Акалькулия и дискалькулия: что это такое

Дискалькулия глазами нейропсихолога. Коррекция дискалькулии

Акалькулия и дискалькулия: что это такое

Дискалькулия – это неспособность к освоению счетных операций (соотношению абстрактных величин как в уме, так на бумаге с использованием символов) при сохранном интеллекте. Данное нарушение относится у группе расстройств обучения, встречается также часто, как СДВГ, дислексия и дисграфия.

В отличие от упомянутых расстройств, дискалькулия одинаково распространена среди мальчиков и девочек (СДВГ и нарушения письма и чтения больше характерны для мальчиков). Гиперактивность с дефицитом внимания, нарушения чтения, письма и счета очень часто коморбидны, то есть сочетаются между собой.

Так же, как и дислексия, дискалькулия может быть обусловлена как генетическими причинами, так и повреждениями мозга в раннем возрасте.

Отдельно выделяют распад счетных навыков у взрослых, например, после инсульта и черепно-мозговой травмы – акалькулию. И хотя оба этих нарушения связаны с нарушением счета, они имеют разные механизмы.

Развитие математических представлений у детей недостаточно изучено. В норме ребенок после года быстро начинает понимать разницу между маленьким и большим количеством (например, что 3 конфеты больше, чем 2). В возрасте 4 лет ребенок может посчитать до 4-10, а в 5 лет уже имеет представление о числе.

Примерно в этом же возрасте начинает формироваться навык написания цифр и их прочтения в пределах десятка. Вслед за этим в течение пары лет формируется понимание состава числа из сотен, десятков и единиц. В арифметическом плане первыми появляются операции сложения и вычитания (они интуитивно понятны даже детям 4 лет без использования символов).

Умножение и деление являются более сложными, появляются позже, уже в школьном возрасте.

Исследования показывают, что первичные нарушения именно счетных операций (так называемая чистая операциональная дискалькулия) встречаются крайне редко. Намного чаще встречаются дефекты смежных функций, которые не позволяют освоить математические представления в полной мере и дают внешнюю картину дискалькулии. Для успешного освоения счетных операций необходимы:

  • Внимание, кратковременная и хорошая рабочая память, а также для автоматизированных счетных операций необходима хорошая вербальная память. То есть задействованы нейродинамические свойства мозга (первый функциональный блок), третий функциональный блок мозга (премоторная и префронтальная кора) и левая височная область.
  • При выполнении неавтоматизированных математических действий необходима способность к визуализации, то есть хорошие пространственные представления. У детей за это отвечает преимущественно правое полушарие – его теменно-затылочная область.
  • При решении сложных задач в несколько действий необходимы операции планирования, временнОй организации действий (последовательность – что сначала, а что потом). Здесь также необходимы пространственные представления и развитие лобной доли.
  • При написании двух-, трёхзначных чисел (особенно в некоторых языках, таких как голландский и немецкий, где в устном варианте числа перечисляются входящие в его обозначение цифры, причем в обратном порядке) необходимо правильно соблюсти порядок написания элементов: 46/64, 91/19. В случае реверсии (зеркального написания) получится совсем другое число! Здесь также необходимы пространственные представления (правое полушарие), произвольное внимание, удержание программы (лобная доля), хороший слухоречевой гнозис и слуховое внимание (если число пишется на слух), а также межполушарное взаимодействие.

Механизмы формирования математических представлений:

  1. Первичное понимание о количестве, а также о множестве связано с теменными зонами коры обоих полушарий и с оценкой внешнего пространства. Немецкий нейропсихолог M.G. von Aster обращает внимание на дискалькулию при синдроме Герстмана у детей, при котором присутствует так называемая пальцевая агнозия (то есть нарушено восприятие, запоминание пальцев рук, понимание левого и правого; выделяют синдром Герстмана с дислексией и синдром Герстмана с дискалькулией). Однако связь счетных операций с пальцевым гнозисом подвергается сомнению и окончательно не доказана.
  2. Символическое обозначение чисел и математических действий формируется в задней ассоциативной коре левого полушария.
  3. По мере автоматизации счетные операции как устоявшиеся паттерны, не требующие больших энергозатрат, «переходят» в левое полушарие, в том числе в базальные ганглии. Именно поэтому у взрослых акалькулия наступает преимущественно при поражении левого полушария. В случае же новых сложных операций требуется правильная работа теменной коры правого полушария и межполушарное взаимодействие.
  4. При восприятии задач, чисел на слух необходимо подключение слухоречевого анализатора и модально-специфических внимания и памяти.
  5. Для последовательного решения сложных задач, определения последовательности действий, удержания всех условий в уме необходимо участие лобное доли.
  6. Для поддержания оптимального тонуса коры нужна правильная работа субкортикальных отделов – первого функционального блока мозга.
  7. Для адекватного обмена информацией должны хорошо работать межполушарные связи.

Таким образом, дискалькулия может возникать при дисфункциях как в левом, так и в правом полушарии, а также при нарушениях их взаимодействия.

Виды дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия. Это чистое нарушение счетных операций, когда ребенок остается на стадии дооперациональных представлений по Пиаже. Не формируются элементарные предпосылки для овладения счетом. Ребенок не осваивает понятие числа, «больше-меньше», множества.

    При этом может присутствовать нарушение гнозиса и праксиса пальцев рук.

  2. Вербальная дискалькулия. Тесно связана и сочетается с дисфазией. Это неспособность к освоению вербальных обозначений количества, числа, цифр и математических символов. Это не истинная дискалькулия, а скорее, вторичное явление.

    При вербальной дискалькулии может быть хороший невербальный интеллект.

  3. Идеогностическая дискалькулия. В таком случае ребенок может совершать только предметные математические операции (пальцы, конфеты), но не может перейти в абстрактный план. Исследователи связывают это с дисфункцией теменных отделов коры.
  4. Числовая диссимболия.

    Сочетается с оптической дислексией. Выражается в нарушении чтения математических символов и обусловлена дисфункцией задней ассоциативной коры левого полушария. В таких случаях ребенок не может запомнить, распознать символы и цифры, а также зеркалит как сами обозначения, так и целые числа. Здесь дискалькулия носит вторичный характер.

На практике почти не встречается чистых форм дискалькулии, обычно имеет место смешанная клиническая картина.

Диагностика и коррекция дискалькулии

Для диагностики необходимо стандартное нейропсихологическое обследование, которое желательно дополнить исследованием элементарных математических представлений. Также важно провести анализ школьных тетрадей.

Коррекция дискалькулии проводится преимущественно нейропсихологом, в некоторых случаях – логопедом, который владеет соответствующими методами работы.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник: https://emberint.ru/articles/korrekciya_diskalkulii/

Акалькулия: симптомы и причины возникновения болезни

Акалькулия и дискалькулия: что это такое

Сложность современной жизни приводит к тому, что с каждым годом растет число людей, страдающих психическими заболеваниями. Растройствами психики по статистике страдает более 35 % человечества.

Самой распространенной формой является депрессия. Среди нарушений встречается такое заболевание, как акалькулия. Это утрата человеком способности считать. Заболевание относится к наиболее серьезным, но оно излечимо.

Причины развития нарушения

Акалькулия – это приобретенное заболевание, которое развивается из-за поражения отдельных участков головного мозга. Причиной могут стать травмы, развитие новообразований. Очень часто акалькулия развивается на фоне психического расстройства.

Поражение головного мозга, при котором развивается заболевание, сконцентрировано в теменной, затылочной и височной коре головного мозга. Причинами таких поражений могут быть:

  • Наследственность.
  • Различные неврологические нарушения в перинатальный период.
  • Опухоли в головном мозге.
  • Интоксикации различной степени интенсивности.
  • Поражение головного мозга на фоне развития инфекционных заболеваний.
  • Негативное воздействие социальной среды.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Цереброваскулярные заболевания.

Как правило, это симптом какого-либо психического заболевания, но акалькулия может выступать и как самостоятельная патология.

Аспекты синдрома

Впервые сведения о таком заболевании, как акалькулия появились в 1919 году. По итогам исследований патология была разделена на первичную и вторичную. Первичная форма развивается при поражении височной, теменной и затылочной части коры головного мозга. При таком развитии у больного нарушается возможность произведения анализа и синтеза пространственных представлений.

Пациент не может различить цифры, произвести какие-либо действия с ними. Врачами был установлен факт, что сложность возникает из-за отсутствия понимания у человека «лево, право, вверх, вниз».

Наибольшую сложность эти нарушения вызывают у детей. У ребенка может не наступить понимание пространства к периоду начала обучения в школе. Это приведет к невозможности освоения арифметических цифр.

Симптомами первичной акалькулии являются:

  • Отсутствие разницы между цифрами. Например, больной не понимает, чем отличается 545 от 455.
  • Невозможность провести различия между разрядами чисел.
  • Полное отсутствие понятия числа.
  • Непонимание пространственных координат.
  • Сложность в проведении любых видов арифметических действий.

Вторичный вид патологии наблюдается при общем расстройстве умственной деятельности или при психических нарушениях.

Развитие заболевания у детей

В школьном возрасте около 5 процентов детей страдают дискалькулией. Это непонимание принципа счета, невозможность различать арифметические действия. Акалькулия идискалькулия взаимосвязанные между собой заболевания.

Об акалькулии речь идет в том случае, если ребенок был умственно развит, но утратил способность в результате травмы или заболевания. При дискакалькулии у ребенка теряется возможность обучаться любым арифметическим действием, а часто это сочетается с проблемой невозможности распознавания букв.

Дискалькулия у детей начинает развиваться с раннего возраста. Она выражается в том, что такого ребенка просто невозможно обучить каким-либо арифметическим действиям. Его мозг полностью отказывается воспринимать данную информацию. Чаще всего такое заболевание встречается у детей с генетической предрасположенностью. В итоге заболевание перетекает в умственную отсталость.

Диагностика дискалькулии

Дискалькулию у детей родители способны увидеть сами, при проявлении патологии необходимо сразу обращаться к врачу. Конкретный вид заболевания устанавливается после консультации с логопедом, неврологом, психологом.

При беседе ребёнка с врачами, ему предлагают посчитать, совершить простое действие в арифметике, расположить карточки с цифрами в порядке уменьшения или увеличения. В зависимости от выявленных нарушений в процессе выполнения заданий, будет установлен вид заболевания.

Виды дискалькулии выделяются следующие:

  • Графическая – ребёнок не может записать цифры, математические символы. У него возникает сложность при изображении геометрических фигур.
  • Вербальная – пациент испытывает трудность перед просьбой назвать арифметическое действие.
  • Дислексическая – такая форма заболевания проявляется в отсутствии возможности прочитать математические символы.
  • Операциональная – невозможность сделать арифметическое действие.

Установление вида патологии позволяет максимально эффективно провести коррекциюдискалькулии.

Лечение

Акалькулия поддается лечению, но для полной ликвидации симптомов, необходимо устранить причину патологии, то заболевание, которое стало причиной нарушений. Другая ситуация возникает с дискалькулией. Так как это заболевание не приобретенное, а врожденное, лечение предполагает только коррекцию и меры профилактики.

Методики лечения акалькулии будут зависеть от возраста пациента и степени тяжести заболевания. Если болен взрослый человек, то терапия будет проводиться со специалистами с применением различных компьютерных программ. Больного постепенно приводят к осознанию понятия числа. После этого начинается обучение математическим действиям от простых до более сложных.

У детей лечение построено на игре. Чаще всего для этого используются картинки с изображением цифр. Ребенка визуально приучают различать цифры.

Коррекцией дискалькулии должен заниматься врач-логопед. При необходимости к раьоте с пациентом может быть привлечен психолог и невролог.

Для коррекции разрабатываются специальные методики. Занятия могут проходить в любом комфортном для ребенка месте. Методика состоит из целого комплекса игровых упражнений, которые обучают счету. Также занятия должны быть направлены на развитие речи, мышления, изобразительных способностей ребенка.

Для устранения дискалькулии очень важно развить грамотную и связную речь. Коррекция должна быть основана на расширении словарного запаса у ребенка с одновременным изучением математических терминов. в самом начале должно вводится понимание больше, меньше, название геометрических фигур, признаки предмета.

Следующим этапом вводится обучение порядковому счету, употребление цифр в речи. Ребенка учат сравнивать цифры, предметы, их количество, качественные характеристики. У ребенка формируют связь между цифрой и ее визуальным выражением на письме. Развивается сразу и мелкая моторика, и мышление.

Как только будут достигнуты устойчивые достижения в счете, преподаватель переходит к простейшим арифметическим действиям. Цель показать ребенку логику решения.

Профилактика дискалькулии

Профилактические меры нарушения будут зависеть от того, какой вид патологии у пациента:

  • Графический – профилактика такого вида нарушения возможна с помощью упражнений для развития зрительных образов, мелкой моторики, координацией между движениями рук и зрением.
  • Вербальное нарушение можно предупредить, обучая ребенка названиям математических действий и их сущности. Дети должны уметь правильно использовать понятия в своей речи. Происходит развитие всех функций памяти, ребенок приобретает понимание формы, цвета и размера.
  • Практогностический вид предупреждается при помощи обучения навыкам счета в математике, арифметические действия должны выполняться с их последовательным проговариванием. Важно, чтобы в слух проговаривался полученный результат. Должны развиваться зрительное восприятие, координация движения, возможность соотносить реальный предмет и его изображение.
  • Дислексический вариант предупреждается развитием зрительного восприятия у ребенка. Он должен иметь представление о форме, цвете, правильно распознавать и называть математические символы, понимать смысл знаков, развивать память и логическое мышление.

Все меры профилактики направлены на развитие устойчивого восприятия зрительно математических символов, а затем грамотное их применение в арифметических расчетах.

Своевременное обнаружение проблемы поможет искоренить ее в самом начале и повысить успеваемость ребенка в школе.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/akalkuliya-eto.html

Акалькулия и дискалькулия – в чем разница? Классификация акалькулий, диагностика и лечение

Акалькулия и дискалькулия: что это такое

Умение считать является фундаментальным навыком, отсутствие которого приводит к стойким ограничениям процессов познания, обучения и профессионального образования. Приобретенное нарушение счетных операций носит название акалькулия (acalculia). Это определение было впервые введено Henschen в 1919 году.

История развития навыка счета имеет достаточно интересные тенденции. Еще относительно недавно умение считать было присуще только определенным социально-экономическим классам. В последующем этим навыком стала обладать все более широкая группа лиц.

В настоящее время практически каждый человек, освоивший школьный курс математики, способен самостоятельно производить счетные операции. Однако ученые предполагают в будущем повторное снижение распространения подобного навыка.

Такую вероятность связывают с широким внедрением в повседневную жизнь компьютерных технологий, использованием банковских карт и уходом от наличных расчетов. Поэтому способность считать рассматривают как особую познавательную функцию, зависимую от социокультурных факторов человека.

Тем не менее, необходимость счетных операций неотъемлемо присутствует в нашей повседневной жизни.

История основных понятий

Хотя термин «акалькулия» был введен только в 1919 году, описание центра счета было сделано более чем за сто лет до этого швейцарский нейроанатомом Gall и его ассистентом Spurzheim.

Однако согласно их описанию локализовался он в лобной доле в орбитофронтальной области и напрямую был связан с зоной экспрессивной речи.

Расстройства счета при этом рассматривались как нарушения, напрямую связанные с моторной афазией.

Только в 1926 году немецкий физиолог и психиатр Hans Berger предложил выделять первичную акалькулию, когда навык математических операций утрачен изолированно при повреждении центра счета (в теменно-височно-затылочной области), и вторичную, возникающую вследствие страдания других высших корковых функций (например, при цифровой алексии – неспособности прочесть цифры).

Полная утрата навыка счетных операций встречается достаточно редко. Поэтому чаще прибегают к термину «дискалькулия», под которым понимают частичную утрату способности считать. Как правило, диагностируется дискалькулия у детей.

Этиология

В функции счета принимает участие большое количество когнитивных систем. Патология любой из них может привести к развитию акалькулии. Чаще всего к потере навыка счета приводят:

  • церебро-васкулярные заболевания;
  • черепно-мозговые травмы;
  • новообразования мозга;
  • инфекционные заболевания головного мозга;
  • хронические и острые интоксикации;
  • некоторые наследственные синдромы (например, генетически обусловленные деменции). 

Эти же факторы могут выступать в качестве причины дискалькулии.

Кроме того, выделяют ряд заболеваний, которые могут спровоцировать задержку формирования центра счета у ребенка:

Подобные нарушения чаще приводят к  частичной утрате способности производить арифметические действия. Как правило, ребенок в этом случае имеет сочетание данной патологии с  различными видами нарушений развития (речевого, моторного, психического).

Классификация

Классификация акалькулий достаточно условна. Как правило, к развитию подобной патологии приводят расстройства нескольких когнитивных систем. Поэтому акалькулия будет ожидаемым элементом при афазиях, алексии и аграфии. В связи с преимущественным поражением одной из познавательных функций выделяют следующие виды акалькулий:

  • Вербальную. При этом страдает словесное обозначение математических понятий. Счетные операции выполняются успешно, однако пациент неспособен называть числа, символы, количества.
  • Апраксическую. Проявляется в виде нарушения системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов. Пациенты не способны пересчитать предметы, а также разделить их по количественным характеристикам.
  • Дислексическую.  Первично наблюдается расстройство чтения математических символов (цифр, знаков), словесных выражений количественных терминов;
  • Графическую. Страдает навык записи математических знаков, символов и правильного воспроизведения геометрических фигур.
  • Операциональную. Связана с утратой способности выполнять математические операции.

Существует иная классификация, согласно которой патология может быть подразделена на специфическую (первичная акалькулия) и неспецифическую (вторичная форма).

К неспецифическим формам относят акалькулию:

  • Оптическую. Возникает при поражении затылочных долей полушария, являющегося корковым представительством зрительного анализатора. Страдает оптическое восприятие числа или математических знаков. Пациенты не могут распознать и оценить схожие по рисунку арифметические символы, часто отмечается дефект в оценке чисел, обозначенных римскими цифрами;
  • Сенсорную. Первично страдает акустическое восприятие речи. Нарушен устный счет и счетные операции, выполняемые на слух;
  • Акустико-мнестическую. При этой форме также нарушается акустическое восприятие речи, но связано оно с нарушением слухоречевой памяти и объема слухового восприятия.

Представителями специфической  формы являются лобный и теменной (или теменно-затылочный) подтипы.

Лобная акалькулия связана с нарушением основных функций лобной доли – программирования, регуляции и контроля протекания всех психических функций человека. Патологические процессы, затрагивающие лобную долю, приводят к нарушению всех высших форм организации сознательной деятельности, в том числе и счета.

Теменная (или теменно-затылочная) акалькулия возникает при поражении соответствующих областей мозга, где имеется первичный центр счета.

Он складывается на основе уже сформированных и нормально функционирующих зрительного, слухового, вестибулярного и кожно-кинестетического анализаторов. Как правило, это происходит к 7-летнему возрасту.

При этом возникает центральное нарушение счета, первично страдает понятие «число» и счислительных операций, обнаруживается дефект восприятия системы пространственных координат.

Диагностика и лечение

В связи с тем, что расстройство счета часто сочетается другими видами патологии познавательных функций, синдром акалькулии может быть не диагностирован вовсе (попросту не замечен за ведущим когнитивным дефицитом).

Однако его выявление является необходимой работой, на основе которой разрабатывается система лечебных мероприятий.

Для подтверждения наличия нарушения навыка счетных операций и отнесения его к определенной группе проводят ряд нейропсихологических тестов для выявления расстройства счета, патологии речи, чтения, письма, пространственной ориентации и праксиса.

Лечение акалькулии, точно также как и коррекция дискалькулии, является трудоемким и длительным процессом. Для этого необходим тесный контакт врача и пациента.

В первую очередь лечебные мероприятия направляют на причину развития синдрома. Только устранив или скорректировав этиологические факторы, можно полноценно работать над  восстановлением навыка счета. Если акалькулия носит вторичный характер, параллельно ведется работа над другими утраченными когнитивными функциями. При этом необходимо соблюдать:

  • принцип комплексности лечения – предполагается сочетанное медико-психолого-педагогическое воздействие;
  • системность подхода – мероприятия направляются не только на изолированное восстановление навыка счетных операций, но и на первопричину возникновения дефекта;
  • этапность, непрерывность и длительность работы с пациентом для лучшего результата лечения;
  • учет психологической атмосферы при процессе восстановления навыка счета;
  • учет особенностей других высших психических функций (гнозиса, праксиса, речи).

В настоящее время в связи с повсеместностью распространения необходимости в счетных операциях проблема формирования математических представлений стоит достаточно остро.

Ситуация усугубляется не только возможностью приобретенной утраты навыка счета, но и дефектом в способности производить арифметические действия при задержке формирования счетного центра в коре. Акалькулия и дискалькулия могут проявляться в различных сочетаниях с иными познавательными нарушениями и существенно снижать социальную адаптацию человека.

Своевременная и комплексная коррекция утраченных или несформированных навыков производить арифметические действия способна значительно улучшить результаты лечения и повысить качество жизни пациента. 

Шоломова Елена Ильинична, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 93

4.26 93

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/akalkuliya.html

Акалькулия — расстройство счета

Акалькулия и дискалькулия: что это такое

Акалькулия (а + лат. calculo — считать) представлена в виде нейропсихологического симптома, особенность которого заключается в утрате умения осуществлять арифметические действия из-за поражений коры головного мозга.Синонимом акалькулии является дискалькулия.

У пациентов наблюдается отсутствие способности сравнивать числа, вычитать и складывать их, решать элементарные математические задачи.

По сути, умение человека считать является интеграцией одновременно нескольких когнитивных умений. Рассматриваемая же патология провоцирует сложности в следующих областях:

  • ассоциация числа и его устного названия;
  • сравнение цифр с разными числовыми значениями;
  • регистрация в сознании значения числа и понимание его сути;

Симптоматика акалькулии часто является предшественником деменции, причина развития которой заключается в наличии поражений в лобной или теменной доле головного мозга.

Классификация

Акалькулия, как термин, была открыта в 1919 году Ф. Хеншеном. Исследовательская деятельность о нарушении синтеза и анализа вычислительных операций позволила выделить два вида патологии – первичную и вторичную.

  1. Первичная акалькулия является результатом нарушений в височной, затылочной и теменной участках коры. Ключевой особенностью является нарушение синтеза и анализа представлений пространственного характера. Пациенту проблематично проводить вычислительные процессы и различать числа. В подавляющем большинстве случаев больной не понимает различия между такими понятиями, как спереди и сзади, вниз и вверх, право и лево.
  2. Вторичная акалькулия является результатом существующих синдромов нейропсихологического характера.

Симптоматика

Именно у детей первичная форма рассматриваемой патологии проявляется наиболее ярко. К моменту поступления в школу у маленького пациента могут не успеть сформироваться отделы мозга, отвечающие за понимание пространственных явлений. Результатом является проблема понимания арифметических операций и значения цифр на первом году обучения. Также наблюдаются следующие симптомы.

Проявления первичной формы:

  • понятие больше — меньше относительно арифметических действий нарушено;
  • понятие чисел отсутствует;
  • арифметические операции осуществляются проблематично;
  • понятие пространственных координат нарушено;
  • различие разрядных строений чисел отсутствует;
  • понимание разницы между числами отсутствует, если поражена теменная область;
  • сложности в оценке арифметических объектов с цифрой ноль в составе;
  • образное восприятие цифры в виде предмета, например, 50 роз, 10 гривен;
  • изредка остается возможность сложения;
  • серьезные проблемы в процессе вычитания, особенно если приходится работать с числами через десяток;
  • редко акалькулия в данной форме сочетается с речевыми нарушениями.

Если данная патология является результатом поражения лобной части головного мозга, пациент понимает принцип числовых разрядов, ему доступны элементарные арифметические вычисления. Более сложные действия и манипуляции вызывают серьезные затруднения.

Симптомы вторичной формы

Вторичная форма вызвана поражениями префронтального, височного или затылочного отделов головного мозга.

  1. Проблемы в затылочной зоне приводят к нарушению визуального восприятия цифр. В качестве основного заболевания может выступать оптическая агнозия или алексия. Схожие по написанию числа пациент может не отличать визуально, сохраняется разрядное понимание чисел. Нередко такие проблемы сопровождает амнезия на названия чисел.
  2. Дефект слухового понимания чисел наблюдается при поражении височной зоны коры. В качестве основного заболевания выступает сенсорная или акустико-мнестическая афазия.
  3. Проблемы в префронтальной зоне приводят к нарушению понимания арифметических операций. Чаще всего поражается доминирующее полушарие. У правшей – это левое полушарие, а у левшей – правое.

Лечение

Акалькулия требует терапии, основанной на устранение основной причины. Форма синдрома напрямую влияет на то, как будет осуществляться восстановление вычислительных способностей. Ответственность за это несут клинические психологи, дефектологи, специалисты нейропсихологии и психиатры.

Терапия первичной формы

В данном случае ключевая цель представлена восстановление понимания чисел и их разрядной структуры. Среди наиболее эффективных методов следующие:

  • метод понимания разрядов;
  • метод действия с числами;
  • визуальный метод.

Специальные методики, в основе которых лежит визуальная память, принято использовать в тяжелых формах болезни. Это могут быть выложенные перед пациентом в ряд карточки с изображением количества предметов и соответствующими числами.

Игровая форма в случае с детьми приносит более ощутимый эффект. Например, под цифрой 4 на карточке будет изображено 4 книги.

Цветовая гамма предметов должна быть яркой и разнообразной, поскольку в процессе запоминания и восприятия цвет играет немаловажную роль.

Суть метода действия с числами заключается в необходимости пациента разбить любое число на максимум возможных вариаций. Палочки отлично подходят для выполнения данного упражнения. Например, пациенту предлагают разбить на возможные вариации число 7.

Все выполненные действия необходимо записать в дневник. Со временем можно избавиться от палочек и заменить их вербальным комментированием арифметической операции, если пациент будет делать успехи. Все счетные операции необходимо будет проговорить вслух, далее можно переходить на шепот и в результате человек учится считать в уме.

Если неспособность анализировать разряды чисел сопровождается нарушением их названия, актуально проговаривать все числа до 100, а работе дефектолога будет заключаться в появлении разницы между единицами и десятками.

Не менее эффективно упражнение, когда пациенту необходимо написать наименование числа под его названием. Например, под надписью триста сорок семь пациент должен написать 347.

Только первые 2-3 занятия проводятся в наглядно-образном стиле, после чего актуален постепенный переход на ое озвучивание процессов. У взрослых акалькулия легкой стадии корректируется более эффективно, нежели у детей.

Терапия вторичной формы акалькулии

При вторичной форме локация поражения головного мозга напрямую влияет на характер восстановления числового понятия и счета.

  1. Затылочные поражения требуют коррекции правильного написания и визуального восприятия. Наиболее эффективные методики – упражнение с двигательным бразом числа, манипулирование с задачами и числами, а также предметный счет. Не менее эффективен метод озвучивания, когда в уме пациент представляет число. Результат возможен при хорошо развитой зрительной памяти, воображения, а также при сохранном слуховом восприятии.
  2. Проблемы со слуховым восприятием чисел характерны при поражении височных зон. Специализированное терапевтическое восстановление в данном случае не актуально, поскольку нарушение несущественное.
  3. Префронтальные поражения требуют обучения пациентов простому пониманию чисел, постепенно вводятся арифметические операции, где в роли предметов выступают цифры. На завершающем этапе дефектолог вводит арифметические операции с последовательными действиями.

Пациент будет анализировать арифметические действия и за счет объективно-разрядного понимания числа, и за счет привычной предметной характеристики, если вводить манипулирование предметами наравне с числами.

От первичной предметной оценки к разрядной, пространственной характеристике можно перейти за счет переключения на внутреннюю программу сознания от внешних действий. Постепенно арифметические манипуляции восстанавливаются, как и их понимание.

Источник: https://prodepressiju.ru/drugie-rasstrojstva/akalkuliya.html

Акалькулия

Акалькулия и дискалькулия: что это такое

Акалькулия – это симптом нейропсихологического генеза, обнаруживающийся в нарушении способности считать и производить операции по вычислению. Возникает акалькулия вследствие повреждения различных сегментов коры мозга.

Выделяют первичную форму описываемого нарушения и вторичную. Первая – обусловлена непониманием разрядной числовой структуры, сложностями непосредственно в вычислительных операциях, неспособностью распознать арифметические знаки.

Она является симптомом, независящим от иных дисфункций психики. Первичная акалькулия зарождается при повреждении теменно-затылочно-височных сегментов мозга и представляет собой сбой в понимании пространственных связей.

Вторичная – может появляться при иных дисфункциях психики (например, при амнезии или афазии) либо вследствие общего расстройства целенаправленной умственной деятельности.

Акалькулия и дискалькулия

На школьном возрастном этапе приблизительно 5% малышей страдает такой дискалькулией, которая обнаруживается в неспособности производить любые операции по вычислению, не умении различать цифры и непонимании счета.

Синдром акалькулии зарождается при адекватном умственном формировании вследствие какого-либо недуга или травмы. Дискалькулия, прежде всего, характеризуется невозможностью овладеть арифметикой, а акалькулия – расстройством счетных операций.

Акалькулия являет собой приобретенный мозговой дефект, при котором утрачивается умение производить простейшие арифметические операции.

Дискалькулия, в свой черед, характеризуется потерей возможности обучить ребенка математическим действиям. Часто этой проблеме сопутствует неспособность распознавать литеры.

Нередко, акалькулию сопровождает дисфункция психики, вследствие чего у взрослых лиц повреждаются отдельные сегменты мозга, ответственные за операции счета и числа.

Акалькулия, что это такое и каковы ее причины? Ниже приведены основные виды акалькулии и причины возникновения.

Первичная акалькулия обнаруживается в результате повреждения затылочно-теменно-височных сегментов коры. При данной разновидности недуга индивид испытывает сложности в произведении простейших математических действий, не разумеет строение чисел, нередко путает арифметический знак.

На фоне психической дисфункции может зародиться вторичная акалькулия. При этой вариации недуга субъект может спутывать цифры, вследствие их похожести по написанию.

Также могут наблюдаться сбои в операциях счета, совершаемых в уме. Такие субъекты не в состоянии правильно произвести счетное действие. Индивидов, страдающих анализируемым расстройством, нельзя относить к умственно отсталым.

Таким индивидам сложно пересчитать деньги или запомнить цифры.

Формирование акалькулии наблюдается вследствие нарушений различных когнитивных процессов.

Виды акалькулии различают в зависимости от пораженной познавательной функции.

Вербальная разновидность недуга обнаруживается в неумении словесно обозначить математические понятия. Больной успешно может производить математические действия, но вербально назвать числа, символы, обозначить численность объектов не может.

Апраксическая вариация недуга выражается в невозможности посчитать предметы. Индивид не может произвести счет предметов и определить количественные характеристики.

Операциональный вид акалькулии заключается в потери умения выполнять математические действия.

Графическая разновидность описываемого нарушения обнаруживается в неумении записывать математические знаки и обозначения, а также правильно рисовать геометрические фигуры.

Дислектиксическая акалькулия состоит в утрате способности прочитать математические символы, сформулировать количественные термины.

Дискалькулия возникает еще на раннем возрастном этапе. Выражается она в неспособности малышей обучиться математическим операциям. Их мозг не воспринимает эту информацию. Данная проблема врожденного генеза и присутствует она всю жизнь.

Часто такой дефект наступает вследствие генетической предрасположенности.

Результатом становится умственная отсталость, поскольку крохи не в состоянии посчитать, определить правую или левую сторону, время, у них наблюдаются сложности с распознаванием геометрических фигур и букв.

Среди общих признаков дискалькулии выделяют следующие: неспособность совершать некоторые операции по вычислению, проблемы с распознаванием цифр (например, единица схожа с семеркой), сложности в элементарных вычислениях, обусловленные невозможностью определить символ или знак, объяснить математическую операцию.

Акалькулия у детей

Рассматриваемая дисфункция является приобретенным недугом, проявляющимся в сбое при произведении арифметических действий.

Причины акалькулии у детей заключаются в поражении мозговых структур. Способность считать являет собой фундаментальный навык, отсутствие которого значительно осложняет существование, препятствует получению образования и овладению профессией. Главенствующее место в формировании счетных процессов принадлежит теменно-затылочным зонам и теменным сегментам коры.

Причины акалькулии обусловлены поражением перечисленных мозговых участков, вследствие чего возникают сбои в пространственном ориентировании и понимании пространственных отношений.

Лурия определил, что большинство малышей, страдающих описываемым дефектом, владеют порядковым счетом, соотнесением количества предметов, могут пересчитывать, но понять принцип разрядности, оперировать обобщенными множествами они не могут.

Кардинальными симптомами данной патологии являются: распад понимания числа, расстройство в уразумении разрядной структуры числа, понимании значения знаков. Умение считать являет собой интеграцию нескольких познавательных навыков.

Индивид, страдающий акалькулией, испытывает большие сложности в четырех сферах.

Синдром акалькулии и его проявления обусловлены местом локализации аномального очага. Так, при повреждении затылочно-теменных сегментов либо при наличии двухстороннего поражения, можно предполагать первичную акалькулию.

При повреждении затылочного сегмента, исчезает визуальный образ цифры, она перестает для больного являться символом, отражающим определенное количество. Индивид распознает цифры, они смешиваются в восприятии. Это особенно относится к цифрам схожим по начертанию.

При повреждении височных зон наблюдаются сбои в устном счете, префронтальных сегментов – расстраивается целенаправленная деятельность, больной не может планировать счетные действия и контролировать их выполнение.

Иногда рассматриваемая дисфункция полностью способностей к вычислительным операциям не лишает малыша. Отдельные маленькие пациенты сберегают навыки сложения, однако вычитание для них становится невыполнимой задачей.

Описываемому недугу часто может сопутствовать сенсорная афазия.

Степень нарушения произведения арифметических операций варьируется от абсолютной неспособности вычислять до возникновения ошибок в счетных действиях и при манипуляциях с цифрами.

Лечение акалькулии

Вследствие сочетаемости симптоматики акалькулии с иными расстройствами когнитивных функций, часто выявить синдром акалькулии довольно сложно. Его могут просто не заметить на фоне ведущей когнитивной дисфункции.

Однако обнаружение описываемого нарушения является важной работой, поскольку система коррекционных мероприятий обусловлена симптоматикой.

Дабы подтвердить наличие сбоя в произведении вычислительных операций и причислить к определенной категории проводится нейропсихологическое тестирование для определения расстройства счета, дефектов речи, нарушения написания и чтения, отклонений в пространственном ориентировании.

Акалькулия коррекции поддается. Однако для успешной и полной ликвидации симптоматики необходимо, в первый черед, лечение недуга, спровоцировавшего акалькулию.

Первичная форма дисфункции предполагает необходимость возобновления понимания значения цифр и их разрядного строения.

К таким пациентам в нынешней медицинской практике для реставрации утраченной функции благополучно применяется визуальный метод, методика операций с числами и восприятия их разрядов.

Дабы победить рассматриваемый недуг нейропсихолог совместно с логопедом осуществляют трудоемкую и продолжительную работу. Терапевт сотрудничает с иными докторами, самим пациентом, а также с родней больного.

При вторичной форме описываемого нарушения параллельно следует корректировать и иные утраченные познавательные функции.

Следует соблюдать ниже приведенные принципы успешной терапии: комплексность (сочетание педагогического воздействия с медико-психологическими методами коррекции), системность подхода (восстановление навыка вычислительных действий одновременно с этиологической терапией), непрерывность.

Успешность коррекции акалькулии обусловлена временем начала адекватной терапии, прогноз восстановления, определяемый размером поврежденного сегмента – ранним выявлением и своевременным проведением лечебных мероприятий.

Помимо того, успешность и продолжительность терапии обусловлена возрастом индивида, степенью речевых расстройств. Лучшую динамику демонстрируют пациенты, находящиеся на более раннем возрастном этапе.

При этом если недуг зародился в детстве, то в дальнейшем могут отмечаться грубые нарушения в формировании речи.

Профилактическое воздействие, прежде всего, подразумевает предупреждение получения различных мозговых травм, предотвращение нарушения кровоснабжения мозговых структур. Кроме того, необходимо ежегодно проводить плановое обследование, дабы исключить наличие опухолевых процессов либо патологий иного характера.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии акалькулии обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Источник: https://psihomed.com/akalkuliya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.