонения, например, короткая уздечка языка.

На что необходимо обратить особое внимание

Устранять дисграфию нужно не у младших школьников и не у подростков, когда все признаки полностью проявятся. Заниматься необходимой профилактикой нужно еще в дошкольном возрасте, начиная с грудного.

Необходимо, чтобы грудничок всегда слышал правильную речь, отчетливо произносимые слова, даже с новорожденным необходимо много разговаривать.

В возрасте до года закладываются многие факторы дальнейшего детского развития.

Дети, страдающие от дисграфии, нуждаются в особенной помощи логопеда, поскольку обычными методами преодолеть заболевание невозможно. Но все же профилактика и вовремя принятые меры играют здесь значительную роль, поскольку заболевание гораздо проще предотвратить, чем вылечить. Пройти обследование на наличие признаков дисграфии следует, если:

  • ребенок от рождения левша
  • в детском саду он посещает занятия логопеда
  • малыша переучили на правшу.
  • в семье разговаривают сразу на нескольких языках
  • обучать ребенка грамоте начали неоправданно рано или слишком рано отдали в школу
  • у малыша нарушено внимание и имеются проблемы с памятью.

Виды дисграфии и их особенности

Чтобы путь коррекции заболевания был выбран правильно, нужно точно определить его форму и поставить диагноз. В целом, дисграфию подразделяют на 5 основных видов.

Артикуляторно-акустическая

При данной форме болезни у детей нарушено произношение звуков, и на основе этого они неправильно пишут слова. То есть, нарушение произношения ими фиксируется в письменном виде, слова ребенок пишет так же, как и произносит. Врач при этой форме дисграфии должен в первую очередь корректировать звукопроизношение маленького пациента.

Акустическая

Симптомы акустической формы отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки — П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; шипящие и свистящие — Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

Аграмматическая

В случае аграмматической формы отклонение вызвано недоразвитием грамматического строя речи. Дети с таким нарушением пишут с постоянными ошибками, как бы совсем не обращая внимания на правила грамматики. Провести диагностику этой формы можно только у школьников с третьего класса, поскольку именно в этом возрасте начинают проявляться основные признаки этого типа болезни.

Оптическая

Появление оптической формы заболевания обусловлено нарушением пространственного и зрительного анализа. По сути, любая буква зрительно образуется из черточек, палочек, овалов, иногда с добавлением особенных элементов.

В пространстве такие, на первый взгляд — одинаковые — элементы комбинируются по-разному, образуя разные символы (буквы).

Если зрительное восприятие нарушено, то ребенок не улавливает имеющихся между буквами различий, а потому не может и правильно их писать.

Моторная

Это дисграфия, вызванная нарушением языкового синтеза и анализа. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной.

Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок. Например, малыш:

  • пропускает в словах буквы или целые слоги
  • не дописывает слова
  • переставляет в словах слоги или буквы
  • добавляет в слова лишние буквы
  • повторяет в слове какую-либо букву или слог
  • соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов
  • отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно.

К какому врачу следует обратиться

Что делать, если у школьника появились симптомы дисграфии? Необходимо обратиться в хорошую клинику и пройти назначенное обследование. Из специалистов нужно пройти детского офтальмолога, детского отоларинголога, невролога, психолога и логопеда. Логопед может определить имеющийся у малыша уровень сформированности речи и ее основных функций.

Диагностика заболевания проводится в несколько этапов, первым из которых будет изучение школьных тетрадей ребенка и других письменных работ. Затем специалист начинает изучение речевых навыков пациента, уровня их развития, а также состояния слуха ребенка, его зрения и ЦНС. В результате полученных данных проводится обследование следующих показателей:

  • ручная и речевая моторика
  • артикуляционный аппарат
  • определение ведущей руки.
  • фонематический синтаксис и анализ
  • звукопроизношение
  • слуховая дифференциация звуков
  • особенности словарного запаса
  • слоговая структура слов
  • грамматический строй речи.

Дизорфография — специфическое нарушение письма

Дизорфография является одной из разновидностей дисграфии со своими специфическими проявлениями. Дети с таким заболеванием не могут осваивать даже элементарные правила орфографии, даже с учетом того, что правила правописания они знают наизусть.

Наиболее трудным для школьников с данным нарушением является решение любых орфографических задач, а также определение орфограмм, особенно если орфограммы находятся в окончаниях и содержат безударные гласные. Кроме этого, такие дети испытывают большие трудности в овладении правилами пунктуации и синтаксиса.

Лечение дисграфии и ее профилактика

Как исправить заболевание? Врачи советуют действовать в такой ситуации слаженно и сообща, от этого зависит успех коррекции. Насколько удастся вылечить дисграфию, зависит от совместной работы специалистов, родителей и самого маленького пациента.

Дети с данным нарушением должны получать регулярную помощь квалифицированного логопеда и выполнять специальные упражнения. В качестве общей терапии ребенку может быть назначено проведение ЛФК, массажа, физио- и гидротерапия. а также определенное питание.

Доктор советует

Дисграфия у детей — небольшое отклонение, которое вполне благополучно корректируется. Для ее предупреждения необходимо проводить специальные занятия с малышом с раннего возраста. Развивать его сенсорные функции, ВПФ, пространственное представление, графомоторные навыки, что способствует лучшему овладению процессами правильного чтения и письма. Чтобы лечение дисграфии у младших школьников было успешным, нужно вовремя корректировать все проблемы с устной речью и стремиться к ее правильному развитию.

к статье

09.07.2015 Доктор деток

Источник: https://doktordetok.ru/logopatolog/disgrafiya-u-detey.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.