Ассоциации к словам

Содержание

Ассоциации к словам – игра в ассоциации с коллективным разумом

Ассоциации к словам

Есть очень любопытный онлайн сервис, который мгновенно подбирает любые ассоциации к словам. Мимо пройти было невозможно, решила узнать, насколько часто и в каких случаях метод ассоциаций требуется нам в обычной жизни и профессиональной деятельности?

Ассоциации к словам – игра в ассоциации с коллективным разумом

Оказалось, с помощью этого метода, одного из самых творческих, мы свободно можем создавать альтернативное решение проблем и задач. Нужно понимать, что ассоциация – это связь, которая возникает в нашем сознании в процессе мышления между определёнными представлениями, один образ влечёт вслед другой образ. К примеру, слово «ёлка», скорее всего, вызовет ассоциацию «Новый год» и т.д.

Задачи ассоциативного мышления:

  • создавать новые оригинальные идеи;
  • развивать воображение и фантазию;
  • образовывать смысловые связи.

Люди привыкли к словам, которые вызывают у них определенные ассоциации и образы. Поэтому метод ассоциаций может распространяться на все сферы нашей жизнедеятельности, принося определенную пользу и в работе с детьми, и в принятии серьезных управленческих решений.

Зачем нужно подбирать ассоциации к словам?

Для развития памяти

Например, нужно запомнить список дел:

  1. купить огурцы, средство от комаров и конверты,
  2. сварить для салата рис,
  3. встретиться с Ваней у фонтана,
  4. позвонить маме,
  5. полить цветы.

Урезаем весь список и получаем: огурец, комар, конверт, рис, фонтан, телефон, цветы. Теперь осталось связать слова последовательно. В итоге из списка дел вырастает следующая история: огурец разламываем, и из него вылетает комар, который прячется в конверт. Конверт разбухает, и из него начинает фонтаном бить рис.

Зернышки риса складываются в телефон. Мы снимаем трубку, а из нее вырастают цветы. Эта история должна прокручиваться в голове, как мультик про “Пластилиновую ворону” или “Прошлогодний снег”.

 С помощью таких “мультиков” можно запомнить правописание трудных слов, исторические даты, географические названия, последовательность карт и самые экзотические имена-отчества.

Для изучения иностранных языков

Этот метод исключает зубрежку. Нужно постараться понять материал, представить его и автоматически запомнить.  ошибка в изучении языка – перевод иностранного слова на наш великий и могучий. Надо просто сразу ассоциировать иностранное слово с соответствующим ему понятием.

То есть не повторять, как попугай, table – стол, стол – table, выделяя голосом то английское слово, то родное, а представить стол, что называется в красках, повторяя ТОЛЬКО иностранное слово.

Именно так дети учат родной язык: слово связывается не с другим словом, а сразу с понятием.

Для развития творческого мышления

Например, художники, писатели, поэты… используют ассоциации, как основной творческий метод. Если для вас облако похоже только на облако, то научиться видеть в них образы, вопрос времени, желания и тренировки.

Для принятия важных управленческих решений:

Можно сформулировать некую ассоциацию с первоначальной постановкой задачи. Далее необходимо придумать новую ассоциацию, но уже не на саму задачу, а на первую ассоциацию.

Таким образом придумывается ряд последовательных ассоциаций с последующим анализом полученных идей. Проведя анализ и проявив фантазию, можно найти в каждой идее рациональные и полезные элементы.

Из них и формируется в дальнейшем решение поставленной задачи.

Для работы с текстами

Когда не хватает слов, чтобы выразить свои мысли (копирайтеры, рерайтеры, веб-мастера, владельцы блогов и сайтов – это для вас!!!):

Если у вас маленький словарный запас, или вдруг он закончился на самом интересном месте, самое время воспользоваться генератором ассоциаций, чтобы найти нужное слово, тем самым пополнив свой лексикон и написать отличную статью. Вот, буквально сейчас, споткнулась на том, чтобы подобрать синоним фразы “словарный запас” – выручил и очень кстати, онлайн сервис Sociation.

Для составления семантического ядра и подбора ключевых слов

Подбирая фразы для семантического ядра, мы можем использовать так называемые ассоциации к словам из статистики Яндекс Вордстат. Эти ассоциативные запросы приводятся в правой колонке его основного окна.

 Какие-то из них наверняка приходили и вам в голову, но всегда найдутся и такие, которые вы упустили из вида. Но часто бывает, что в этой правой колонке досадно мало слов и фраз. Самое время воспользоваться генератором ассоциаций к словам.

Ну, а чем больше целевых ключевых слов будет включать наше семантическое ядро, тем большее количество правильных посетителей мы сможем привлечь на свой сайт.

Источник: https://kopilkasovetov.com/programmyi-servisi-prilogeniya/podbiraem-assotsiatsii-k-slovam-mgnovenno

Ассоциации, ассоциативное мышление. Словесные игры в ассоциации. Словари

Ассоциации к словам

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Русское слово».

Сегодня хочу поговорить с вами о том, что такое ассоциация, ассоциативное мышление и почему важно развивать в себе способность к ассоциативному мышлению. В конце статьи вы найдёте ссылки на замечательные ресурсы, помогающие подбирать ассоциации, а так же упражнения и игры, развивающие ассоциативное мышление.

Представления об окружающем мире и понятия, которыми обладает память человека, бесспорно, связаны между собой. Эта связь основана на прошлом опыте человека и отражает объективно существующую зависимость между явлениями реального мира. Ассоциации играют очень важную роль в строении лексической системы языка.

Никола́й Вячесла́вович Круше́вский, польский и российский лингвист, теоретик языка 19 века:

Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации по сходству; это сходство будет не только внешнее, т. е.

звуковое или структурное, морфологическое, но и внутреннее, семасиологическое.

Или другими словами: всякое слово способно, вследствие особого психического закона, и возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно, и возбуждаться этими словами…

Семасиоло́гия — раздел семантики, изучающий лексические значения слов и выражений и изменения этих значений.

Семантика изучает смысловое значение единиц языка.

Что такое ассоциация

Слово «ассоциация» многозначное. В психологии и философии ассоциация — это связь между определёнными представлениями, ощущениями, восприятиями, когда один образ влечёт за собой другой образ или понятие.

Идеи о взаимосвязи понятий и образов развивали ещё Аристотель и Платон. С течением времени наука об ассоциациях развилась, и сейчас уже различают несколько видов ассоциаций, таких как:

  • ассоциации по сходству (например, спичка — огонь),
  • по контрасту (жидкий — густой),
  • по близости в пространстве или во времени (крем — торт),
  • причинно-следственные ассоциации (лук — слёзы).

Ассоциативное мышление — это мышление образами, это способность человека находить и применять различные ассоциации, то есть аналогии. Для того, чтобы лучше понять какую-то мысль или просто что-то запомнить, человек ищет ассоциации. Таким образом создаются новые оригинальные идеи, появляются своеобразные смысловые связи.

https://www.youtube.com/watch?v=h2Aj1eGITbs\u0026list=PLub2DgMClK1Pyt7bRdoSmXGfpNTTvnNkF

Запоминание новых явлений, предметов, событий и фактов обычно происходит на основе имеющегося опыта. При этом мы «включаем» воображение, ищем ассоциации и запоминаем новое слово, привязав его к чему-то знакомому нам.

Например, чтобы запомнить пин-код банковской карточки 8007, выстраивается ассоциативная цепочка: год олимпийских игр в Москве + семь чудес света. И всё, цифры пин-кода прочно «засели» у вас в памяти.

Ассоциативное мышление — многофункционально, оно помогает нам более продуктивно трудиться и мыслить.

Любой человек, который стремится держать свой интеллектуальный багаж в тонусе, должен постоянно развивать ассоциативное мышление. Этот процесс не требует долгой, кропотливой тренировки, заниматься этим может каждый в любое время. А результат не заставит себя ждать.

Для того чтобы развивать ассоциативное мышление, можно каждый день в повседневных вещах находить подкрепление своим занятиям. Наблюдайте за прохожими, за пассажирами в транспорте, пытайтесь угадать их возраст, социальный статус и т.д.

Простые упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнение 1. Ищем ряд ассоциаций.

Сначала мы называем два слова, а потом составляем такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. К примеру: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.

Упражнение 2. Создаём цепочку ассоциаций.

Придумываем слово, подбираем к нему слово-ассоциацию и со следующим словом поступаем так же. Например: зонт – дождь – холод – тёплый чай – камин – дом и т.д. Эти цепочки будут уникальны, потому что у каждого человека возникнет свой ассоциативный ряд.

Упражнение 3. Один признак.

Наша задача к двум словам подобрать ассоциации по заданному признаку. Например: синий и бескрайний — море.

Упражнение 4. Оригинальные ассоциации.

Создавайте непривычные ассоциации, которые не так явно подразумеваются. Например: ёж – игольница.

Такие развивающие упражнения стимулируют мышление, это помогает анализировать какую-то информацию, более прочно и без особого напряжения запоминать любую информацию, писать сочинения.

Одним из лучших тренингов развития ассоциативного мышления является интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», ведь участники отвечают на вопросы, благодаря логике мышления, образности, благодаря быстрой организации ассоциативных цепочек, а не только используя общую эрудицию.

Игры в ассоциации

Известна всем игра в ассоциации «Крокодил». Помогает очень весело провести время. Правила игры Крокодил

Участники делятся на 2 команды.

Поочерёдно от каждой команды выбирается ведущий, или «показывающий». Ему команда соперников предлагает слово.

Ведущий показывает загаданное слово своей команде с помощью пантомимы (жестов и мимики). Команда должна угадать загаданное соперниками слово. Во время показа слова игроки угадывающей команды должны называть слово максимально быстро и предлагать много версий правильного ответа.

Основные правила для ведущего:

  •  запрещается произносить какие-либо слова и даже звуки, а также артикулировать губами;
  •  слово нельзя собирать по частям, его следует показывать сразу целиком;
  •  нельзя показывать на окружающие предметы, прямо или косвенно указывающие на загаданное слово.

Основным критерием выигрыша или проигрыша является время, потраченное на угадывание слов. Команда, потратившая в совокупности меньше времени, считается победившей.

И в конце своей статьи об ассоциациях я хочу порекомендовать 2 отличных ресурса, помогающие в развитии ассоциативного мышления.

Об одном из них я уже упоминала в прошлой статье об ассоциациях (это здесь).

Sociation.org – игра в ассоциации с коллективным разумом.

Это экспериментальный некоммерческий проект, целью которого является собрать самый большой словарь ассоциаций русского языка.

Ещё один ресурс – Сеть Словесных Ассоциаций

Wordassociations.ru – дарит возможность просмотра ассоциаций к какому-либо слову. Каждое слово сопровождается словарными статьями из словарей Д.Ушакова и В. Даля. И даже рисунками. Отличный проект! Очень рекомендую!

Автор и создатель проекта wordassociations.ru Юрий Ротмистров считает:

Слово имеет свою историю. Слово не возникает на пустом месте и не появляется из ничего. Слова в языке не разбросаны хаотично, но образуют прочный наполненный гармонией смысла фундамент.

https://www.youtube.com/watch?v=ZLyNa2SPN8o\u0026list=PLub2DgMClK1Pyt7bRdoSmXGfpNTTvnNkF

Язык – это не случайное образование из слов, язык – это целостный мир, в котором живут слова. Здесь они живут по своим правилам и соблюдают свои законы.

Подобно тому, как крепость слагается из тщательно подобранных и обтёсанных камней, язык возникает из упорядочивания слов. Подобно камням храма, прочно связанным раствором глины, слова крепко связаны между собой смысловыми связями.

Слова живут вместе с человеком – они объединяют поколения… Язык – это храм человеческой мысли. Храм, где каждое слово несёт свой неповторимый смысл.

Язык, так же как и храм, дарит человеку бессмертие…

Великие слова!..

Источник: https://wordru.ru/associacii-associativnoe-myshlenie-slovesnye-igry-v-associacii-slovari/

Что такое ассоциации в психологии. Ассоциации к слову

Ассоциации к словам

Известный итальянский писатель Джанни Родари сравнивал произнесенное слово с камнем, брошенным в пруд.

Расходящиеся от него круги всколыхнули не только воду, они заставили двигаться в одном ритме совершенно несвязанные друг с другом предметы: осенний листок на воде, камыш, поплавок рыбака, кувшинку. Подобные волны вызывает и услышанное нами слово.

Только это волны возбуждения, расходящиеся в коре головного мозга. Они вовлекают в движение мысли, образы, воспоминания. Это и есть процесс рождения ассоциаций, которые играют очень важную роль в психике человека.

Ассоциации с точки зрения психологии

Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.

Ассоциация как связь

Связь — так это понятие и переводится с латыни.

У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами.

То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.

Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.

Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций.

Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную.

А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.

Психофизиологический механизм ассоциаций

Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения.

Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи.

Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.

Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.

Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, определяющая и быстроту рефлекторных реакций. А значит, время и область распространения нервного импульса. Чем выше скорость, тем быстрее и разнообразнее возникают ассоциации.
  • Память и информация, хранящаяся в ней. Чем обширнее и разнообразнее наши знания, тем богаче ассоциации и, соответственно, оригинальнее продукты мышления.
  • Воображение. В процессе рождения ассоциаций возникающие образы могут подвергаться обработке, трансформации, элементы их комбинироваться в новых сочетаниях. Так работает воображение, и созданные им новые образы обогащают нашу память, участвуют в мышлении.
  • Область подсознания. Ассоциативные процессы, в основе которых лежит спонтанное распространение возбуждения в коре головного мозга, распространяясь вглубь, подключают к мышлению уровень подсознания. Так как там хранится огромное количество неосознаваемой нами информации, а целенаправленного доступа к ней нет, то ассоциации – это один из немногих каналов связи с этим таинственным уровнем психики.

Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест.

Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями.

Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.

Виды ассоциаций

Первую известную классификацию ассоциаций создал еще Аристотель, и мы ей до сих пор пользуемся. Античный философ выделил три вида связей:

  • По сходству. Для того чтобы между двумя объектами или явлениями в мозгу человека возникла эта связь, они должны быть похожи по какому-то признаку: внешнему виду, цвету, эмоциональному воздействию и т. д. Так, цифра 2 вызывает ассоциацию с гусем, небо – с океаном, а снежная равнина – с белой простыней.
  • По смежности. Этот распространенный вид связи возникает при частом восприятии каких-то объектов одновременно. Например, запах пирогов может вызвать ассоциацию с домом, с детством, с ласковой бабушкой; шум прибоя – с отпуском, а аромат мандаринов и хвои – с Новым годом. К этому виду относятся и вербальные ассоциации, родившиеся из устойчивых выражений. Например, в ответ на слово «ива» у многих возникнет в сознании «плакучая», береза — белоствольная, дуб — могучий и т. д. Но ассоциация по смежности может отражать и наличие реальной связи или взаимодействия между объектами. Так, шляпа ассоциируется с головой, телега с лошадью, луна с ночью.
  • По контрасту. Это самый сложный вид ассоциаций, плохо поддающийся объяснению. Возникающий в сознании образ вызывает ассоциацию с противоположным ему по значению. Так, если произнести слово «день», то у большинства всплывет в сознании ночь. Лето — зима, жара — холод. Такие ассоциации являются источником интересных ярких метафор, например, сравнение снежинок с искрами.

Позднее классификация Аристотеля была дополнена еще одним видом. Ассоциации по смыслу – это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.

Психодиагностические методы с использованием ассоциаций

Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека.

Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд.

Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.

Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.

Метод свободных ассоциаций

Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.

Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.

Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить.

А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.

Разнообразие ассоциативных методов

В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим.

В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом.

Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:

  1. На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого. Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций».
  2. На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
  3. На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.

Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности.

Ассоциации в мышлении и творчестве

Познавательные процессы в целом во многом связаны с ассоциациями. Например, наша память. Именно возникновение связи между вновь поступившей информацией и той, что хранится в мозгу, обеспечивает быстрое и легкое запоминание. Чем больше объем знаний человека, тем разнообразнее возникают ассоциации и эффективнее процесс запоминания.

Ассоциативный характер мышления обеспечивает возможность подключать к решению задач информацию из многих областей жизни и хранящуюся на разных уровнях сознания. Быстрое возникновение связи между образами, понятиями, мыслями делает воображение свободным и легким, а возникающие идеи – оригинальными, нестандартными.

Очевидно, что процесс творчества предполагает наличие развитого ассоциативного мышления. Одна из его особенностей в том, что это мышление работает как бы в обход логики.

Ведь ассоциации возникают спонтанно и не требуют выстраивания сложных логических цепочек причинно-следственных связей.

Часто рождающиеся ассоциации кажутся нелогичными, но они имеют глубокий смысл и позволяют увидеть обходные пути в решении самых сложных проблем.

Сейчас психологами разработано множество методик и тренингов для развития ассоциативного мышления, а также приемов, которые позволяют научиться управлять процессом рождения ассоциаций, сделать его осознанным и включить в процесс творчества.

Источник: https://psychologist.tips/3491-chto-takoe-assotsiatsii-v-psihologii-assotsiatsii-k-slovu.html

Сеть словесных ассоциаций

Ассоциации к словам

Проект «Сеть словесных ассоциаций» дарит вам возможность просмотра ассоциаций, возникающих у человека, с определённым словом. Для получения ассоциаций с заданным словом просто введите искомое слово в строку поиска и нажмите клавишу “Enter” или кнопку “Найти”.

Также предоставлена возможность поиска по первой букве слова. После нажатия соответствующей ссылки на панели навигации вы перейдёте на страничку со списком слов, начинающихся на указанную вами букву.

Если результаты поиска не уместились на одной странице, то внизу страницы вы увидите панель навигации по страницам. Используйте ссылки “Следующая”, “Предыдущая”, а также порядковый номер для перехода между страницами.

Для удобства использования каждое слово сопровождается статьями из толкового словаря русского языка. Результаты поиска могут также содержать картинки, которые изображают значение соответствующего слова. Нажмите левой кнопкой мыши на выбранной картинке чтобы увидеть её в более высоком разрешении.

Описание проекта

По своей сути проект «Сеть словесных ассоциаций» представляет из себя идеографический словарь или тезаурус. Этот словарь включает в себя три базовых составляющих: ассоциативный словарь, толковый словарь, картинный словарь.

Ассоциативный словарь, словарь ассоциаций или аналогический словарь группирует слова языка по психологическому восприятию, значению и смыслу.

Толковый словарь — это словарь, содержащий в себе слова и понятия языка с кратким описанием того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов; толковый словарь изъясняет лексическое значение того или иного слова. Картинный словарь или визуальный словарь содержит графические иллюстрации, которые изображают значения слов.

Определение ассоциаций

Ассоциации являются одним из основных механизмов памяти. В определенном смысле их можно назвать естественными классификаторами понятийного содержания лексики языка. Представления и понятия, которыми располагает память человека, связаны между собой.

Эта связь основана на прошлом опыте человека и, в конечном счете, с большей или меньшей степенью точности воспроизводит объективно существующую зависимость между явлениями реального мира. При определенных условиях оживление одного представления или понятия сопровождается оживлением других, соотносящихся с ним. Это явление получило название ассоциации (термин предложен в XVIII в.

Локком). По И. П. Павлову, ассоциация есть не что иное, как временная нервная связь, возникающая при определенных условиях.

По материалам книги Морковкин В.В. «Идеографические словари» (1970)

Со времен Аристотеля различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности. Ассоциации по сходству основаны на том, что ассоциируемые явления обладают некоторыми общими чертами.

Они представляют собой результат обобщения условной связи, при котором сходные раздражители вызывают сходную реакцию (например, оживление синонимического ряда при актуализации одного из синонимов: горе – несчастье, скорбь, печаль, грусть и т. п.).

Близки к ассоциациям по сходству ассоциации по контрасту, возникновение которых объясняется наличием у явлений противоположных свойств. Физиологическая сущность ассоциации по контрасту состоит во «взаимной индукции нервных процессов, когда сильные раздражители…

вызывают вначале сильное возбуждение, а затем последовательное торможение в тех же участках коры мозга.

В результате этого в дальнейшем один из контрастных раздражителей может вызвать сразу же вслед за собой то, что вызывалось раньше другим (контрастным с ним) раздражителем» (например, явление антонимии: горе – радость, счастье – несчастье и т. д.).

Ассоциации по смежности образуются при близком расположении явлений во времени или в пространстве. В настоящее время указанные три типа ассоциаций относятся к простым или механическим.

Наряду с ними выделяют более сложные, смысловые ассоциации.

Таковыми являются, в частности, ассоциации, отражающие родовидовые и причинно-следственные отношения между объектами окружающего мира (например, цветок – роза, болезнь – смерть и т. п.).

По материалам книги Морковкин В.В. «Идеографические словари» (1970)

Поскольку ассоциации отражают некоторые существенные связи между объектами и явлениями реального мира, а следовательно, и между понятиями, законно сделать вывод, что они играют важную роль в строении лексической системы языка. На это указывал еще Н. В. Крушевский: «Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации по сходству; это сходство будет не только внешнее, т. е.

звуковое или структурное, морфологическое, но и внутреннее, семасиологическое. Или другими словами: всякое слово способно, вследствие особого психического закона, и возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно, и возбуждаться этими словами…

Если, вследствие закона ассоциации по сходству слова должны укладываться в нашем уме в системы или гнезда, то благодаря закону ассоциации по смежности, те же слова должны строиться в ряды.

Итак, каждое слово связано двоякого рода узами: бесчисленными связями сходства со своими родичами по звукам, структуре или значению и столь же бесчисленными связями смежности с разными своими спутниками во всевозможных фразах: оно всегда член известных гнезд или систем слов и в то же время член известных рядов слов…».

По материалам книги Морковкин В.В. «Идеографические словари» (1970)

Источник: https://wordassociations.net/ru

Датасет: ассоциации к словам и выражениям русского языка

Ассоциации к словам

В последнее время для оценки семантического сходства широкое распространение получили методы дистрибутивной семантики. Эти подходы хорошо показали себя в ряде практических задач, но они имеют ряд жёстких ограничений.

Так, например, языковые контексты оказываются сильно схожими для эмоционально полярных слов. Следовательно, антонимы с точки зрения word2vec часто оказываются близкими словами.

Также word2vec принципиально симметричен, ведь за основу берётся совстречаемость слов в тексте, а популярная мера сходства между векторами — косинусное расстояние — также не зависит от порядка операндов.

Мы хотим поделиться с сообществом собранной нами базой ассоциаций к словам и выражениям русского языка. Этот набор данных лишён недостатков методов дистрибутивной семантики. Ассоциации хорошо сохраняют эмоциональную полярность и они по своей природе асимметричны. Подробнее расскажем в статье.

Почему дистрибутивная семантика «не видит» часть картины мира?

Письменный язык — это очень сильно сжатая информация. Чтобы распаковать её и понять суть мы подключаем дополнительные ресурсы — здравый смысл, наши знания о мире, культурный контекст.

Если часть такой информации вам недоступна, например вы попали в новую компанию или погружаетесь в новую предметную область, вы будете вынуждены восполнять пробелы в знаниях, задавая вопросы или изучая дополнительные источники. Компьютер лишён (пока) такой возможности учиться.

Поэтому NLP-разработчику важно понимать, что части полезной информации о мире в тексте нет и быть не может. Её нужно собирать и подключать дополнительно.

Что такое ассоциации?

Все в детстве играли в игру, когда один человек называет слово, сосед предлагает свою ассоциацию. Потом придумается ассоциация к ассоциации и т.д. Часто интересно не только услышать ассоциацию другого человека, но и понять ход его мыслей, как он пришёл к тому или иному слову. Это позволяет немного заглянуть в то, как мы мыслим. Можно посмотреть на это и по-другому.

Живые люди обладают наиболее актуальной и несжатой информацией о мире и о языке. С этим связана наша изумительная способность разрешать языковые неоднозначности. Любая модель языка будет срезом этой информации с неизбежными потерями. Дистрибутивные модели дают один срез, ассоциации позволяют взглянуть под другим углом.

Возможно путь к чуть более объёмной языковой картинке лежит в использовании обеих моделей.

TL;DR или дайте ссылку на датасет

Собственно датасет, которым мы хотим поделиться с сообществом, представляет собой базу таких ассоциаций. Ниже мы расскажем об особенностях данных, но если вам не терпится — смело листайте вниз и переходите на Гитхаб, чтобы скачать базу.

Несимметричность матрицы ассоциаций

Ещё одной досадной особенностью дистрибутивных моделей является их симметричность. Т.е. СТУЛ и МЕБЕЛЬ окажутся похожими, но как понять отношение слов друг к другу? Немного помогает кластеризация поверх векторов, но в исходной модели этой информации нет. Ассоциации несимметричны. Так, например, к слову ЛАЙМ будет сильная ассоциация ФРУКТ.

Но обратное неверно — ЛАЙМ если и ассоциируется со словом ФРУКТ, то далеко не в первую очередь. Это связано как с обобщающей ролью слова ФРУКТ в языке, так и с актуальным культурным контекстом жителей России.

Соответственно зеркальность и её количественное выражение являются интересными атрибутами ассоциаций, выгодно отличающих их от чисто статистических инструментов, таких как дистрибутивные модели.

Что можно сделать с датасетом

Мы видим конечную цель всех исследований языка в том, чтобы научить компьютер понимать язык на уровне человека. Это не обязательно предполагает умение машины мыслить (что бы мы не вкладывали в это понятие), достаточно умело эмулировать то, как человек работает с языком.

Хочется надеяться, что дополнительные источники информации, которых для русского не так много, помогут учёным и исследователям продвинуться на этом пути.

Ниже мы предложим несколько направлений исследований, которые показались нам достаточно интересными:

  • Реализовать алгоритм assoc2vec, взяв за основу идеи из GloVe и заменив контекстную совстречаемость ассоциативной.
  • Кластеризовать ассоциации в рамках каждого отдельного головного слова или датасета в целом, например чтобы выделить кластера отдельных значений слова.
  • Исследовать возможность автоматического построения тезауруса русского языка. (Наблюдение: в отличие от контекстов матрица ассоциаций асимметрична.)
  • Использовать срезы ассоциаций по гендеру для проведения социологического исследования.
  • Сделать интересную визуализацию самих ассоциаций и связей внутри датасета. (Например карту всевозможных путей между ассоциациями.)
  • Исследовать природу симметричности/асимметричности относительных частот зеркальных ассоциаций.

Это лишь несколько идей, в реальности их может быть гораздо больше. Придумывайте свои эксперименты и обязательно делитесь результатами на Хабре или даже в научных журналах.

Ссылка на скачивание и лицензия

Датасет: ассоциации к словам и выражениям русского языка

Датасет распространяется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Хабы:

Источник: https://habr.com/post/341406/

Игры на ассоциации

Ассоциации к словам

Подробности Галина Категория: Мышление

:  5 / 5

Игры на ассоциации полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они  дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как повышают скорость интеллектуальных процессов.

Лучшего способа активизации мышления и памяти, пожалуй, и не найти.

Многие взрослые страдают от того, что не могут быстро подобрать нужное слово. Способность быстро извлекать необходимые сведения из глубин памяти полезно развивать с детства. Особенно полезны игры на ассоциации для детей с разными формами нарушений развития. Мы приводим примеры игры на  поиск ассоциаций. Надеемся, они покажут заинтересованным взрослым направления работы.

Условно разделим их на 2 группы:

  1. игры на словесные ассоциации,
  2. игры на образные ассоциации.

Ассоциации по контрасту (противоположности)

Инструкция. Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению.

  1. Высокий/низкий.
  2. Далёкий/близкий.
  3. Толстый/тонкий (худой).
  4. Сладкий/кислый.
  5. Злой/добрый.
  6. Слабый/сильный.
  7. Хороший/плохой.
  8. Сырой/варёный.
  9. Длинный/короткий.
  10. Чёрный/белый.
  11. Тонуть/выплывать.
  12. Кричать/молчать.
  13. Бросать/ловить.

Ассоциации по сходству (подобию)

Инструкция. Я назову предмет, а ты назови, на что он похож.

  1. Арбуз/мяч.
  2. Голова/шар.
  3. Груша/треугольник.
  4. Солнце/одуванчик.
  5. Лампочка/груша.
  6. Горбы верблюда/горы.
  7. Заснеженное поле/белое покрывало.
  8. Фонтан/дождь.
  9. Земля/шар.
  10. Ботинки/ноги.
  11. Замёрзшая река/зеркало.
  12. Лужа/океан.
  13. Цветущий луг/ковёр.
  14. Небо/голубая чаша.
  15. Пушинки одуванчика/вертолёт.

Ассоциации по смежности в пространстве/времени

  1. Зима/снегопад.
  2. Стол/стул
  3. Осень/листопад.
  4. Весна/цветение первоцветов (подснежников).

Здесь можно искать как отдельные слова, так и цепочки слов. На одном из занятий по ориентировке во времени подготовишки получили задание назвать как можно больше «зимних» слов – ассоциаций к слову «зима». Список получился внушительный.

Задачу усложняем соблюдением условия: называть то, что бывает только зимой.

Ассоциации причины – следствия

  1. День/светло.
  2. Дождь/лужи.
  3. Вода/мокрый.
  4. Гром/молния.
  5. Микробы/болезнь.
  6. Солнце/капель.
  7. Лампа/свет
  8. Капель/весна.
  9. Физкультура/здоровье.
  10. Солнце/свет, тепло, жизнь, загар.

Это основные виды ассоциаций. Дополнительно к ассоциациям можно отнести:

  1. Обобщение: одуванчик/цветы, табуретка/мебель, простыня/постельное бельё, торшер/электроприборы, корова/домашние животные, яблоко/фрукты, морковка/овощи, банка/посуда.
  2. Подчинение: цветы/астры, мебель/лавка, посуда/тарелка, головные уборы/панама, животные/обезьяна, игрушки/самокат, транспорт/телега.
  3. Дополнение: тетрадь/ручка, палитра/краски, парта/ученик, суп/ложка, огород/картошка, мать/ребёнок, зубная паста/зубная щётка.
  4. Часть и целое: велосипед/колесо, чайник/носик, час/минуты, корова/рога, ботинок/подошва, дерево/корни, печь/труба, дом/крыша.

Дополнительно практический материал для игр на ассоциации можно взять отсюда.

Эта классификация для студентов, педагогов. Родителям, бабушкам-дедушкам сложно и нет желания разбираться, предлагаем несколько заданий (игр). Выполняя их с ребятами разного возраста (и школьниками в том числе) достаточно регулярно, можно добиться неплохих результатов.

Начинать стоит с простого поиска ассоциаций, как описано в этой статье

Игра «Хвостик к слову»

Подобная игра на ассоциации для школьников и взрослых в интернете встречается под именем «связанные ассоциации». Мы адаптируем название к возрасту наших воспитанников, дополнительно внося образ. Как думаете, что могут представить себе дошколята старшего возраста? Мышку с хвостиком: чем больше слов, тем хвостик длиннее. Паровозик с вагонами: больше слов – длиннее состав. Бусы, хоровод….

Ход игры такой. Выбираете предмет или явление и предлагаете детям назвать как можно больше связанных с темой слов. Желательно их записывать, чтобы потом установить связь слова и ассоциации. Если детей двое и более, вносим соревновательный момент: у кого хвостик длиннее.

Пример: весна. Инструкция: назови все знакомые тебе слова, относящиеся к весне. Диалог:

  • Весна – подснежник.
  • Почему подснежник?
  • Потому что весной растут подснежники.

Чем лучше навык поиска ассоциаций, тем сложнее слова можно предлагать. Скажем, исходное слово «отпуск». Наши северные дети знают в нём толк, ждут его, потому что отправятся в путешествие. Но «отпускных» ассоциаций у них немного. Играя с ребёнком (по очереди), введите новые слова: пассажир, попутчик, кондуктор и прочее.

Игра «Какого слова не хватает»

Инструкция. Я скажу два слова, а ты добавь к ним третье, чтобы стало понятно, как они связаны. Например, я скажу: вечер, еда. Как их связать? Вечером едят. Как называется еда вечером? Ужин. Значит третье слово будет «ужин». Получается цепочка: вечер, еда, ужин.

  1. Родственники, карандаш (письмо).
  2. Книга, вагон (чтение, забывчивость).
  3. Праздник, почта (открытка).
  4. Перо стихи (поэт).
  5. Огород, пашня (трактор).
  6. Масло, торт (крем).
  7. Бусы, хоровод (наряд, украшение).

Если ребёнок затрудняется в придумывании предложений (что часто у речевиков, детей  с другими нарушениями), третьим словом можно брать действие: кукла, девочка (играть).

Игра «Что подходит?»

Инструкция. Я назову слова, а ты скажи к каким другим словам они подходят.

  1. Лёгкий/пушистый.
  2. Светлый/деревянный.
  3. Разноцветный/душистый.
  4. Горький/полезный.
  5. Тёмный/горячий.
  6. Сладкий/молочный.
  7. Любимый/маленький.

Игры на ассоциации пригодятся на детском празднике, в поездке, на отдыхе, словом, везде, где наметилась скука. Продолжение следует.

Источник: https://mama-pomogi.ru/sposobnosti/myshlenie/igry-na-assotsiatsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.