Детское мышление: чем оно отличается от взрослого?

Содержание

Развитие личности

Детское мышление: чем оно отличается от взрослого?

В прошлой статье я писала о том, что наш мозг излучает 5 типов волн: Бета-, Альфа-, Тета- Дельта- и Гамма-волны.

Существуют общие закономерности в работе этих волн. Например: когда мы бодрствуем, наиболее активны Бета-волны,  когда расслабляемся или спим – в работу вступают другие (но генерируются все!)

Каждое состояние нашего сознания в любой момент является одной из Комбинаций волновой активности!

Также как с помощью семи нот можно написать различную музыку, так и волновую активность нашего мозга можно сравнить с  попурри из мелодий: их ритм то замедляется, то становится очень быстрым, в зависимости от вида деятельности. 

На Земле свыше 7 млрд. людей и у каждого своя мелодия! Состояние человека зависит от того, насколько гармонична его собственная музыка!

Чем взрослее мы становимся, тем больше фальшивых нот вклинивается в нашу уникальную мелодию! Это результат воздействия чужих установок и сонастройки с ними (чаще всего бессознательной)!

Чем дети отличаются от взрослых?

Это очень хорошо заметно по рисунку волновой активности их мозга. Он отличается от рисунка взрослого человека, и довольно сильно.

При рождении у детей очень сильно доминирует Правое Полушарие, а также присутствует высокая активность Дельта-волн (которые генерируются этим Полушарием). Это – медленные волны (своего пика они достигает во время глубокого сна).

Эта особенность наиболее проявлена у детей до 1 года.  С возрастом активность Дельта- волн уменьшается .

При доминировании Правого полушария  и Высокой активности Дельта-волн, человек почти не  чувствует Границ и ощущает себя Единым Целым со Вселенной и другими людьми!

Такого восприятия мира могут достичь лишь очень Просветленные Люди!

У малышей до года это получается естественно и он воспринимает себя и маму, как Единое Целое!

А еще детки легко подключаются к Общему Полю Бессознательного( за счет активности Дельта -волн). Можно сказать, что первый год своей жизни они “живут в этом Поле”.

Вот почему к грудничкам стоит относиться особенно бережно. Малыш не понимает, но все чувствует!  Любую эмоцию (особенно мамину), он пропускает через себя!

Так что, если ребенок часто плачет и капризничает, одной из причин может быть состояние его мамы.

Сколько раз видела, мамочек, которые с раздражением укачивают плачущего малыша!

Она не  осознает, что причина в ее эмоциональном состоянии, которое он чувствует, как свое! Так кому же проще успокоится: взрослому или грудничку, связанному с мамой, как сообщающийся сосуд?

После года начинают активизироваться и другие волны мозговой активности. И у малыша появляется осознание своих собственных границ и своего  “Я” ( это связано с развитием Левого Полушария) .

Понимая природу работы мозга, становится понятно, почему маленьким детям так трудно сосредоточиться

Ведь активность Бета-волн у них – минимальная (подробнее  здесь). И оттого и взгляд у грудничков немного бессмысленный. Спустя какое- то время малыш начинает реагировать на разные звуки и погремушки. Это говорит о первых проблесках Бета-активности.

У большинства детей (примерно до 13-летнего возраста) по прежнему доминирует Правое полушарие, а также преобладают Тета и Альфа- волны.

Поэтому абсолютно все дети – очень творческие натуры!  Но опять же, активность этих волн зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от  внешнего воздействия ( развивают его творческие задатки или бездумно заглушают). Порою достаточно пары фраз, чтобы навсегда отбить охоту творить!

Обществу удобнее управлять людьми, которые мыслят  одинаково.

Эта политика  с успехом воплощается в жизнь в течение многих лет (унифицированный подход начинается еще в учебных заведениях). С детства нам  вбивают в голову критерии успешности человека. Что правильно…Что неправильно…

Истинную природу человека ломают, подстраивая  под чуждые ему требования.  У некоторых мозги настолько “запудрены”,услышав, что их ребенок  не вписывается в общепринятые нормы, родители тут же “встают в стойку” : “Как же так! Что подумают люди?”

Неудивительно: воспитатели, учителя, мама с папой, бабушка и дедушка – такие же  “продукты социума”!

Учебных заведений с  индивидуальным подходом становится все больше. Мышление людей тоже меняется. Особенно, в последнее время! И это радует!

Рассеянные, мечтательные дети могут плохо учиться и воспринимать информацию ( причиной может быть низкая Бета- волновая активность и очень высокая Альфа- и Тета ).

В школьные годы у Эйнштейна была отвратительная успеваемость. Он все время “витал в облаках” и плохо усваивал материал. В какой-то мере ему повезло. Этот факт приняли, как данность, сочтя его тупицей, и оставили в покое.

В результате, у него сохранилось творческое состояние, свойственное ребенку (за счет высокой Тета- и Альфа активности мозга) . Ведь он черпал информацию не из своего сознания (которое, как вы понимаете, очень легко зас….ть чем угодно), а  сохранил связь с Источником Бессознательного, ресурсы которого безграничны.

Вряд ли бы он совершил свои гениальные открытия (даже  с учетом своего таланта), если бы его затюкали в детстве.

Люди с высокой Тета-и Альфа активностью:

– лучше чувствуют свои эмоции

– имеют хорошую долговременную память, легко усваивают иностранные языки

– способны легко усваивать большие объемы информации

– обладают большим творческим потенциалом

– имеют хорошую связь с Подсознанием, и способны легко перепрограммировать его с помощью визуализаций, медитаций и различных техник по работе с Подсознанием (им легче трансформировать негативные программы, отравляющие  жизнь)

– способны легко расслабляться, и более защищены от стрессов и тревог. В результате, их иммунная система лучше работает

– способны к очень высокой концентрации

– случаи мгновенного и быстрого исцеления происходят именно в состоянии высокой Тета-активности ( в сочетании с Альфа-)  и др..

Высокий потенциал Альфа и Тета- волн  проявляется лишь в комбинациях с другими волнами ( в том числе и с Бета-)! И только, когда они находятся в балансе!

 Любое чрезмерное отклонение в ту или другую сторону дает обратный эффект! (подробнее в  статье ” Трудно сосредоточиться? Узнайте, как работает ваш мозг!”).

Как вы уже поняли: нет “плохих и хороших волн” мозговой активности!

Все они важны! Идеально, когда они работают синхронно и находятся в балансе! При этом, баланс у каждого человека свой!

То, что хорошо для одного, у другого вызовет дискомфорт.

Уникальная “мелодия” волной активности, заложенная от рождения, не остается постоянной. Она меняется по мере взросления – от младенчества к зрелости.

Это- удивительная “Симфония”, следуя которой, мы чувствуем себя наиболее гармонично!

Воздействие общественных установок и  родительских программ вносит в неё много дисгармоничных нот. Чем больше обусловлен человек таким воздействием, тем громче слышна “чужеродная какофония”, заглушая красоту его собственной мелодии. И тем хуже он  себя чувствует, проживая жизнь, несвойственную своей природе.

То, как мы думаем, определяет нашу Реальность!

Не всегда мы это осознаем! Не всем под силу управлять своим мышлением!

Попробуйте действовать по-другому!

Самые главные маркеры гармоничной жизни –  хорошее самочувствие, стабильная энергетика, достаточная активность, творческая и социальная самореализация, следование своим истинным ценностям, удовлетворенность, защищенность, отсутствие материальных проблем

Все люди- разные! Советов: “Как этого достичь?”- много. Далеко не все они работают, если “идти только от Ума!”

Лишь Хозяин своего Тела чувствует: “Что для него хорошо?”

Кому-то нужно уединиться в тиши, читать или рисовать картины, кому-то в кайф работать с людьми, кому-то делать одновременно 1000 дел, кому-то заниматься спортом, кому-то постоянно переключаться с одного занятия – на другое ( а кому-то этого это только мешает!). 

Одним людям нужно спать по 12 часов, другим достаточно и пяти. Для одних важна Цель! Для других – Процесс !

Что бы мы не делали, Тело всегда реагирует!

Если человек научится слушать его,  понимать его потребности и удовлетворять их, то ему не придется придумывать ничего специального, чтобы работа его Мозга синхронизировалась в соответствии с его уникальной природой. И тогда Мозг начнет работать на  благо своего Хозяина, подчиняясь сигналам Тела!

Наш организм – хорошо регулирующая система, обладающая способностью к самовосстановлению. Хотя частенько мы  насилуем  его до такой степени, что необходим какой-то толчок (или даже реабилитационный период), чтобы процесс запустился.

В НЛП есть правило: ” Разум и Тело человека взаимосвязаны!”

Если Ум не слушает ваших приказов, и вы не в состоянии что-то изменить волевым усилием, идите в обход! Действуйте через физику!

Особенно, если испытываете дискомфорт и ощущение, что “жизнь катиться не по тем рельсам”.

Чем глубже вы окунетесь в свои телесные ощущения и почувствуете: чего вам не хватает для счастья, тем быстрее произойдут изменения в вашем мышлении.

Иногда достаточно сделать очень простые шаги: потанцевать, повеселиться, посмеяться, попеть от души в караоке, сходить на массаж или покопаться в саду, чтобы начала звучать ваша собственная (давно  забытая) “симфония мозговой активности”! Главное, ее услышать!  И запомнить!

Чтобы это случилось, чаще ощущайте себя в своем Теле! В моменте “Здесь и Сейчас!

Обращайте внимание: ” Что я сейчас чувствую? В какой части тела это проявляется? На что оно среагировало? С чем это связано?”

Научившись понимать Тело, вы получите Ключ к Управлению Разумом и своей Жизнью. Желаю вам Удачи!

Продолжение следует.

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО.

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА

Как работает правое и левое полушарие мозга? Или к нирване через инсульт.

Какие из функций правого и левого полушария важнее?

Как научиться расслабляться с помощью дыхания?

Нападаем или убегаем? Причины возникновения стресса, Часть 1

Нападаем или убегаем? Причины возникновения стресса, Часть 2

Не знаете, как научиться расслабляться? Учитесь у детей!

Чем взрослые отличаются от детей?

Источник: http://ways4you.ru/samopoznanie/chem-deti-otlichayutsya-ot-vzrosly-h-interesny-e-danny-e-o-rabote-mozga.html

Какие особенности у детского мышления и чем оно отличается от взрослого? Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Детское мышление: чем оно отличается от взрослого?

Формирование первого этапа, как указывает наука психология, начинается с самых первых дней нахождения ребенка в мире, полного любви и заботы новоиспеченных родителей.

После того, как процесс «акклиматизации» прошел, решение поступающих задач у маленького мыслителя, осуществляется под средством практического действия. Этот момент берет свое начало примерно с 1-3 лет и привязан к цели «бей-щупай-круши».

Например, если ребенку дать в руки погремушку или машинку, у которой неожиданно перестало вращаться колесико или играть мелодия, то она благополучно улетит в стену или в папу с мамой.

А все почему? Да потому, что «нет времени объяснять, оно должно работать!». Ребенок этого возраста не обдумывает путь решения поставленной перед собой задачи. Он уверенно начинает действовать: бить, пинать, трясти и стучать.

Если желаемое не получено — то есть два варианта дальнейших действий: позову на помощь родителей, второй — «а не так уж и хотелось». И далее игрушка благополучно будет оставлена в покое.

Именно так выглядит наглядно-действенное мышление в реальности. Таким способом мы познаем мир в первые годы своего нахождения на планете Земля. Все просто! Пнул и порадовался!

Такой способ «мыслить руками» со временем не исчезает, а навсегда остается в компании у взрослых. Так мы с вами решаем непонятные задачи: методом проб и ошибок. Пнул компьютер — он заработал. Гениально и просто!

Как развить мышление ребенка таком возрасте? Для разносторонней проработки и развития наглядно-действенного метода мышления, вашему чаду подойдут большие пазлы с крупными картинками, модели кубика Рубика для деток от 3 лет и разнообразные поделки своими руками для развития моторики рук. Например, лепка из глины, пластилина и т. д.

Основные мыслительные операции и их развитие ↑

Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.

С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы  детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:

  • цвет;
  • величина;
  • форма;
  • пол;
  • температура.

Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.

Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?»  они могут не ответить.

Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола.

Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация  (машина папы служебная грузовая или личная легковая).

Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.

Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности

Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:

  • вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
  • познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
  • эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.

В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.

Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.

Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.

Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.

Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.

Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.

Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.

Упражнение 6. Спичечные головоломки

Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Для начала разомнемся:

  • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).

Теперь посложнее:

Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.

Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.

Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.

Ответы можно подглядеть в конце статьи.

Кого выбирали?

По довольно давней традиции “правитель” России воспринимается (ну, или же восприятие лидера стремятся сделать таковым) ее народом как своеобразный “отец”. Это проявляется и в пресловутом “царе-батюшке” и в принципе послушания властям. И не смотря на то, что мы живем не в XIX, а в XXI веке не сильно много изменилось – “Вождь народов”, “Национальный лидер”.

Восприятие человека, управляющего страной неизменно соотносится с его восприятием как “родительской фигуры”.

(ссылка на источник)

Царь vs. Президент

Фигура царя в сознании жителей нашей страны ассоциируется с родителем, но чем же отличается от “царя” должность президента?

Президент – это не царь, это такой топ-менеджер, которого совет акционеров aka. “граждане” выбирают на пост управленца.

Работает хорошо, в интересах акционеров – сохраняет место, работает плохо – увольняется.

Это обычный человек, выполняющий функции управления, представительства и соблюдения высшего закона – конституции государства. Повторюсь – это обычный человек, гражданин.

(ссылка на источник)

И вот тут начинается зверская психологическая путаница.
Народ, привыкший, что страной управляет царь – отец, родитель должен выбирать топ-менеджера – обычного человека.

В итоге, с подачи многовековых традиций, шаблонов мышления и восприятия народ относится к выборам не как к выборам топ-менеджера, а как к выборам царя.

Каким бы плохим ни был бы родитель – его не выбирают. Если какой-то человек воспринимается как родитель, то мы его будем терпеть до последнего, будем его оправдывать, будем за него цепляться!!!

(ссылка на источник)

ОСОБЕННО ЕСЛИ НАША ПСИХИКА, ЛИЧНОСТЬ НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ РЕГРЕССИИ

Что делает регрессию возможной в нашем обществе?

Восприятие себя как ребенка, а человека у власти как родителя обеспечивается “включением” механизма Регрессии. Как я уже сказал для этого нужен постоянный стресс, или же целенаправленное отупление,

Этому способствуют:

  • постоянное нагнетание военной истерии, страха;
  • противоречивая информация из СМИ и психологическая защита, как способ справиться с противоречиями (не видеть их).
  • целенаправленное насаждение позиции ребенка, смиренного дитя агрессивным насаждением религиозности.

(ссылка на источник)

Обожествление родителя

Как я уже сказал, родитель для ребенка – бог, пускай и не всегда хороший. Когда ты маленький – это действительно так. Ты не самостоятелен, у тебя нету собственных средств для существования, ты не умеешь решать сложные взрослые проблемы, ты не имеешь каких-либо четких ориентиров, куда тебе идти и что делать.

Но это есть у родителя (ну, дети так часто думают): только родитель может принимать правильные решения, только он может выдержать груз ответственности, родитель самый мудрый, сильный и он всегда прав.

(ссылка на источник)

И если кто-то воспринимается нами как родитель (а зачастую, человек, наделенный властью воспринимается по русской традиции именно так) то:

  • Ты наделяешь его способностью быть очень крутым, ответственным, всезнающим, мудрым
  • А себя начинаешь воспринимать как ребенка, который этих качеств не имеет.

ALSO
Если кого-то постоянно показывать по телевизору, то он становится почти что вашим родственником.

Книги для развития мышления

Подборка полезных книг для развития интеллекта и мышления:

Книги для развития мышления у детей

  • Мышление. Автор Ольга Александрова.

Книга подойдет для развития мышления у детей с младенчества.

  • Самые известные головоломки мира. Авторы: А. Ядловский, И. Никитенко, Т. Шабан

Отличная подборка современных головоломок, оптических иллюзий и загадок в самых лучших детективных традициях. Интересно будет и детям школьникам от 12 лет, и взрослым.

  • Развитие мышления и воображения. А. Бондарович

Интересна будет дошкольникам. Яркие иллюстрации, логические задачки увлекут ребенка и поспособствуют развитию внимания, памяти, логики.

  • Двадцать хитроумных задачек Совёнка. Авторы: П. Горев, В. Утёмов

Книжка поможет развить системное и творческое мышление, повысить интеллектуальный уровень ребятам дошкольного возраста.

  • Загадки для малышей. Сто одёжек, и все без застёжек. Развитие мышления. Идеально для дошкольного возраста, 4-6 лет. Книга через

старые добрые загадки познакомит ребят с окружающим миром, потренирует логику и смекалку.

  • Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенкаАвторы: Дэниэл Дж. Сигел, Т. Пэйн Брайсон

Источник: https://bolezn.info/psihologiya-i-psihiatriya/kakie-osobennosti-u-detskogo-myshleniya-i-chem-ono-otlichaetsya-ot-vzroslogo-myshlenie-formy-svojstva-vidy-sposoby-razvitiya-u-detej.html

Детская логика: чем она отличается от взрослой?

Детское мышление: чем оно отличается от взрослого?

И что нового нам может рассказать о детях теория когнитивного развития Жана Пиаже.

Чем отличаются дети от взрослых?

Удивительно, но вплоть до 30-х годов прошлого века считалось, что маленького ребёнка от уже сформировавшейся личности отличает только жизненный опыт.

То есть бытовало мнение, что дети точно так же видят мир, точно так же умеют его анализировать, точно так же могут поставить себя на место другого и понять его, а задача родителей – познакомить малыша с как можно большим количеством ситуаций, людей, книг и природных явлений, чтобы помочь ребёнку набраться того самого жизненного опыта.

Жан Пиаже  был первым, кто заметил, что детское мышление отличается качественно. Восприятие, память, формирование понятий о мире и не только, способ решения задач, воображение, логика и абстрактное мышление – все эти когнитивные процессы протекают у детей совершенно иначе.

Сегодня Жан Пиаже – это чуть ли не самый известный учёный в истории психологии. Почти всю свою долгую жизнь швейцарский психолог и философ посвятил изучению развития детского интеллекта. Именно о его теории когнитивного развития и пойдёт речь сегодня.

В начале своего академического пути Пиаже работал преподавателем в школе, директором которой был Альфред Бине – психолог, прославившийся созданием теста IQ. Пиаже помогал ему обрабатывать огромное количество тестовых листков с ответами самых разных людей.

И вот что показалось психологу примечательным: разные маленькие дети часто совершали абсолютно одинаковые ошибки, не свойственные более старшим людям.

Это навело Жана Пиаже на мысль, что это не просто недочёты из-за невнимательности, это прямое указание на то, что детская логика от взрослой отличается.

Когнитивные способности пятилетнего ребёнка отличаются от свойств мышления восьмилетнего, а его мыслительные процессы, в свою очередь, не похожи на то, как воспринимают мир подростки. На каждом этапе своего развития дети практически проходят стадии эволюции мышления, качественно улучшая своё взаимодействие с социумом и окружающей средой.

Жан Пиаже  был первым, кто заметил, что детское мышление отличается качественно.

Наблюдая за поведением детей, в том числе и своих, Пиаже выделил несколько общих особенностей их мышления, которые до определённого возраста объединяют всех малышей вне зависимости от расы, культуры и образования.

Пожалуй, самая неочевидная детская особенность – эгоцентризм. По сути, это ведущая особенность мышления в раннем возрасте. Что это значит? Малыш действительно не способен сопереживать другим людям, он никак не может поставить себя на их место. Он убеждён, что все люди чувствуют, видят и думают так же, как он.

Пиаже довольно просто доказал это экспериментом. Ребёнку показали объёмную визуализацию: три горки разной величины на небольшом расстоянии друг от друга. Ребёнок сидит перед горками и отчётливо видит каждую из них. Дальше в эксперимент вступает кукла, которая сажается рядом с ребёнком. Пиаже задавал малышу вопрос: «Что видит кукла?».

Абсолютно все дети описывали то, что видели сами на тот момент времени. Когда Пиаже пересаживал куклу спиной к одной горке  и лицом к другим или отворачивал куклу от визуализации, дети всё равно, отвечая на вопрос, описывали то, что видят самостоятельно – три горки.

Эти исследования доказали, что ни один маленький ребёнок не может посмотреть на мир чужими глазами, не может поставить себя на место другого. И в этом абсолютно нет ничего плохого, просто их мозг ещё пока не научился справляться с такими задачами.

Поэтому, кстати, бесполезно взывать к эмпатии двух- или трёхлетнего хулигана – «Представь, если бы твою игрушку так сломали,  тебе было бы приятно?» – нет, он не упрямый, он действительно думает, что от его действий всем было так же весело, как и ему.

Еще одна общая для всех детей черта – синкретизм. Синкретизм – это тенденция к слитности, к связыванию между собой всех явлений, разнородных элементов, причин и следствий. Причинно-следственная связь, на самом деле, довольно сложная штука, не все взрослые с ней справляются должным образом.

Вот и маленькие дети тоже не способны проследить, почему происходит то или иное событие и как они между собой взаимосвязаны. Эту черту Пиаже выявил наблюдая за собственной дочерью. Однажды во время прогулки они познакомились с другой семьёй, в которой один из сыновей был горбатым.

Младшая Пиаже, естественно, обратила на это своё внимание и позже спросила у отца, почему мальчик горбат. Жан, чтобы не вдаваться в анатомические подробности, ответил, что мальчик болен. Через некоторое время мальчик перестал выходить на улицу, потому что простудился.

Еще через какое-то время его родители сообщили, что их сын выздоровел и сегодня сможет выйти погулять, на что дочка Пиаже радостно воскликнула» «Ура, значит у него больше нет горба!».

Анимизм также свойственен маленьким детям. Это означает, что они склонны одушевлять все окружающие их предметы. А артификализм в их мышлении говорит о том, что дети судят обо всём в мире как о созданном руками человека и служащем его целям.

Таких особенностей детских когнитивных процессов, на самом деле, довольно много. Но как именно происходит процесс научения? Что должно произойти в голове у ребёнка, чтобы он осознал, что мир не крутится только вокруг него? Или чтобы он понял причину и следствие дождя? Или вообще смог рассуждать об абстрактных понятиях, а не только о предметах, которые он видит вокруг себя?

Процесс эволюции сознания неразрывно связан с двумя механизмами: аккомодацией и ассимиляцией. Давайте разбираться.

Все суждения основаны на каких-то определённых схемах. Например, ребёнок спросил у родителей, что такое «птица» и получил ответ: «птица – маленькое летающее животное, с клювом и крыльями». Теперь это знание ребёнок может применять.

Когда он впервые увидит утку, он применит свои знания и поймёт, что утка – это птица. Такой процесс применения уже существующих знаний к новым предметам и ситуациям называется ассимиляцией. А если малыш в зоопарке увидит страуса, его старая схема знаний будет нуждаться в доработке.

Ведь страус совсем не маленький и летать не умеет, но, тем не менее, это тоже птица. Тогда ребёнок встраивает эти новые знания – что птицы могут быть большими и не уметь летать – в свою уже существующую схему.  Аккомодация – процесс изменения знаний и навыков под влиянием новой информации.

Оба этих процесса имеют одинаково важное значение для детской психики, и именно их гармоничное сосуществование и обеспечивает эволюцию мышления.

Конечно, развитие происходит непрерывно с момента рождения, но за всё время детства случается всего несколько качественно больших эволюционных скачков в когнитивных процессах. Поэтому можно выделить несколько важнейших этапов, в возрастных рамках которых дети будут схожи в суждениях между собой и различны в мышлении со старшими или младшими.

Многочисленные исследования Пиаже позволили ему разделить весь детский возраст на этапы, которые он назвал стадиями развития.

Эти стадии представляют собой, по сути, набор соответствующих фактов в процессе развития ребёнка, которыми характеризуется определённый тип когнитивных процессов, свойственных детям именно в этом возрасте.

  Важно понимать, что хоть эти стадии и имеют определённые возрастные рамки, всё равно развитие каждой маленькой личности индивидуально и, если вы вдруг найдёте какое-то несоответствие между тем, что предписано детям по теории Пиаже, и тем, что знает и умеет именно ваш ребёнок, не стоит сразу трубить тревогу, расхождения в ту или иную сторону вполне нормальны. В когнитивной теории речь скорее идёт о том, что существуют некие чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых детьми усваиваются и развиваются определённые навыки. Очень показательным примером здесь может быть развитие речи. Как правило, первые отдельные слова ребёнок начинает произносить до того, как ему исполнится один год. Но в целом речь формируется примерно первые семь лет жизни, поэтому не важно, скажет ли ваш малыш что-нибудь осмысленное в год или два, или даже три, главное, как в период примерно до семи лет он будет развивать это навык.

Итак, четыре стадии развития, согласно Пиаже:

  1. Сенсомоторный период  (0-2 года);
  2. Предоперационных период (2-7 лет);
  3. Период конкретных операций (7-11 лет);
  4. Период формальных операций (11-… лет).

Сенсомоторный период

В сенсомоторный период малыши исследуют окружающий мир исключительно с помощью чувственного опыта и физических действий. С самого рождения преобладают врождённые рефлексы, это и понятно: у детей ещё не было возможности изучить какие-либо другие схемы поведения.

Развивая свои рефлекторные навыки, дети стараются повторить свои действия. Например, один раз случайно встряхнув погремушку и услышав громкий звук, они пытаются уже сознательно повторить это звук.

 По мере развития малыша можно заметить, что то, что раньше у него получалось случайно – например, засунуть палец в рот – сейчас он уже делает нарочно. Ребёнок овладевает первыми коммуникациями посредством жестов и мимики, которую он усваивает благодаря родителям.

Также он впервые сталкивается с речью и к концу периода, как правило, уже может изъясняться простыми предложениями.

Предоперационный период

Предоперационный период – время первой социализации. Именно в этом возрасте ребёнок впервые начинает участвовать в учебных процессах вне дома. Он начинает строить социальные отношения с другими людьми, своими ровесниками и взрослыми – учителями, воспитателями.

В этом возрасте стремительно увеличивается словарный запас. Именно в этом периоде особенно заметно отличие детской логики от взрослой. Например, дети не умеют учитывать в своих суждениях сразу несколько параметров.

Пиаже проводил эксперимент: показывал детям два одинаковых стакана воды, после чего воду из одного стакана переливал в высокую пробирку. Дети должны были ответить, в каком сосуде воды больше.

Дети выбирали либо стакан, «потому что он шире», либо пробирку, «потому что она выше», но никто из них не мог осознать, что количество воды одинаково, учесть сразу и длину и ширину дети не могли.

Тем не менее дошколята активно пытаются исследовать мир, и именно в этом возрасте возникает огромное количество вопросов, начинающихся с «почему». Также в этот период дети часто не имеют чёткого понятия «я», которое отделяет их от остального мира, поэтому могут говорить о себе в третьем лице. В этом возрасте дети абсолютно не умеют обманывать, так же как и шутить, это для них еще пока слишком сложные действия.

Период конкретных операций

В период конкретных операций дети, как правило, идут в школу и начинают активно накапливать знания. Здесь большинство их схем знаний и навыков терпят внушительные изменения.

В этот период их логика уже начинает походить на взрослую, по крайней мере, они точно смогут ответить, что количество воды в стакане и пробирке одинаково. Своё приобретённое логическое мышление они начинают активно использовать в определённых ситуациях.

Дети впервые сталкиваются с математикой, но мыслить абстрактно они еще не умеют, поэтому все задачки в учебниках для младшей школы изобилуют подсчётом яблок, арбузов и вагонов.

Чтобы решить пример, ребёнок должен чётко представлять, о чём идёт речь, поэтому такие абстрактные понятия, как предел или корень числа им ещё недоступны. То есть логика уже присутствует, но направлена она только на конкретные, уже известные понятия и предметы.

Период формальных операций

Период формальных операций начинается для человека тогда, когда он овладевает абстрактным мышлением. То есть научившись применять логику в знакомых ситуациях, дети, наконец, могут начать применять это умение при любых обстоятельствах.

Теперь они могут строить предположения, выдвигать гипотезы о малознакомых предметах. Начиная примерно с 11 лет люди рассматривают процесс обучения как единое целое, а не как список конкретных тем.

По сути, этот период продолжается до конца жизни, просто навыки мышления оттачиваются и человек приобретает то, что мы называем жизненным опытом.

Теория Пиаже неоднократно подвергалась критике. В основном критика всегда была связана с тем, что дети могут проходить эти стадии по-разному в зависимости от большого количества факторов. Например, отечественный учёный С.

Выготский упрекал Пиаже в том, что все эти стадии  выделены довольно абстрактно и не учитывают ни культурную, ни социальную среду.

Но здесь свою роль сыграла разница подходов, ведь Пиаже был конструктивистом, то есть он считал, что в развитии одинаково важны и собственные способности человека, и среда, в которой он развивается, тогда как отечественная психология всё-таки рассматривает развитие как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта.

После ознакомления с теорией когнитивного развития возникает два закономерных вопроса.

Во-первых, как ускорить стадии развития? Пиаже отвечал на эти вопросы с плохо скрываемым раздражением, потому что нет решительно никакой нужды в ускорении. Ребёнок не должен как можно быстрее пройти все стадии. Гораздо лучше для него будет во время каждого этапа полностью раскрыть способности, присущие именно его возрасту.

Во-вторых, что делать, если вы заметили у своего ребёнка задержку в развитии? Для начала, нужно проявить терпение и подождать, возможно, ваш малыш, опаздывая в чём-то одном, будет, наоборот, показывать способности в чём-то другом.

Но если задержка плохо сказывается на процессе обучения или вовлечения в социум, то лучше обратиться к специалисту – психологу или педиатру, которые смогут ответить на ваши вопросы.

 В любом случае помните, что вашему ребёнку нужна поддержка, поэтому даже если у него что-то не получается, то с вашей любовью и терпением у него гораздо больше шансов продолжить своё развитие без потерь и психологических травм.

Наша, взрослых, задача – научиться понимать детей, чтобы все этапы их развития проходили максимально естественно и гармонично.

Источник: https://infourok.ru/news/detskaya-logika-chem-ona-otlichaetsya-ot-vzrosloy-280.html

Почему дети видят мир по-другому: 8 отличий ребенка от взрослого

Детское мышление: чем оно отличается от взрослого?

Учёные доказали, что ребёнок воспринимает мир иначе, чем мы. К сожалению, большинство родителей считает это непослушанием или детской странностью, но в действительности такое поведение обусловлено особенностью развития мышления. До 11 лет малыши смотрят на мир «другими глазами», но, становясь старше, они начинают мыслить как взрослые. Вот 8 отличий ребёнка от взрослого.

@ima_abacus/ Instagram.com

Отсутствие грани между реальностью и фантазией

Дети могут настолько сильно погружаться в мир фантазий, что начинают искренне в него верить. Учёные считают, что ребёнок не умеет устанавливать четкую грань между воображением и реальностью.

Например, можно попросить детей рассказать об их идеальном дне со всеми подробностями. Спустя время начните спрашивать их о нём и убедитесь, что дети будут уверены, что придуманные ими события действительно произошли.

Важно понимать, что ребёнок легко верит в свои фантазии, а вот в рассказах взрослых может сомневаться.

@andevigo/ Instagram.com

Понятие обратимости

Учёные уверены, что до 7-летнего возраста ребёнок не умеет сразу учитывать несколько величин. Например, высоту и ширину. Если вы перельёте жидкость из высокого стакана в широкий, то ребёнок будет считать, что её стало меньше. Хотя её количество осталось неизменным. Ребёнок будет уверен, что если стакан ниже, то и воды в нём меньше.

Восприятие объектов и их постоянство

Психолог Жан Пиаже сделал открытие, когда обнаружил, что дети до года реагируют на пропавший из их поля зрения предмет так, как будто его больше не существует. Он уверен, что понимание постоянства предмета приходит к нам с возрастом. По этой причине маленькие дети так удивлённо реагируют на пропадающие и вновь появляющиеся предметы.

Например, если перед глазами малыша (до года) взять и спрятать любую вещь под салфетку и потом вновь переместить её под другую поверхность, то его реакция будет такой, будто она исчезла. А вот со взрослым такой фокус не пройдёт, он прекрасно понимает, где находится предмет.

@ima_abacus / Instagram.com

Изучение языков

Многие знают, что дети быстрее учатся, легче воспринимают информацию и осваивают иностранные языки. Известно, что в семье, где родители говорят на разных языках, малыш может с лёгкостью их освоить, при этом он не нуждается в специальном обучении.

Известный лингвист Ноам Хомский выдвинул теорию о том, что у всех языков есть общая структура правил, логика, с помощью которой мы строим предложения, и она заложена в наш мозг с самого рождения. Он уверен, что дети подходят к вопросу изучения языков по принципу «субъект-глагол-объект».

Способность к абстрактному мышлению

Ученые совместно с психологом Рудольфом Шаффером провели исследование, попросив 9-летних детей придумать, куда расположить третий глаз. 95% сказали – лоб. Это не совсем логично, ведь в районе лба уже есть 2 глаза. А вот дети 11-ти лет стали рассуждать и предлагать другие варианты: руки, плечи, затылок.

Это говорит о том, что начиная с 11-летнего возраста, дети начинают мыслить абстрактно, а вот видение и понимание малышей основано на реальности. Они еще не могут думать над воображаемыми проблемами и действиями для их решения.

@velikolepny_irun / Instagram.com

Отличия лиц

Исследователи пришли к выводу, что новорожденный ребёнок может отличить лицо матери от других. Однако он не способен отличить человека другой национальности или расы. Это связано с нехваткой опыта. Но дети легко улавливают мельчайшие черты и человеческие эмоции.

Рисуют не то, что видят

Учёные провели исследование, предложив детям от 5-ти до 9-ти лет нарисовать то, что они видят. Перед ними поставили кружку с ручкой, однако развернули её так, чтобы ручку не было видно.

5-7-летние дети нарисовали ручку у кружки, когда старшие изобразили без неё. Это связано с тем, что взрослые дети восприняли только очевидное, а младшие – должное (они знают, что у кружек есть ручки, поэтому так нарисовали).

@alfira_nigmatulin / Instagram.com

Понятия морали

Учёные провели исследование. У детей дошкольного возраста спросили, какой поступок хуже, человека, который разбил много ваз, но случайно или того, кто испортил одну, но специально. Все остановились на первом варианте, предположив, что он нанёс больше вреда.

А вот взрослые бы сказали, что второй вариант. Ведь человек совершил его намеренно, со злым умыслом.

Нажмите ЛАЙК и подпишитесь на наш каналСЧАСТЬЕ БЫТЬ МАМОЙЭто лучшая благодарность для автора!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a62054e8c8be30211b63857/5ab8a440f03173c25f6934df

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.