Деструктивное поведение: виды и формы, причины и признаки, что делать

Содержание

Деструктивное поведение

Деструктивное поведение: виды и формы, причины и признаки, что делать

Деструктивное поведение – это вербальные либо иные проявления внутренней деятельности, устремлённые на уничтожение чего-либо.

Разрушения охватывают все области бытия индивида: социализацию, здоровье, взаимоотношения со значимыми людьми.

Данное поведение ведёт к усугублению качества существования индивида, понижению критичности к собственным деяниям, когнитивным искривлениям восприятия и трактовки происходящего, спаду самооценки, эмоциональным нарушениям.

Это нередко приводит к социальной дезадаптации, вплоть до абсолютной изоляции личности. Подобное поведение порой является результатом механизма защиты, заключающегося в отождествлении с агрессором. Рассматриваемая вариация поведения характеризуется отклонением от принятых социумом поведенческих и моральных норм.

Причины

Принято поведенческие паттерны разделять на деструктивное или аномальное поведение и конструктивное (нормальное), общепринятое поведение.

Аномальное поведенческое реагирование, из которого формируется деструктивное, характеризуется нестандартностью, граничащей с патологией, неодобрением социумом.

Оно зачастую является отклонением с позиции социальных ориентиров, медицинских норм, психологических установок.

Всякая поведенческая модель закладывается в детстве. Четырёх-пятилетний кроха усваивает информацию, определяющую его дальнейшие взаимоотношения с социальной средой.

Полноценная семья, в которой царит взаимопонимание, превалирует забота, внимание, любовь оказывает благотворное влияние на созревании психики малышей, закладывает базисы поведенческих паттернов.

Отсюда индивиды, не получившие адекватного воспитания, тепла, внимания, любви, относятся к категории риска.

Также следует осознавать, что нередко дети заимствуют деструктивный образец поведения собственных родителей.

Научные деятели установили, что деструктивное поведение личности успешно формируется на фоне присутствия таких факторов:

– наличия многочисленных социальных отклонений (бюрократизм, коррупция, алкоголизм, преступность);

– либерализация мер социального воздействия (понижение уровня порицания, критики);

– ситуативные аномалии (спекуляции, фиктивные браки);

– послабление мер борьбы с анормальными поступками (отсутствие штрафов, системы наказаний).

Фрейд был убеждён, что разрушающее поведение является результатом отрицательного отношения индивида к собственной персоне. Также он приводил доводы тому, что деструкция представляет одно из базисных влечений.

Сторонники психоаналитической теории утверждали, что анормальные действия в различной степени присущи всем человеческим субъектам, разнятся лишь объекты таких действий (иные персонифицированные или неодушевлённые предметы, либо он сам).

Схожего воззрения придерживался и Адлер, полагающий, что основополагающей причиной разрушительного поведения является чувство отчуждённости и несостоятельности.

Фромм же утверждал, что разрушающее поведение провоцирует нереализованный потенциал человека, а также невозможность применять по назначению плодотворную энергию.

Социальный анализ рассматриваемой вариации поведенческого реагирования проводил Дюркгейм, а исследованию причин, факторов и разновидностей отклоняющихся действий посвящены работы Мертона, Уорсли и других представителей социологической науки.

Так, например, Мертон писал, что деструктивное поведение обусловлено аномией – особым морально-психологическим состоянием, характеризующимся распадом системы морально-этических ценностей и духовных ориентиров. Уорсли в свой черёд изучал релятивность взаимосвязи социокультурных норм и «абсолютных» стандартов.

Деструктивное поведение подростков

Проблема самодеструкции подростков является довольно актуальной, поскольку порождает подростковую наркоманию, суицидальные попытки, алкоголизм. Количество детских самоубийств растёт по годам. Случаи юношеской наркомании, алкоголизма давно перестали удивлять кого-либо.

При этом описываемые проблемы наблюдаются далеко не только в семьях, испытывающих бедственное положение. Статистические наблюдения гласят, приблизительно 37% детей, находящихся в наркологическом медицинском учреждении на учёте, являются выходцами из вполне благополучных семей.

Поведенческая модель закладывается с детства и основывается она, прежде всего, на родительском примере. К пятилетнему возрасту кроха уже имеет определённый багаж знаний, которым в последующей жизни ребёнок будет руководствоваться.

Деструктивная деятельность характеризуется двумя векторами направления: саморазрушение, то есть направленность на себя, выражающаяся в пристрастии к психоактивным, спиртосодержащим веществам, наркотическим препаратам, суицидальные действия, и внешние проявления, включающие вандализм, теракты, жестокость к живым существам.

Современное прогрессивное развитие социума помимо позитивных тенденций несёт в себе негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на неокрепшие умы молодёжи. Прогресс, к сожалению, принёс с собой деградацию культуры, стремительный темп бытия, вседозволенность, легкодоступность (информации, запрещённых веществ), увеличение количества неблагополучных семей, рост насилия.

Также негативные преобразования современного социума породили у взрослеющего поколения серьёзные трансформации. Так, например, можно констатировать деформацию морально-ценностной ориентации. Подростки более остро переживают переломные моменты, что отражается в их деструктивных деяниях и разрушающем поведении.

Пубертатный период является этапом самостандартизации, внедрения собственного «я» в определённые роли, что порождает рост потребности в ощущении чувства идентичности, вследствие чего несовершеннолетний нередко решает такую проблему посредством деструктивных деяний.

Социально-деструктивное поведение у молодёжи чаще всего обусловлено стремлением подростков самоутвердиться либо проявить себя через «негативные» поведенческие паттерны.

Подростки характеризуются повышенной эмоциональной чувствительностью, что откладывает отпечаток на их деяниях.

Картина мира вчерашних детей окончательно ещё не сформирована, однако всё прогрессирующий процесс жизнедеятельности порождает дополнительную психологическую нагрузку, выдержать которую может не каждый несовершеннолетний юнец.

Первыми признаками тяготения подростка к деструктивным поступкам считаются нелюдимость, отчуждённость. Затем постепенно проявляются повышенная возбудимость, перерастающая в откровенную агрессию к социальному окружению, что может наблюдаться как в школьной среде, так и в семейно-бытовых взаимоотношениях.

Нередко подростки норовят самоутвердиться, отстаивая различными путями собственное мнение. При этом невозможность в полной мере продемонстрировать собственное я, недостаток или отсутствие поддержки близкого окружения, значимых взрослых, являются причиной стремления подростка реализовать себя в «уличной» среде и чаще неблагоприятной.

Анализируя причины разрушающего поведения, Выготский выявил, что базисом большинства девиаций служит психологическая конфронтация между несовершеннолетним и средой, либо между отдельными аспектами личности подростка. Ипатов в свой черёд выдвинул предположение, что деструкция подростка является проявлением искривления его социализации, что обнаруживается в поступках, противоречащих социальным нормам.

Агрессия, жестокость, алкоголизм, табакокурение, суицидальные действия, тяга к видоизменению собственного тела (татуаж, шрамирование, пирсинг), сквернословие – всё это примеры деструктивного поведения, свойственные и несовершеннолетним, и взрослым лица.

Виды деструктивного поведения

Разрушающая поведенческая модель характеризуется множеством проявлений, которые бывают направленные либо на саму личность, либо на физические или нематериальные объекты окружающей среды.

Профессор Короленко к целям аномального поведения, устремлённого на явления окружающего мира, относит:

– истребление живых существ (пытки, умерщвление, издевательства, каннибализм);

– намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, террористические акты, перевороты);

– нанесение порчи неодушевленным предметам или объектам природы.

Ниже приведена основная классификация вариаций аномального поведения.

Деструктивное поведение принято подразделять на делинквентное, то есть являющее собой противоправные деяния индивида, за которые ему приходится нести криминальную или административную ответственность, и девиантное, представляющее модель поведения, несовместимую с морально-нравственными стандартами и этическими нормами, упрочнившимися в социуме (отличие от общепризнанного эталона поведения).

Деструктивная модель поведения подразделяется на такие типы:

– антисоциальный (против социума);

– аддиктивный (следствие зависимости);

– суицидный (самодеструкция);

– фанатический (результат фанатического влечения к чему-либо);

– аутический;

– нарциссический;

– конформистский.

Помимо того в зависимости от вида деятельных актов выделяют нижеприведённые разновидности аномального поведения, а именно: самоуничтожение, самоизменение (модификации тела: шрамирование, татуировки, пирсинг, трансформации психического состояния: злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков), самоповреждение (игнорирование витальных и социальных потребностей, стремление к риску).

Рассматриваемая разновидность поведенческого реагирования может обнаруживаться в различных его формах в контексте приспособления к социуму:

– радикальная адаптация (стремление изменить, неустраивающий индивида мир);

– девиантная адаптация (обоснованные деструктивные деяния, выход за границы нормы);

– конформистская адаптация (приспособление к общепринятым стандартам, с которыми субъект не согласен);

– гиперадаптация (установление недостижимых целей);

– социально-психологическая неприспособленность (явное отрицание нужности адаптации к обществу, приложение усилий, дабы избежать этого).

Профилактика

Профилактические мероприятия, направленные на коррекцию разрушающей модели поведения гораздо эффективнее, нежели его лечение, поскольку терапевтические меры предполагают постановку на учёт в психиатрическое учреждение. Игнорирование рассматриваемой проблемы в свой черёд нередко приводит травмированию детей, суицидальным поступкам, взрослые лица могут причинить вред окружающим.

Под профилактикой деструктивного поведения понимается сложный процесс, направленный на формирование качеств у индивида, способствующих ему стать подлинным субъектом социальных отношений. Одним из базисных факторов личностного созревания считается подготовка несовершеннолетних к социализации.

А основным институтом социализации детей является семья и школьная среда. Поэтому работа по предупреждению деструктивной поведенческой модели начинаться должна со школьной среды и семьи. Поскольку именно там закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая направленность поведения.

Профилактические мероприятия на уровне учебного заведения обязательно должны охватывать следующие направления:

– наблюдение за трудновоспитуемыми подростками;

– регулярное отслеживание посещаемости уроков трудновоспитуемыми школьниками;

– систематически отслеживать успеваемость таких детей;

– вовлекать трудновоспитуемого ребёнка в трудовую деятельность одноклассников, творческие и спортивные мероприятия, давать общественные поручения;

– стараться нейтрализовать пагубное воздействие родителей, стремиться нормализовать семейную ситуацию;

– регулярно проводить коррекционно-развивающие тренинги и игры.

Основные профилактические действия должны вестись в следующих направлениях:

– обнаружение детей, имеющих риск появления школьной дезадаптации (выявление учеников, часто пропускающих занятия, проводящих много времени в уличной среде, отстающих в успеваемости, конфликтующих с ровесниками или учителями);

– анализ социальной обстановки развития учащегося, имеющего проявления дезадаптивного поведения, объединяя школьников по группам в соответствии с вероятным риском, а также стадиями процесса дезадаптации;

– обучение учащихся умениям социальной компетентности (навыкам саморегуляции, управления конфликтами, самоорганизации, коммуникации, умению справляться с горечью утраты);

– создание и организация допрофессиональной подготовки несовершеннолетних, что заключается в поддержке личности подростка и семьи его в образовании адекватных условий социального взаимодействия, подготовке ребенка к существованию в социуме, профессиональном самоопределении, овладении способами и умениями трудовой деятельности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/destruktivnoe-povedenie/

Деструктивность и деструктивный – популярные понятия и определения

Деструктивное поведение: виды и формы, причины и признаки, что делать

«Это был очень продуктивный день», «я хочу услышать конструктивную критику» – эти выражения знакомы каждому, всем понятны.

А известно ли значение их противоположности – деструктивности? Так говорят о чем-то разрушающем, опасном, приводящем к регрессу, деградации, распаду общества, личности.

Давайте познакомимся с понятием «деструктивность», определим, что такое «деструктивный» во всех популярных явлениях.

Что такое деструктивность

Термин образован от латинского слова destructio, что значит разрушение, реструктуризацию чего-либо. Деструктивность в психологии обозначает особенности личности, разрушительное влияние индивида на самого себя или на внешний мир.

Известные психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм придерживались разных взглядов о природе деструктивности. Первый психолог считал, что она заложена во всех индивидах и отличается направленностью. Фромм полагал, что деструктивность иногда возникает, но это необязательно. Если она возникает, то направлена на внутренний мир индивида и только потом на внешний (как проекция).

Деструктивность как качество личности развивается в том случае, если человек не может самореализоваться, его энергия не находит выхода. Деструктивность – это результат препятствий на пути самовыражения личности.

Деструктивный – что это значит

Определим значение слова деструктивный. Термин образован от латинского слова destructivus, что означает «разрушительный». Что означает деструктивный?

Деструктивный – это:

  • разрушающий процесс;
  • сбой в работе чего-либо;
  • разрушение, распад структур, связей, зависимостей.

Определение понятия зависит от контекста, словосочетания, в котором используется. Рассмотрим популярные случаи употребления термина, его определение во всех феноменах.

Деструктивные отношения

Деструктивные отношения – это токсичные, зависимые или созависимые, опасные отношения, в которых оба или один участник страдает. Насилие, ограничение свободы и развития, конфликты, унижения, тирания, тотальный контроль – малая часть того, что присутствует в этих отношениях. Они разрушают личности, жизни участников.

Признаки токсичных отношений:

  • игнорирование мнения, интересов, желаний, потребностей партнера;
  • пренебрежение партнером;
  • химические зависимости у одного или обоих участников;
  • ощущение ненужности, безразличия;
  • побои, унижения;
  • измены;
  • ощущение никчемности, неполноценности, заниженная самооценка;
  • манипуляции, в том числе ревностью, слезами, чувством вины;
  • хроническое нервное напряжение;
  • хроническое ощущение несчастности, ощущение роли жертвы.

Любовь, по определению Фромма, это активная заинтересованность в жизни, развитии субъекта любви. Только так выглядят здоровые отношения. Это союз двух самостоятельных людей, независимых материально, морально, физически. Каждый свободен, но при этом каждый хочет проводить время с другим, потому что вместе они могут добиться еще большего, обогащают друг друга.

Деструктивная критика и общение

Деструктивная критика – это злобные, язвительные, принижающие замечания, которые не способствуют развитию личности, демотивируют. Это критика личности, а не поступков или отдельных черт.

Это навязывание своего мнения, попытки «заточить» кого-то под себя, заставить делать что-то так, как вам нужно. После токсичной критики не появляется желание попробовать еще раз, попробовать что-то новое.

Появляется разочарование в себе, злость, ощущение, что вас облили помоями и растоптали, установка «я никчемный».

Токсичная критика приводит к конфликтам, войнам, ссорам. Деструктивное общение – это претензии, оскорбления, упреки. Как и некорректная критика, оно приводит к конфликтам.

Деструктивный конфликт

Конструктивный конфликт приводит к сближению людей, улучшает взаимопонимание, повышает продуктивность деятельности. Деструктивный конфликт не содержит пользы. Участники не пытаются понять друг друга, решить проблему.

Особенности конфликта:

  • уводит от решения проблемы;
  • занижает самооценку участников, вгоняет их в состояние стресса;
  • направлен на поиск различий, противоречий участников, а не поиск компромиссов, общего;
  • портит психологический климат в коллективе;
  • не способствует развитию участников, их отношений.

Такие конфликты опасны. Они вредят производству, отношениям, состоянию участников.

Признаки токсичного конфликтного поведения:

  • недоверие;
  • приказы;
  • обвинения;
  • пренебрежительное, снисходительное отношение;
  • отказ принимать другую точку зрения, убежденность в своей правоте;
  • навязывание своего мнения, принуждение;
  • критика других в сочетании с непринятием критики в свой адрес.

Деструктивный конфликт – это иррациональное противостояние двух личностей. Такие индивиды настроены резко негативно, они не пытаются взаимодействовать, искать компромисс. Они подавляют других, готовы идти по головам ради достижения личных целей. Разрушающий конфликт может быть урегулирован только третьей стороной (посредник, медиатор).

Деструктивные чувства и эмоции

Деструктивные эмоции, чувства – это неотработанная сила, которая разрушает индивида изнутри. Обида, ревность, тревога, грусть, тоска, любовь – любое чувство и эмоция может стать разрушающей, если не находит выхода. Но, конечно, чаще речь идет о негативных переживаниях, неудовлетворенности.

Деструктивные мысли и разговоры

Навязчивые мысли или бесполезные разговоры, которые мешают развитию личности. Например, фобии, воспоминания, проигрывание старых ситуаций с альтернативным концом, чрезмерное фантазирование, негативные рассуждения, причитания о том, как все в жизни плохо. Их нужно заменить продуктивными действиями, решением проблем в настоящем.

Деструктивный характер

Деструктивный характер – это наличие таких качеств, которые препятствуют самореализации, развитию личности, ее взаимодействию с социумом. К этой категории относится угрюмость, необщительность, замкнутость, стеснительность, боязнь общения, упрямство, эгоцентризм, прочее.

Деструктивная личность

Что значит деструктивная личность? Это человек, активность которого направлена на разрушение социальных норм, институтов, законов.

Вместе с этим активность направлена на создание своей, альтернативной идентичности, отличной от тех моделей, которые личность пытается разрушить.

Такая личность не может жить вне социума, потому что только во взаимодействии с другими людьми она находит способы самоутверждения, самоактуализации, самопрезентации.

Личностная деструкция бывает спонтанной и постоянной. Первая зависит от условий, проявляется в конкретных обстоятельствах. Вторая заметна всегда, во всем. В обоих случаях у человека присутствует деструктивная установка на самоутверждение при помощи агрессии, разрушения социальных объектов.

Выраженность деструктивности личности колеблется от пассивных фраз типа «ненавижу этот мир, презираю все его устои, нормы» до активных асоциальных действий. Такой человек отрицает общепринятые ценности и нормы, ограничивает жизнь рамками своего мировоззрения.

Это приводит к сужению мышления и сознания.

Деструктивный человек – это агрессивный тип, который бежит от свободы. При помощи разрушения он пытается преодолеть свою неполноценность, которую ощущает из-за неспособности раскрыть потенциал для самореализации. Деструктивными действиями (морально, физически) он подавляет потенциал других людей. Такой человек не может адекватно оценивать свои поступки, враждебно относится к миру.

Деструктивное влияние

«Не дружи с этой компанией, они на тебя плохо влияют», – говорят иногда родители своим детям. Влияние плохой компании – пример деструктивного влияния. Кроме этого часто говорят о негативном влиянии других культур на культуру России, влиянии социальных сетей на умы молодежи.

Разрушительное влияние – это такое воздействие со стороны групп, отдельных людей, систем, культур, прочего, которое разрушает ценности, устои личности.

Чаще всего речь идет об информационном влиянии, пропаганде разрушительных явлений, например, девиаций, асоциального поведения, гомосексуализма, экстремизма, подобного.

Деструктивная деятельность

Это разрушительные поступки и действия, например, насилие, массовые убийства, войны, терроризм, разрушение природного, культурного наследия. Подобные акты заметны во всех странах, что говорит об общечеловеческой склонности к разрушающей деятельности.

Притом она развивается, обрастает новыми рисками прямо пропорционально техническому, информационному прогрессу. При помощи интернета человеку проще влиять на социум, а обществу проще влиять на человека.

Безработица, нестабильная социально-экономическая, политическая атмосфера в стране – факторы, усиливающие склонность к разрушающей деятельности.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения.

Деструктивное поведение: что это такое в психологии

В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.

Примеры и виды

Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.

Примеры токсичного поведения, направленного вовне:

  • моральное или физическое уничтожение другого человека;
  • агрессивность и враждебность в общении;
  • экстремистские действия, направленные на разрушение отдельных групп или всего общества;
  • вандализм и прочие действия, разрушающие культурное наследие или любые другие предметы;
  • убийство животных, вырубка лесов, загрязнение природы, то есть разрушение окружающей среды.

Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:

  • зависимости любого типа;
  • сексуальная распущенность, рискованное поведение и другие девиации;
  • делинквентное поведение (преступное);
  • суицид и членовредительство.

Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.

Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.

Коррекция поведения

Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:

  • вид и форма девиации;
  • мотивация и цель поведения с точки зрения психологии;
  • результаты и ущерб, причиненный себе, другим людям;
  • индивидуальные характеристики личности и стиль поведения.

Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.

Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.

Как преодолеть деструктивность

Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.

В качестве самопомощи можно сделать следующее:

  1. Поддерживайте себя. Найдите опору и возможность для самоутверждения внутри себя. Вы можете чувствовать себя полноценным и уверенным человеком, не утверждаясь за счет других.
  2. Развивайте эмпатию и сострадание, чтобы избавиться от агрессии, улучшить навыки общения.
  3. Научитесь выпускать негативные эмоции. Реализуйтесь в творчестве. Выберите тот тип, который вам интересен.

Деструктивность портит жизнь человеку и его окружению, приводит к деградации личности, психофизическому и эмоциональному истощению. Склонность к разрушению приводит к безнравственным, аморальным, преступным поступкам. Помните о том, что тяга к разрушению – это ответ на нерешенные психологические проблемы. Найдите их и разберитесь с ними.

Источник: https://onona.online/psihologiya/destruktivnost

Понятие деструктивного характера: что это такое, виды поведения у подростков

Деструктивное поведение: виды и формы, причины и признаки, что делать

Все люди по своей природе делятся на тех, кто созидает, и на тех, кто разрушает. Люди со вторым вариантом характера часто являются повышенным источником опасности для общества, окружающих и даже самих себя. В психологии такое явление носит название деструктивного поведения, в переводе с латинского языка «деструкция» означает «разрушение».

Разрушение личности может стать необратимым

Определение деструктивного характера

Деструкция это в психологии стремление личности нарушить свою цельную природу, нанести вред себе или окружающим. Это состояние, которое может нанести большой вред психике человека, потому что:

  • Деструкция неизменно приводит к проблемам с физическим здоровьем;
  • Человек, сосредоточенный на разрушении, не может позитивно мыслить и конструктивно общаться;
  • Саморазрушение приводит к постепенной физической и моральной деградации личности;
  • Если человек не способен созидать, он не может реализовать свой духовный потенциал, это ведет к быстрому истощению внутренних ресурсов.

Определение деструктивного состояния звучит как желание человека нарушить внутреннюю гармонию в себе самом и окружающем мире. Склонность к разрушению зависит от уровня развития деструктивных черт характера: у кого-то они ярко выражены, у кого-то почти отсутствуют («люди-созидатели»).

Стремление к деструкции, уничтожению может быть направлено внутрь или наружу, во внешний мир. В первом случае человек представляет опасность для себя самого, во втором – для общества.

Оба варианта разрушительного поведения нуждаются в своевременной психологической коррекции.

Деструктивный характер значительно затрудняет общение и конструктивное взаимодействие с окружающим миром, поэтому такие люди часто чувствуют себя одинокими, значит, страдают от вынужденной социальной изоляции.

Склонность к нарушению внутреннего баланса есть у всех, но бывает выражена в разной степени

Деструктивность как качество человека

Самоактуализация — что это значит в психологии

Деструктивность это в психологии предрасположенность к разрушительным действиям по отношению к себе, окружающим или социуму в целом. Причина такого состояния может быть разной.

Деструктивный характер определяется генами, чаще он все-таки формируется с возрастом, особенно, если ребенок растет в социально неблагополучной семье.

Деструктивную направленность личности можно легко определить по следующим ярким признакам:

  • Человек намеренно ломает или портит свои (чужие) вещи;
  • Любовь к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида;
  • Интерес к смерти и суициду;
  • Склонность к длительным депрессиям.

Если человек демонстрирует данные симптомы, это говорит о развитии деструкции. Стремление разрушать все вокруг себя и собственную личность часто сочетается с различными видами зависимостей: табачной, алкогольной, наркотической или игровой.

Если негативная энергия направлена вовнутрь, человек может сознательно наносить себе увечья. У женщин это увлечение пластическими операциями и пирсинг, у мужчин – татуировки и «тоннели» в ушах.

Самое печальное то, что от стремления наносить себе увечья тоже возникает сильная зависимость, поэтому человек, однажды сделавший себе татуировку с целью деструкции собственной личности, уже не может остановиться и продолжает уродовать свое тело.

Такое поведение характерно не только для подростков, оно распространено и среди людей после 30 лет.

Виды деструктивного поведения

Как полюбить себя — что это значит в психологии, принятие своей личности

Деструктивное поведение в психологии это стремление к совершению действий, направленных на повреждение чего-либо. Эти действия могут иметь разный характер.

Один из самых распространенных видов такого поведения – это деструктивный разговор (стремление всеми способами обидеть, унизить, морально уничтожить собеседника).

Специалисты выделяют несколько групп деструктивных тенденций:

  • Разрушение себя самого;
  • Моральное уничтожение других людей;
  • Разрушение окружающего мира;
  • Полное пренебрежение социальными нормами и установками.

Интенсивность стремления к разрушению не зависит от возраста. Эта тенденция одинаково часто встречается у молодежи и людей старшего возраста. Мужчины более склонны к такому поведению, по сравнению с представительницами слабого пола.

Негативное отношение к окружающему миру часто развивается под влиянием стресса или экзистенциального кризиса, профессионального выгорания. Тяга к деструкции может быть вызвана потерей работы, смертью близкого родственника или другой серьезной психологической травмой.

Холерики более склонны к разрушительному поведению, направленному вовне. Меланхолики чаще демонстрируют тенденцию к автодеструкции.

Общаться с человеком, открыто демонстрирующим желание морально уничтожать окружающих и склонному к конфликтам, сложно. По возможности, лучше свести общение к минимуму. Если это невозможно (например, деструктивной личностью является непосредственный руководитель), нужно использовать различные методы психологической защиты от проявляемой агрессии.

Вандализм и алкоголизм молодежи – типичное проявление опасных наклонностей к разрушению

Внимание! Крайней формой деструкции является убийство, крайней формой автодеструкции (саморазрушения) – суицид.

Известно, что разрушительное поведение молодежи и подростков часто связано с тем, что они смотрят по телевидению и видят в компьютерных играх.

Особую опасность для молодых умов представляет японская видеопродукция, так как для японской культуры характерно подсознательное стремление к деструкции.

Деструктивное поведение человека

Психопатия — это болезнь или характер

Один из самых опасных типов психологических расстройств подростков и взрослых – это деструктивный характер. Он может проявляться постоянно или периодически, в виде неожиданных вспышек гнева и агрессии. Наиболее опасны такие вспышки, если человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

В состоянии аффекта такая личность теряет человеческий образ и может нанести серьезный вред окружающим, особенно тем, кто слабее. Мужчины, имеющие склонность к разрушению, часто унижают ни в чем не повинных жен и детей, превращая их в жертв домашнего насилия.

В этом случае лучший способ спастись от домашнего тирана и получить свободу – обратиться в кризисный центр помощи жертвам домашнего насилия.

Все люди делятся на созидателей и разрушителей

Профилактические мероприятия, направленные на коррекцию

Для профилактики деструктивного отклоняющегося поведения необходимо:

  • Активно развивать психологическое позитивное мышление вместо разрушительного;
  • Проводить политику защиты молодежи от негативного влияния интернета;
  • Пропагандировать основные принципы здорового образа жизни и занятия разными видами спорта;
  • Проводить активную работу с молодежью в плане культурного досуга и патриотического воспитания;
  • Всячески поощрять любое стремление ребенка к созиданию, делать что-то своими руками как альтернативу разрушению.

Как показывает практический опыт, такие мероприятия по профилактике  обычно дают хороший результат и находят живой отклик у молодых людей, страдающих от склонности к деструкции или автодеструкции.

При любых проявлениях деструктивного поведения человеку требуется неотложная психологическая помощь. В отличие от других, не представляющих угрозу для общества расстройств, данная проблема не проходит самостоятельно и нуждается в коррекции. Тенденция к деструкции быстро прогрессирует, поэтому оставлять без внимания нарастающее стремление к разрушению ни в коем случае нельзя.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/destruktivnyj-xarakter-v-psixologii.html

Деструкция – что это такое, основные причины и симптомы, какие есть виды и формы?

Деструктивное поведение: виды и формы, причины и признаки, что делать

Деструкция. Термин «деструктивное поведение» или «деструкция» все чаще на слуху. Его нередко применяют по отношению к подросткам, однако что значит это понятие, каковы его симптомы и причины знают немногие. Специалисты утверждают, что методы профилактики такого поведения должны быть известны широкому кругу лиц.

Что такое деструкция?

Это понятие применяется во многих научных дисциплинах и означает разрушение, нарушение целостности или структуры, уничтожение. В психологии деструкция – это отторжение общепризнанных норм и моральных ценностей, носящее разрушительный характер для индивида. Причем такое поведение затрагивает все сферы жизни человека – его здоровье, отношения с близкими людьми, коммуникации с социумом.

Деструктивный человек всячески демонстрирует свое пренебрежение сложившимся в обществе нормам, традициям и укладам. Старается действиями или словами выразить протест.

Психологи утверждают, что на такую модель поведения способна большая часть человечества, однако проявляется она в особо тяжелые и переломные жизненные моменты.

Вот почему этим термином чаще апеллируют при изучении психологии подростков.

Причины деструктивного поведения

Психологи и психиатры утверждают, что деструктивная модель поведения может быть свойственна любому человеку на земле, отличаться лишь будут формы и способы ее проявления. Однако существуют вполне определенные причины деструкции:

  1. Атмосфера и модель поведения в семье, в которой растет ребенок. Малыш до пятилетнего возраста как губка впитывает все то, что с ним происходит: как мама и папа общаются между собой, как относятся к своим детям. Отсутствие внимания, любви и уважения может выплеснуться в будущем в аномальное поведение индивида. Также ребенок может просто копировать жизненную модель своих родственников.
  2. Психические расстройства и пристрастие к наркотикам или алкоголю.
  3. Крупные неудачи в жизни и тяжелые болезни, при которых индивид решает, что ему нечего терять.
  4. Толчком к развитию деструкции могут стать массовые социальные отклонения. Например, разгул преступности и спекулятивной деятельности, бюрократизм, массовый алкоголизм.
  5. Ослаблением мер общественного контроля от либерализации некоторых ценностей и свобод до несовершенной системы штрафов и наказаний.

Симптомы деструкции

Аномальное или разрушительное поведение может быть направлено на людей и животных, нематериальные предметы и даже самого себя. Отсюда ученые выделяют несколько паттернов поведения со свойственными им деструктивными симптомами:

  1. Агрессивное и жестокое обращение с окружающими живыми существами.
  2. Враждебный тон и построение фраз при общении с окружающими людьми.
  3. Тенденция к уничтожению или порче нематериальных предметов и чужих вещей.
  4. Деструкция личности проявляется и в стремлении к разрушению привычного уклада отношений между близкими индивиду людьми.
  5. Эпизодическая или постоянная неспособность испытывать эмоции, отсутствие выраженных чувств.
  6. Угрозы собственной жизни и окружающим людям и животным.

Виды деструкции

Классификации деструктивной деятельности существуют у большого количества ученых. Однако сложность таких исследований затруднена тем, что понятие нормы изменчиво с течением времени. Самые распространенные виды аномального поведения:

  1. Делинквентное, при котором индивид совершает противозаконные поступки, карающиеся уголовным или административным законодательством.
  2. Девиантное, во время которого человек активно отвергает принятые в обществе культурные ценности и нормы морали.

Формы деструктивного поведения

В зависимости от особенностей взаимоотношения человека с социумом и степени адаптации в нем, деструктивное поведение может принимать следующие формы:

  1. Радикальную адаптацию. В такой ситуации человек пытается полностью изменить и подстроить под себя окружающую действительность.
  2. Гиперадаптацию, при которой человек ставит перед собой недостижимые цели и задачи.
  3. Конформистскую адаптацию. При такой форме поведения личность визуально подстраивается под те догмы и нормы, которые не принимает.
  4. Девиантную адаптацию, то есть совершение действий и поступков, противоречащих принятым нормам.
  5. Социально-психологическую дезадаптацию, во время которой человек уверен, что не обязан адаптироваться в социуме и соблюдать его нормы и законы.

Деструктивное поведение в конфликте

В спорных ситуациях происходит столкновение интересов и мнений разных личностей или групп лиц. Одной из форм ведения конфронтации является деструкция – это неспособность разрешить спорную ситуацию. Как правило, применяются следующие приемы ведения беседы:

  • намеренное обострение конфликта;
  • переход на личности;
  • отсутствие умения выслушать оппонента;
  • излишняя эмоциональность;
  • провоцирование оппонента на агрессию.

Деструктивность – как избавиться?

После того как некоторые люди узнают, что это за понятие деструкция, они начинают понимать некоторые симптомы ее проявления в себе или у своих близких. Для их искоренения психологи рекомендуют:

  1. Проработать страхи неполноценности и полюбить себя. Это можно делать как самостоятельно, так и со специалистом.
  2. Развивать в себе альтруизм и способность к эмпатии.
  3. Научиться развивать собственную значимость за счет улучшения себя, а не унижения других.
  4. Обучиться техникам экологичного избавления от накопленной агрессии.
  5. Проявлять себя в творчестве, в котором можно цивилизованно выплескивать свои эмоции.

Профилактика деструктивного поведения

Вся сложность профилактики деструкции сводится к тому, что индивид считает свое поведение нормальным и не осознает проблемы. Поскольку деструктивная личность формируется в детстве и в период школы, то на эти годы жизни ребенка стоит обращать особое внимание как родителям, так и педагогам. Действенные методы профилактики:

  1. Стремление принять мнение ребенка и его свободы на определенные действия.
  2. Соблюдение баланса между необходимостью, возможностями ребенка выполнять определенные действия и желанием к их осуществлению. Проще говоря, для ребенка необходимо создать полезную мотивацию для выполнения даже самых привычных и рутинных дел.
  3. Помощь ребенку в экологичном выражении себя, нахождении хобби и занятия по душе, социальной адаптации. Те дети, которые с начальной школы с удовольствием занимаются танцами, музыкой, спортом, живописью реже демонстрируют девиантное поведение в подростковом возрасте.
  4. Постепенное расширение зоны ответственности ребенка за свои поступки, увеличение самостоятельности в ежедневных делах. Деструкция часто бывает связана с инфантильными расстройствами индивида.
  5. Отказ от проявления агрессии в сторону своего чада.
  6. Развитие эмоционального интеллекта ребенка. Его стоит научить понимать свое тело, места локализации тех или иных эмоций в организме.

Сейчас читают:  Никогда не помогай слабым!

По материалам — womanadvice.ru

Челленджи которые помогут измениться Чтобы забыть Жена раздражает мужа Как перестать думать о плохом Как побороть страх

Источник: https://amrom.ru/destrukcija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.